{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Смысл бизнеса не в том, чтобы делать клиентов счастливыми» Статьи редакции

Партнёр фонда TMT Investments Игорь Шойфот — об основных ошибках при инвестировании в стартапы.

Материал из личного блога Сергея Сичкара «О бизнесе, идеях и результатах».

Ошибка 1. Стараться осчастливить клиентов, а не растить бизнес

К нам постоянно приходят офигенные ребята-стартаперы. У них горит земля под ногами, они работают с утра до вечера. Сам продукт — интересный, делает жизнь людей лучше. Так и хочется в него инвестировать. Но без чёткого плана роста, без доказанного умения расти инвестировать очень рискованно.

Смысл любого бизнеса заключается в том, чтобы строить бизнес: предоставлять услуги, зарабатывать и расти. Ошибка любого инвестора и стартапера — не думать об этом. Множество технологических компаний жрут деньги, чтобы помогать людям. В этом, конечно, нет ничего плохого, но бизнес должен зарабатывать деньги. Либо бизнесом, либо продажей бизнеса.

Смысл бизнеса не в том, чтобы делать клиентов счастливыми.

Если клиенты счастливы, значит, продукт хороший, предпринимателю есть чем гордиться. За его продуктом пойдут реселлеры. Люди с удовольствием будут наниматься к нему на работу. Но счастливые клиенты — только способ, который поможет компании расти.

Как правильно. Нужно набрать воздуха, заставить себя не думать о счастливых клиентах и открыть глаза: «Да, идея классная. Да, продукт офигенский. Да, ребята нравятся. Но доказали ли они, что способны расти? И за внятные деньги, а не за безумные миллионы долларов в месяц?»

Инвестору нужно слышать не очередную научную работу о том, как будет фигачить распределённая база данных или каким будет рынок. Ему нужно видеть, как стартап становится бизнесом.

  • Какая бизнес-модель? Почему именно такая?
  • Почему эта бизнес-модель классно работает?
  • Как работают каналы дистрибуции? Почему так?
  • Сколько стоит приобретение клиентов в каждом канале?
  • Почему будут покупать этот продукт, а не другой?
  • Чем продукт отличается от других?
  • Почему другие не сделают такой же продукт?
  • Какие продажи?
  • Какова пожизненная ценность клиента?
  • Какая конверсия?
  • Кто вы?
  • Почему именно ваша команда способна с нынешнего уровня довести компанию до фантастических миллионов, которые написаны в бизнес-плане?

Ошибка 2. Верить в красивые рассказы

Бывает, что предприниматель сразу зажигает своим рассказом: «У меня была компания, я продал её за $60 млн. Вот бизнес-план, мне нефиг делать построить такую компанию. Продукта у меня пока нет, но за полмиллиона долларов я его сделаю». Инвесторы в экстазе, смотрят на его скриншоты нереальной красоты, на его ордена, на фотки, где он с каким-нибудь Сергеем Брином.

Но надо сказать в пользу инвесторов: у нас похмелье происходит очень быстро. Через два месяца после инвестиции мы пришли к одним нашим стартаперам в офис и обомлели. Ребята сняли целый дуплекс, пусть и в ужасном месте.

Чтобы красиво его оформить, на деньги инвесторов они понакупили на eBay всякие штуковины. Очень красиво оформили. Всё мило и классно, но два месяца они занимались только офисом. В оправдание они говорят: «Ты пойми, мы же с утра до вечера только тут будем». Вроде веришь, но червь сомнения уже грызёт.

Через два месяца офис стал ещё круче. Они там стол для пинг-понга поставили, и старинный аппарат с газированной водой.

Они придумали ещё более красивый интерфейс. Но что с бизнесом? Продукта нет. Продаж, естественно, тоже нет. Они говорят «Мы тут в процессе вообще придумали нереально красивую картину». И показывают её на экране стоимостью $5000.

Через несколько месяцев они сказали: «Мы вообще стащили гениального чувака из Google. Правда, придётся зарплату ему $250 тысяч платить, но фигня». А продукта всё нет, только обещания всё красиво сделать. Ни продукта, ни продаж.

Так они эти первые инвестиции и спустили на то, чтобы сидеть, думать, радоваться жизни, что-то рисовать. Но надо сказать, что компания не развалилась. Основатель гениально умеет продавать, он гениально поднял ещё несколько миллионов долларов и до сих пор что-то строит. Ни клиентов, ни продаж, но как-то всё живо и работает. Более того, есть растущее сообщество, которое в восторге от пока не существующего продукта.

Как правильно. Верить не в рассказы, а в чёткий план роста. Если компания спускает деньги, вместо того чтобы делать продукт, — это тревожный знак.

Ошибка 3. Не продумать выход компании

Инвестор зарабатывает деньги не тогда, когда компания растёт. Инвестор зарабатывает деньги либо при выходе через M&A или IPO, либо через продажу доли.

Я не знаю ни одного случая с дивидендами в американских технологических стартапах, хотя в бывшем Союзе их практикуют. Поэтому при оценке проекта мы считаем, будет ли быстрый рост, будут ли основатели стремиться к масштабированию, доказали ли они свои способности к росту компании, насколько вероятен выход и кому будет интересно купить компанию.

Бывает, приходят ребята, которые вместо сказок о спасении мира сразу рассказывают о конкретных показателях и способах роста. Но и такая команда может строить бизнес с небольшим ростом. С их точки зрения, небольшой рост — это тоже хорошо, они получили инвестицию и дали долю инвесторам. Свою дальнейшую жизнь они видят как спокойный рост и увеличение продаж и никакой выход не планируют.

Правильно, это не их проблема, это проблема инвестора. Но жизнь показывает, что неважно — счастлив инвестор или нет. Скорость роста в нашей индустрии — это очень важно. Либо ты быстро растёшь, либо тебя обходят конкуренты, либо ты поднимаешь венчурные деньги.

Безусловно, бывают и исключения.

  • Уникальные технологии, ценность которых для покупателя куда важнее роста продаж — Google купила Applied Semantics, малоизвестный стартап со стратегически важной для Google разработкой.
  • Огромные сообщества, хоть и совершенно не монетизированные, — Facebook купила Instagram.
  • Платформы с настолько успешным сочетанием бизнес-модели и роста, что внешние инвесторы вообще не особо важны, — GitHub, eBay.

Как правильно. Если компания удваивается или утраивается каждый год, инвестор счастлив. При росте на уровне десятков миллионов в год либо другие будут рады купить компанию, либо пройдёт IPO (ближе к району $100 млн). Рост в районе 50% при продажах в десятки миллионов в год — это тоже успех.

Для других случаев инвесторы на поздних этапах на западе придумали хитрые правила. Например, они дают деньги, но если на протяжении определённого количества лет компания не продалась либо не удовлетворила каких-либо других условий (скорость роста, уровень продаж, подъём денег по определённой цене), то доля инвесторов начинает каждый год увеличиваться. Это стимулирует стартап.

Ошибка 4. Поверить, что компания не изменится в процессе

Иногда приходят стартапы и рассказывают об одном продукте, а на рынок выходят с совершенно другим. В первый мы верили и инвестировали. А в тот, что вышел, — не верим и поэтому чувствуем себя полными дураками.

Причём стартап и не пытался обмануть — они действительно считали, что будут делать первый продукт. Просто бизнес в процессе роста изменился. Тот же Microsoft на запуске даже близко не планировал стать операционной системой или иметь свою игровую приставку, создавать Office, облачное хранилище и множество b2b-сервисов.

С нашей стороны наивно думать, что стартап будет заниматься только тем, на что просил деньги. Инвестор деньги дал, стартап теперь может хоть марки продавать.

У нас были и успешные опыты таких поворотов.

  • Наш первый единорог Taxify собирался помогать таксопаркам сражаться с Uber. Со временем они поняли, что таксопаркам — смерть, оживить их невозможно. Теперь они стали конкурентом Uber, теснят их на ряде рынков.
  • Или Backblaze. Мы инвестировали в компанию, которая занималась автоматическим облачным бэкапом всего, что есть на компьютере. А они злодейски вынашивали замыслы конкурировать с Amazon S3. Сейчас они построили то, что в несколько раз дешевле Amazon, и растут с колоссальной скоростью. Просто гениальные парни.

Как правильно. Единственное, что можно сделать, — думать, анализировать, фокусироваться на росте бизнеса и не торопиться с инвестициями.

Инвестор редко что-то теряет, если инвестирует медленнее.

Эта истина очень понятна самим инвесторам, но непонятна стартаперам. Инвестор теряет только в случае, если за компанией стоит очередь других инвесторов и этому инвестору не удаётся войти.

Опыт, увы, показывает, что иногда инвестору лучше просто подождать. Так и сказать стартаперу: «Давай вернёмся к разговору через три месяца или через год. Вы вот считаете, что удваиваетесь в этом году? Хорошо, я думаю, что ты прав, давай через год посмотрим. Если всё будет так — твоя цена сильно вырастет».

Ошибка 5. Инвестировать в компании, у которых кончились деньги

Большинство стартапов закрываются не потому, что не получилось с идеей или клиенты недовольны, а потому, что просто закончились деньги.

Люди сказали: «Где моя зарплата? Без зарплаты я работать не буду». Потушили свет и ушли.

Это свойственно американским стартапам, в ИТ-индустрии давно нулевая безработица. Стартаперы считают: «Как это так, я не буду получать зарплату или получу меньше? Либо вот полностью мои $200 тысяч в год без единого дня задержки, либо мы закрываемся».

Компания приходит к инвесторам, у которых уже брали деньги, и говорит: «Ой, ребята, вот у нас деньги заканчиваются, нам нужно помочь». Инвестировать в них снова — опасно. Но иногда инвесторы идут на это, стараясь спасти бизнес.

Как правильно. От этого нет волшебных пуль, но есть способ уменьшить вероятность провала. Когда к инвесторам приходит компания, у которой осталось денег только на три месяца, инвестор должен помнить, что рискованно инвестировать в них только одному.

Надо научиться говорить: «Ребята, нам нравится вот это, это и это. Нам абсолютно не нравится ваш ежемесячный убыток и неспособность поднять денег. Идите к другим инвесторам. Если вы соберёте, скажем, $4 млн, то мы добавим ещё миллион».

  1. В первую очередь просите у компании конкретные показатели реального роста, стоимости приобретения клиентов, конверсии, LTV и прочих важных данных за последние месяцы. Просите план роста с чётким описанием того, как будет происходить рост, за счёт каких каналов, сколько будет стоить, что принесёт, — вместо невнятных рассказов о счастливых клиентах, размерах рынка и красоте продукта.
  2. Остерегайтесь компаний, которые больше времени уделяют офису, дизайну, философскому подходу, а не бизнесу. Способность продавать и расти бьёт любые другие предпринимательские способности.
  3. С самого начала продумайте, какой будет выход у компании.
  4. Предусмотрите правила, при которых стартапу будет невыгодно затягивать с выходом.
  5. Не торопитесь с инвестициями, посмотрите, как компания растёт, какой продукт у неё выходит, что происходит с бизнесом.
  6. Если к вам ещё раз пришли за инвестициями, потому что прошлые деньги закончились — предложите сначала поискать на стороне, помогите с поисками. Вкладывайтесь только в виде недостающей суммы в раунде.
  7. Помогайте своим стартапам: контактами, советами с бизнес-моделями, знаниями в сегменте, ключевыми сотрудниками, связями с другими инвесторами, с каналами дистрибуции, с прессой.
0
34 комментария
Написать комментарий...
Илья Гасилин

Странная статья, чесслово.
Всё вышеперечисленное, я уверен, к реальности не имеет никакого отношения.
Инвестор это бизнесмен.
Основа бизнеса- риск.
Поэтому инвестируя, ты рискуешь.
От тебя нужны не только деньги, но и твой опыт, знания, связи и, возможно часть твоей команды.
И тогда ты скажешь, да, я инвестор.
А до всего этого, ты не инвестор, а кредитор.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Yagodin

Статья похожа на перевод с перевода

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Статья трезвая и правильная. То, что вы пишете, говорит о том, что вы не понимаете, что такое виси фонд. Какая "часть команды" может быть нужна? Вы понимаете разницу между кредитом и инвестицией вообще?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Гасилин

Именно опыт, знания, связи и часть команды помогут инвестору сэкономить кучу денег и продвинуть проект в нужном направлении.
И он не становится со-основателем, потому что не является носителем идеи.

Ответить
Развернуть ветку
Ильфат Гарипов

Хорошое определение различий м/у кредитором и инвестором)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Вероятно к тому моменту, когда найден product/market fit, все личные ресурсы основателей уже оказываются истощены. Дальше у вас выбор — медленно, но самостоятельно расти за счёт денег клиентов (если они есть) или пойти к инвестору, чтобы масштабироваться быстрее.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис Кулагин

А что должен предлагать фонд, по-вашему? Люди вложили деньги с расчётом заработать. Зарабатывают при выходе за счёт продажи своей доли. Хотят, чтобы цифры сошлись с их стороны. Не вижу противоречий.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Макс Макс

