{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

CVP-анализ и его использование на практике

С помощью CVP-анализа можно не только рассчитать влияние разных факторов на точку безубыточности, но и сформировать оптимальный план продаж с учетом ограничивающего фактора. Рассказываем в статье, как правильно его проводить.

Всем привет! Мы делаем сервис по управленческому учету ПланФакт и знаем, что точный учет затрат помогает контролировать бизнес. Бизнесмен без учета как пилот без навигационных приборов — вроде все работает, но куда летит самолет — непонятно.

CVP-анализ (от английского «Cost Value Profit» — «затраты, объем, прибыль») позволяет отслеживать взаимосвязь изменения затрат и прибыли в зависимости от изменения объема продаж или цены продажи. Его еще называют операционным или анализом на основе маржинальной прибыли.

Цели CVP-анализа:

  • найти минимальный объем продаж, при котором выручка покрывает все расходы (точку безубыточности);
  • оценить влияние изменения затрат и объема продаж на колебания прибыли и смещение точки безубыточности.

Для начала определимся с терминами.

Прибыль — это разница между выручкой и затратами, которые понесла компания для ее получения:

Прибыль = Выручка — Переменные затраты — Постоянные затраты

Выручка (объем продаж) — это деньги, полученные компанией от реализации товаров и услуг.

Переменные затраты меняются с изменением объема выпуска, чем больше продукции производится, тем выше переменные затраты. Например, для художника переменными затратами при написании картин будут холст, кисти и краски.

Постоянные затраты остаются неизменными. На них объем выпуска не влияет. Чаще всего к ним относится аренда помещения.

Также нам понадобится расчет маржинальной прибыли:

Маржинальная прибыль = Выручка — Переменные затраты

Маржинальная прибыль рассчитывается как в целом по виду продукции, так и в расчете на единицу:

Маржинальная прибыль на ед. = Цена продажи — Переменные затраты на ед.

Чтобы узнать размер прибыли, нужно из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты:

Прибыль = Маржинальная прибыль — Постоянные затраты

CVP-анализ показывает, как повлияет на выручку изменение:

  • цены продажи;
  • постоянных затрат;
  • переменных затраты на единицу продукции;
  • количества проданной продукции;
  • структуры ассортимента.

Расчет точки безубыточности

Ключевой показатель для CVP-анализа — точка безубыточности, в ней компания работает «в ноль»: у бизнеса нет ни прибыли, ни убытков. На графике она находится на точке пересечения прямых выручки и суммарных затрат:

Точка безубыточности (ТБУ) рассчитывается как в натуральном (штуки, килограммы, кубометры), так и в денежном выражении.

Рассмотрим пример. Марина пишет интерьерные картины. Она решила посчитать, сколько ей нужно написать и продать картин, чтобы покрыть аренду.

Постоянные затраты (аренда мастерской) — 24 000 ₽

Цена картины — 10 000 ₽

Переменные затраты (холст, краски, кисти) на одну картину — 4 000 ₽

Маржинальная прибыль на одну картину = 10 000 — 4 000 = 6 000 ₽

ТБУ (ед) = 24 000 : 6 000 = 4

ТБУ (₽) = 4 х 10 000 = 40 000

Затраты = Число продаж х Переменные затраты на единицу + Постоянные затраты

Затраты = 4 х 4 000 + 24 000 = 40 000 ₽

Прибыль = 40 000 — 40 000 = 0

Чтобы покрыть все расходы, Марине нужно написать 4 картины. Прибыль пока равна нулю.

Мы обязательно рассчитываем точку безубыточности при развитии нашего проекта. Иначе компания может попасть в ловушку, когда ее капитала просто не будет хватать для покрытия всех расходов. Поэтому мы разделяем переменные и постоянные затраты в бюджетах и планах, постоянно проверяем, чтобы они сходились с нашей точкой безубыточности.

Несмотря на то, что наша компания уже давно перешла точку безубыточности и работает «в плюс», мы все равно сверяемся с этим показателем. Особенно это актуально сейчас, когда из-за резкого подорожания серверов в России наши постоянные затраты увеличились в несколько раз. В связи с этим мы пересчитали точку безубыточности в соответствии с новыми вводными и скорректировали наш финансовый план

Филипп Щиров, директор и сооснователь сервиса облачной автоматизации бизнеса «Альтап»

Теперь попробуем изменить параметры расчета и посмотрим, как это отразится на точке безубыточности.

Проведение CVP-анализа

Сценарий 1 — увеличение цены продажи

Предположим, Марина прошла курс по колористике и решила увеличить цену картины на 20% или на 2 000 ₽. Новая цена продажи — 12 000 ₽.

Затраты не изменяются.

Маржинальная прибыль на одну картину = 12 000 — 4 000 = 8 000 ₽

ТБУ (ед) = 24 000 : 8 000 = 3

ТБУ (₽) = 3 х 12 000 = 36 000

После увеличения цены картины для достижения точки безубыточности художнице нужно продать 3 картины общей стоимостью 36 000 ₽.

Сценарий 2 — увеличение постоянных затрат

Предположим, что хозяин мастерской решил увеличить арендную плату до 30 000 ₽.

Постоянные затраты возрастают до 30 000 ₽.

Переменные затраты и цена картины не меняются. Маржинальная прибыль на единицу остается равной 6 000 ₽.

ТБУ (ед) = 30 000 : 6 000 = 5

ТБУ (₽) = 5 х 10 000 = 50 000

Чтобы покрыть возросшие затраты, Марине нужно написать 5 картин и заработать 50 000 ₽.

Сценарий 3 — увеличение переменных затрат

Из-за скачка курса резко подорожали краски и холсты. Переменные затраты составили 6 000 ₽.

Остальные параметры неизменны.

Рассчитаем точку безубыточности с новыми параметрами:

Маржинальная прибыль на единицу = 10 000 — 6 000 = 4 000 ₽

ТБУ (ед) = 24 000 : 4 000 = 6

ТБУ (₽) = 6 х 10 000 = 60 000

Чтобы выйти на точку безубыточности, Марине нужно написать уже 6 картин.

Мы рассмотрели разные варианты изменения трех параметров в CVP-анализе и их влияние на точку безубыточности. Для наглядности соберем все данные в таблицу, в ней выделены те данные, которые изменяются относительно первоначального сценария:

При увеличении маржинальной прибыли (росте цены продажи и снижении переменных затрат) точка безубыточности снижается. При снижении маржинальности и увеличении постоянных затрат точка безубыточности увеличивается: чтобы выйти «в ноль» компании нужно производить больше продукции.

У нас есть три показателя, на которые мы ориентируемся в начале новых проектов: время выхода на безубыточность, норма чистой прибыли и окупаемость. Офис достигает точки безубыточности за полгода. Проект онлайн займов вышел на безубыточность через 4 месяца.

С помощью CVP-анализа мы оцениваем целесообразность и эффективность проекта, а также возможность его масштабирования. Результаты и ключевые показатели мониторятся ежемесячно, чтобы оперативно внести изменения в работу

Евгений Чернышов, генеральный директор «МКК Главный займ»

Сценарий 4 — расчет целевого объема продаж

Бизнес Марины развивается, и она начинает планировать прибыль: ей нужно заработать 30 000 рублей, чтобы заказать сайт. Это целевая прибыль. Чтобы понять, сколько картин нужно продать для ее достижения, можно воспользоваться формулой:

Целевые продажи = (24 000 + 30 000) : 6 000 = 9 (шт)

Целевая выручка = 9 х 10 000 = 90 000 (₽)

Чтобы проверить, дает ли эта выручка целевую прибыль, рассчитаем затраты для производства этой партии картин:

Затраты = 9 х 4 000 + 24 000 = 60 000 (₽)

Вычтем их из выручки:

Прибыль = 90 000 — 60 000 = 30 000 (₽)

Для получения 30 000 рублей прибыли Марине нужно продать 9 картин.

Сценарий 5 — расчет оптимального ассортимента

Предположим, Марина помимо создания картин решила давать индивидуальные уроки. Она хочет понять, при каком сочетании уроков и картин выручка будет максимальной

Переменные затраты на проведение индивидуального урока (материалы для ученика) — 1 000 ₽.

Затраты времени на создание картины — 10 часов, на проведение урока — 2 часа.

Рабочих часов в месяц — 160. Больше Марина работать не планирует.

Ежемесячный спрос на картины — 15, на уроки — 50.

Для удобства представим данные в таблице:

В этом сценарии Марина сталкивается с ограничением по времени: нельзя написать все картины и провести все уроки — приходится выбирать. Время нужно распределить так, чтобы заработать как можно больше.

На первый взгляд, маржинальная прибыль с одной картины выше. В первом варианте расчета живопись в приоритете: сначала удовлетворяется спрос на картины, а оставшееся время распределяется между уроками.

Затраты времени на производство картин = 15 х 10 = 150 (ч)

Остаток времени на уроки = 160 — 150 = 10 (ч)

Количество уроков = 10 : 2 = 5 (шт)

Выручка = Количество картин х Цена картины + Количество уроков х Цена урока

Выручка = 15 х 10 000 + 5 х 3 000 = 165 000 (₽)

Рассмотрим второй вариант. Так как время — ограничивающий фактор, нужно понять, сколько маржинальной прибыли в час приносит картина или урок.

Маржинальная прибыль в час для картины = 6 000 : 10 = 600 (₽)

Маржинальная прибыль в час для урока = 2 000 : 2 = 1000 (₽)

Урок почти в два раза выгоднее. Если распределить время с новым приоритетом, получается:

Затраты времени на уроки = 50 х 2 = 100 (ч)

Остаток времени на картины = 160 — 100 = 60 (ч)

Количество картин = 60 : 10 = 6 (шт)

Выручка = 50 х 3 000 + 6 х 10 000 = 210 000 (₽)

При оптимальном распределении времени выручка будет на 45 000 рублей больше.

Точка безубыточности особенно актуальна для новых компаний: она поможет предпринимателю заранее оценить, сколько товаров или услуг ему нужно реализовать, чтобы покрыть расходы на запуск проекта.

Мы часто работаем со стартапами, у которых затраты на маркетинг, в том числе расходы на разработку логотипа и фирменного стиля, будут входить в расчет этого показателя. Самостоятельно рассчитать точку безубыточности для наших клиентов мы не можем, так как для этого нужно учесть довольно много информации и бизнес-процессов, которые составляют коммерческую тайну заказчика.

Однако, если клиент заинтересован в расчете точки безубыточности, мы всегда идем ему навстречу. Так, например, мы можем скооперироваться с маркетологом со стороны заказчика и просчитать экономику проекта с учетом расходов на брендинг

Роман Горбачев, генеральный директор брендингового агентства «Логомашина»

Резюмируем

  • CVP-анализ показывает взаимосвязь изменений затрат, объема продаж и прибыли.
  • Ключевой показатель CVP-анализа — точка безубыточности, объем продаж, при котором доходы равны расходам, а прибыль — нулю.
  • Увеличение постоянных и переменных затрат ведет к увеличению точки безубыточности — компании нужно больше производить и продавать, чтобы их покрыть. Увеличение цены товара и снижение затрат точку безубыточности уменьшают.
  • С помощью CVP-анализа можно не только рассчитать влияние разных факторов на точку безубыточности, но и сформировать оптимальный план продаж с учетом ограничивающего фактора.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда