{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Блокировка «Тинькофф банком» счетов по 115-ФЗ: следование букве закона или шантаж путём злоупотребления правом?

Как это происходит? В один не очень прекрасный день банк присылает вам лживое уведомление о блокировке «в целях безопасности». Ваш счёт заблокирован полностью, вы не можете воспользоваться своими деньгами (сюрприз), либо вы должны ехать в банк с бумажной платёжкой, потратив сначала деньги на оформление карточки подписей у нотариуса.

По звонку в банк вы узнаете, что у вас требуют документы «для проверки», мол, проверим и, возможно, разблокируем счёт. За что же вас так? Может быть, вы преступник? Или у вас «грязные деньги»? Нет. Банк вас и не проверял. Просто сперва заблокировал ваш счёт, а потом не спеша начинает вас «проверять». Этакая презумпция виновности.

Тем временем вы не можете воспользоваться своими деньгами — вы сидите без оборотки. Нечем и неоткуда платить поставщикам, зарплату, аренду, за связь. Не секрет, что у малого бизнеса зачастую есть только один счёт, содержать второй на старте бывает накладно, поэтому ситуация становится критической.

Конечно, вы начинаете нервничать и требуете от банка вернуть ваши деньги. И, о чудо, почти всегда банк согласен вернуть вам ваши деньги налом или переводом на счёт в другом банке за мзду в какие-то 10-20% от суммы на вашем счёте.

Ещё раз: те деньги, которые банк только что заблокировал как предположительно «грязные», он готов отдать вам за выкуп.

Например, в последние несколько дней по стране прокатился шквал блокировок счетов малого бизнеса «лучшим банком для малого бизнеса» Тинькофф Банк. Поводом для этой меры банк называет «недоплату налогов». Только среди моих знакомых уже десяток пострадавших от действий «Тинькофф банка» за последнюю неделю. Рискну предположить, что по всей стране это могут быть десятки тысяч.

Попробую разобрать всю эту историю по пунктам.

На основании чего вообще банки блокируют счета

Они используют «Методические рекомендации ЦБ РФ от 21 июля 2017 г. № 18-МР» и предшествующие материалы, направленные на помощь по выявлению подозрительных операций (то есть операций по финансированию терроризма или легализации доходов, нажитых преступным путём).

Там прописано множество критериев, но банки подходят к вопросу однобоко: видят только фразу о том что ЦБ РФ рекомендует обращать внимание на «налоговую нагрузку» в размере менее 0,9% от дебетового оборота по счёту, но предпочитают не замечать следующий абзац, в котором авторы указывают на недопустимость оценки только по этому критерию.

«Письмо счастья» от «Тинькофф банка» (фрагмент)

В первую очередь под удар попадает низкомаржинальный агентский бизнес, в частности, туристический, где по счетам проходят большие обороты, но с точки зрения Налогового кодекса (пп 1.1 ст. 346.15) доходами для целей налогообложения они не являются, так как принадлежат не агенту, а принципалу.

К обороту, с которого уплачивается налог по УСН, относится только агентское вознаграждение и дополнительная выгода. Сейчас такое вознаграждение значительно снизилось и в сумме не превышает 8% от стоимости туров в самом лучшем случае (и это без учёта эквайринга, если оплата была по карте, тогда останется всего 6,7% или даже меньше).

Если начинающий предприниматель (такой, как я) тратит стандартные 20% выручки на оплату труда (и 38% на налоги, сборы с зарплаты), вложил собственные средства в старт бизнеса и пока ещё не наработал прибыли, чтобы налог с неё превысил 1% с оборота, то легко увидеть что выполнение «нормы» в 0,9% невозможно чисто арифметически. (8*0,2*0,38 + 8*0,01 = 0,69%)

Как выглядела моя история

Моя компания попала под каток «Тинькофф банка» 24 августа. Нам заблокировали удалённые операции по счёту и потребовали список документов по последним операциям, налоговую отчётность, детальные пояснения сути хозяйственной деятельности. Все документы были отправлены в тот же день, претензий по их надлежащему предоставлению, либо дополнительных запросов от банка не поступало.

Утром 27 августа банк сообщил о том, что не считает целесообразным дальнейшее сотрудничество, просит закрыть счёт и вывести остаток с комиссией 15%. То есть банк решил устроить шантаж и заработать немного (на самом деле, много) денег, понимая, что многие согласятся заплатить выкуп под риском остановки бизнеса и огромных убытков.

Проблем тут несколько. Во-первых, пункт 5.9 «Условий обслуживания», на который ссылается банк, действительно, даёт банку право удержать такую комиссию в случае «непредоставления либо ненадлежащего предоставления Клиентом документов и информации, запрошенных Банком». Но мы предоставили все документы в срок, никаких дополнительных запросов не получали.

Во-вторых, сам 115-ФЗ, на который ссылается банк, и все методические рекомендации регулятора направлены на выявление и пресечение финансирования терроризма и отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путём. Получается, что банк, якобы обнаружив такую операцию, просто так провести её отказывается, но за 15% «Тинькофф банк» готов и терроризм профинансировать, и доходы отмыть.

На самом деле это всё просто похоже на шантаж бизнеса с целью заработать деньги. Нормальные банки, например, «Модульбанк», также имеет подобные пункты в договоре, но задействуют их только при отказе предоставить запрошенные документы (что, в принципе, выглядит логичным). «Тинькофф банк» пользуется тем, что не обязан объяснять свои действия и занимается просто зарабатыванием денег на чужих проблемах.

Почему банк ставит бизнес в такое положение

Потому что могут. А вот вопрос: «Для чего они это делают?» звучит гораздо уместнее. И здесь самое время вспомнить про желаемый банками выкуп 10-20% за грязные деньги.

Что мешает ему сперва проверить вас? А то, что тогда у него не будет рычага давления на бизнес — замороженной оборотки.

Поэтому сто раз подумайте перед открытием счёта вашего малого бизнеса в «Тинькофф банке». «Пожалуй, лучший банк для малого бизнеса» является таковым только в платных материалах и рекламных роликах Вани Урганта. В реальной жизни банк вас подставит при первой же возможности.

Дополнение 21:42 от 29 августа 2018 года.

Опровержение недостоверной информации, распространяемой представителями банка Тинькофф:

Смотрим второй абзац

Как я писал выше, все документы, которые, по нашему мнению, были релевантны запросу, были предоставлены в пятницу до вечера. После этого никаких комментариев, запросов дополнений или уточнений не было. Вот подтверждающие скриншоты (в субботу, после того как на Фейсбуке представители банка ответили что дело в проценте налогов, мы запросили сумму которую, по мнению банка, недоплатили - тем более, мне в пятницу позвонили и написали знакомые с которых банк потребовал именно "доплатить налоги").

Вот переписка с представителем банка, из которой следует что никаких уточнений у нас не запрашивали, никаких замечаний по комплектности документов не предъявили, но при этом вынесли решение, то есть считают представленные документы полными, поскольку иное нам не сообщили. Теперь уже поздно сдавать назад - решение вынесено, значит, документы признали надлежаще предоставленными.

0
764 комментария
Написать комментарий...
Тинькофф Банк

Банк действует в строгом соответствии с законодательством РФ и требованиями регулятора контролировать деятельность компаний-клиентов на соответствие правовым нормам. Речь, в частности, о «Методических рекомендациях о подходах к управлению… риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР) и требовании по уплате налога пропорционально обороту. В случае обнаружения сомнительных с точки зрения законодательства операций, банк отказывает клиенту в обслуживании.

Указанные меры затронули незначительное число компаний. В целом же почти 400 тысяч клиентов Тинькофф банка из сферы малого и среднего бизнеса работают без каких-либо ограничений. Очевидно, что для банка выгодно долговременное сотрудничество с такими клиентами. Каждое предприятие приносит нам комиссионный доход, а средства на счетах являются важным элементом фондирования бизнеса.

Мы инвестируем много средств не только в развитие продуктов и улучшение сервиса, но и в привлечение и удержание клиентов, и всегда рады предложить свои услуги добропорядочному и прозрачному бизнесу.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Тинькофф Банк, мы и так все это понимаем - в общем и целом - но дайте комментарий по конкретной ситуации. Я думаю, что автор поста не будет против. Почему же получилось то, что получилось?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev
дайте комментарий по конкретной ситуации

Зачем им это? Все что скажут, либо приведет к массовому закрытию счетов и уходу в другие банки, либо к вполне обоснованным претензиям по поводу разглашения банковской тайны и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Так топик стартер как бы почти открытым текстом хочет чтобы разгласили в его отношении банковскую тайну. Или речь про то, что клиентам говорить нельзя?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А что, есть пруфы что реальный человек не was hacked, например, и скрины разрешения никому выкладывать не давал? Т. страхуется, но вместо оперативной мировой с топикстартером и зачистки инфо-следов - пока не делает просто ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Можно в конце концов придумать как авторизовать топикстартера .
Часть скринов похоже из Телеграма (у Т. это вполне официальный канал поддержки как минимум для частных лиц, если надо что-то критичное (и вполне подпадающее под банковскую тайну) - посылают СМС на привязанный номер и просят сообщить).
Попросить клиента дать подтверждение, что не против публичности. Либо хотя бы прислать ему подробные ответы в тот самый Телеграм (или что за чат используется - я не про ФБ) под условие опубликовать тут. И сообщить об этом - тут.
Пока же такое впечатление - что Т. по какой то причине просто не могут сказать почему они сделали так как сделали. Или - не хотят.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А я об этом писал - плашечка Proof by vc.ru team "копии подтверждающих документов находятся в распоряжении редакции" - очень пригодилась бы для таких материалов.

P.S. К тому же, если клиент публично просит банк нарушить закон (даже в его отношении), а банк нарушает - то это все равно нельзя :)

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Не юрист но... разве прямая просьба клиента разгласить информацию о нем - нарушение закона?
Судя по комментам - клиента бы устроил и вариант "сообщить информацию ему". Потому что Т. говорит что информация не вся а клиент - говорит и доказывает скриншотами что таки вся. Кто-то врет (возможно вынужден врать из-за того же 115-ФЗ). Вопрос кто.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goralchuk
Автор

Про "не вся" банк придумал только вчера. В доступной переписке видно что ранее они сами признавали что ничего уточняющего НЕ ЗАПРАШИВАЛИ. А раз не запрашивали - значит, удовлетворились предоставленной информацией. А даже если что-то было и не то или не так - сообщить об этом не посчитали нужным. У нас тут не чёрный ящик - должна быть обратная связь. А то получается угадайка - "угадал - не угадал".

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra
А раз не запрашивали - значит, удовлетворились предоставленной информацией.

Или они не имеют права по закону/закрытым инструкциям ЦБ это сделать. Вот на основании чего 15% - хотелось бы все уже уточнить.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goralchuk
Автор

И как тогда организация узнает - надлежащим или не надлежащим образом предоставлены документы? Типа, вы шлите, но мы вам ничего не скажем, решим как угодно? Но в данной ситуации должно быть строго ДА или НЕТ - предоставил или НЕ предоставил. А не так что мы документы рассмотрели, приняли решение, но ничего не дозапрашивали хотя предоставили вы их не полностью.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goralchuk
Автор

Переписка с представителями банка доступна в Фейсбуке. Вам видео записать из ЛК? Хотя зачем видео, его для ТВ сняли с экрана.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goralchuk
Автор

Скрины из онлайн банка.

Ответить
Развернуть ветку
761 комментарий
Раскрывать всегда