Простите , не удержался)
Связи, ресурсы, экспертизу, платформу, клиентов...
дополним ..деньги , деньги на зп сотрудникам, деньги основателю..
Напомнило известный анекдот:
- Мужчина должен...список из 50+ требований)
- А ты ему что?
- Buceta rosa
Выше правильно говорят, фонд берет частные деньги и вкладывает их с целью получить прибыль .
Другой цели у фонда нет.
У меня сложилось мнение, только мое личное мнение, что есть такая точка зрения, что в интернет проекты вкладываются какие то другие деньги , которые не обязательно возвращать и вообще говорить о возврате просто неприлично. У нас смузи , коворкинг, IPO и другие слова, а вы о каких то деньгах.
И, кстати, кредитор выкатит вам процент и график платежей , доля в компании и нянчится с вами ему ни к чему.
Инвестор же будет ждать, помогать, советовать..
Но основную работу должен сделать тот, кто просил денег.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Стоп. Автор сам об этом чётко пишет в седьмом пункте резюме к статье:

7. Помогайте своим стартапам: контактами, советами с бизнес-моделями, знаниями в сегменте, ключевыми сотрудниками, связями с другими инвесторами, с каналами дистрибуции, с прессой.

Ответить
Развернуть ветку
kub_man

Осталось только добавить, что и работать должен ) тогда вообще пазл сойдется

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Всегда так было.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Naumov

Эммм, ну тут как бы речь о венчурных инвестициях. Люди вкладывают в надежде не просто заработать, а получить несказанно больше, вот прям в десятки-сотни раз больше, чем вкладывают. Но при этом почему-то хотят рисковать не больше, чем если бы они вложили еще в один какой-нибудь домик в Испании. Им нужен и бизнес-план (как указал автор) на несколько лет и уже работающая, несущая золотые яйца компания, которая будет расти со скоростью Убера.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Кулагин

Разные инвесторы заходят в проект на разных стадиях. Насколько я понимаю в статье речь идёт не о посевных инвестициях — соответственно компания уже получала деньги и индикаторы её будущей успешности немного другие.

В целом всё, что написано в статье, сводится к простой мысли: инвестор хочет видеть, что вы делаете бизнес, а не просто пытаетесь реализовать классную (на ваш взгляд) идею.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Хорошая статья и отличные комменты. Показывают средневзвешенное отношение к инвестору в рф.

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря
они дают деньги, но если на протяжении определённого количества лет компания не продалась либо не удовлетворила каких-либо других условий (скорость роста, уровень продаж, подъём денег по определённой цене), то доля инвесторов начинает каждый год увеличиваться. Это стимулирует стартап.

в защиту нормальных компаний могу сказать, что это рабские условия - тогда уж медленно расти, чем вообще потерять компанию таким образом

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дроздов

Это абсолютно стандартные условия. В акционерных соглашениях абсолютного большинства западных стартапов (исходя из моего опыта, в 97 из 100 соглашений) есть пункт о т.н. liquidity event, то есть если по прошествии 5-7 лет компания не дала своим инвесторам заработать, то ее могут в принудительном порядке вывести на биржу двумя путями:
1. Путем выпуска акций в пользу инвесторов компании, размытия доли основателей и последующего принятия решения большинством о подаче формы S-1 (IPO) либо о продаже компании стратегу которого выберут инвесторы.
2. Выкуп акций основателей по заранее оговоренной цене (как правило не самой шикарной) и последующая продажа компании либо опять же IPO.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Sultanov

Не будем людям говорить про preferred equity на seed раунде которая конвертируется в common equity at discount to the next financing round, а то боюсь у людей будет шок какие в США алчные капиталисты у руля фондов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Евгений Калашников

А кода инвесторы покупают квартиру в качестве инвестиций, они тоже требуют от застройщика четкий график строительства и повышения стоимости жилья на 10 лет после постройки? А если застройщик нарушил график строительства - отбирают весь дом?)))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Евменов

Здесь же речь не о квартире, а о стартапах (компаниях). Если у компании (стартапа) есть идея купить квартиру и организовать в ней что-то или сдавать, то да, нужен план. А так, инвестиции в жилое помещение, одни из худших, если конечно вы не занимаетесь ими профессионально.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калашников

Вот, уже на правильном пути. Теперь рассказываю, в чем разница между покупкой квартиры и фининвестицией в стартап. В случае стартапа (сюрприз, инвесторы!) инвестируют обе стороны. Разработчики стартапа инвестируют свой труд, инвесторы - деньги. Если инвестор вложил 1 000 000 рублей, получил 20% и план развития на два года, значит труд разработчиков он оценил как 1000000*4. Но почему-то финансовые инвесторы хотят 100500 гарантий своих инвестиций, а инвесторы труда никаких гарантий не имеют))

Ответить
Развернуть ветку
Макс Макс

Нормальные инвесторы требуют график, изучают документы, наводят справки о застройщике по другим каналам и тд.
Странно покупать квартиру и не понимать когда она будет построена.
Если застройщик нарушил - согласно договору штрафные санкции и тд.
Но сравнение не уместно.
Строители давно не ходят к людям и не просят денег , что б построить ахринительный жилой комплекс с блекджеком и вертолетами .
Им несут сами с целью купить, а потом продать. Это уже немножко про другое.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Последний раз, когда я общался с Игорем Шойфотом, он мне сказал - будет у тебя миллион пользователей - приходи, поговорим.
Через некоторое время вышла первая серия 4-го сезона Кремниевая долина и там инвестор сказал Ричарду Хендриксу - будет у вас миллион пользователей, вот моя визитка - звоните (это когда Ричард прикинулся водителем Убера и заманил в машину инвестора).
Потом я встретился с Морейнисом и он мне тоже самое сказал - будет миллион - приходи.
Тогда я не выдержал и сказал Мороейнису что если у меня будет миллион пользователей, то мне инвесторы не будут нужны :)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Но у Вас его до сих пор нет.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Это вы так злорадствуете? :)
Я то про другое.
Я у Морейниса уточнил - а миллион это DAU или MAU?
Он сказал - DAU.
Так вот, для сравнения - миллион DAU - это 30-50 миллионов MAU.
Когда у Телеграма было "всего" 100 млн MAU, он снял замок во Франции и наприглашал кучу IT знаменитостей типа Воложа и т.д.
Я думаю что у него было в районе 3 млн DAU в то время...

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Вот когда продадите долю в своём первом бизнесе ориентировочно за 400 млн. долл., как Паша Дуров, тогда и приходите. :)

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Во-во, примерно так и говорят :)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Давыдов

Если MAU больше DAU в 30 раз - значит пользователь использует продукт не чаще раза в месяц. В мобильном геймдеве хорошим соотношением DAU/MAU считается около 20%, у мессенджеров - заметно больше. У FB это соотношение в районе 50-65%, у Телеграмма думаю схожее, и уж точно не 2-3%.

Ответить
Развернуть ветку
Yan Yanov

Тогда была такая ситуация - инсталлов было под 150 млн., это было видно в сторах - 100 млн было на андроиде и думаю млн 50 в апсторе.
Не было каналов, не было ботов, не было такого хайпа.
Сколько жил тогда клиент?
Думаю что к концу расчетного месяца их оставалось процентов 20, ну ладно, пусть будет 30% - большая цифра.
Насчет FB - FB - он один такой, единственный, там и может быть 50-65%.
А мессенджеров - километр и причем тогда , да и сейчас ТГ совсем не номер 1.
Поставили, поигрались, снесли, а их в MAU посчитали.
Поэтому 3% - реально, ну может быть 5 максимум в отдельно взятых странах.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Давыдов

В статье за сентябрь 2016 года были такие данные - "Данные метрик DAU/WAU/MAU в Telegram сейчас: 1 / 2.3 / 4.6 соответственно", 100 миллионов MAU они набрали в феврале 2016 года, так что думаю на этот момент их соотношение DAU/MAU было в районе 15-20%, т.е. скорее всего меньше, чем в сентябре 16го, но явно не в разы.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виталя

Хм.. странное название конечно.
"Смысл бизнеса не в том, чтобы делать клиентов счастливыми"
У меня наоборот люди приходят вновь и вновь потому что получают свою "дозу счастья" когда их проблемы решаются, а когда невозможно решить находим креативное решение и решаем )))
Тружусь в сфере Дизайна и Медиа )
Как то привык работать так чтобы человек уходил на позитиве или с хорошими эмоциями.
Ведь хорошее лучше запоминается, хотя и плохое даёт сильный отпечаток если человек восприимчив )

Ответить
Развернуть ветку
Павел Скиннер

На мой взгляд, суть вот в этой части сентенции: "...счастливые клиенты — только способ, который поможет компании расти".
И вот с ней я я полностью согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

вы прослушали историю об идеальном стартапе по мнению виси :)
если сложить ее с историями об идеальном виси по мнению стартапов, выйдет реальность :)

Ответить
Развернуть ветку
Timur Sultanov

Уровень финансовой грамотности в секции комментариев крайне радует.

С такими "предпринимателями" никакой Пыня и не нужен

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда