{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Блокировка «Тинькофф банком» счетов по 115-ФЗ: следование букве закона или шантаж путём злоупотребления правом?

Как это происходит? В один не очень прекрасный день банк присылает вам лживое уведомление о блокировке «в целях безопасности». Ваш счёт заблокирован полностью, вы не можете воспользоваться своими деньгами (сюрприз), либо вы должны ехать в банк с бумажной платёжкой, потратив сначала деньги на оформление карточки подписей у нотариуса.

По звонку в банк вы узнаете, что у вас требуют документы «для проверки», мол, проверим и, возможно, разблокируем счёт. За что же вас так? Может быть, вы преступник? Или у вас «грязные деньги»? Нет. Банк вас и не проверял. Просто сперва заблокировал ваш счёт, а потом не спеша начинает вас «проверять». Этакая презумпция виновности.

Тем временем вы не можете воспользоваться своими деньгами — вы сидите без оборотки. Нечем и неоткуда платить поставщикам, зарплату, аренду, за связь. Не секрет, что у малого бизнеса зачастую есть только один счёт, содержать второй на старте бывает накладно, поэтому ситуация становится критической.

Конечно, вы начинаете нервничать и требуете от банка вернуть ваши деньги. И, о чудо, почти всегда банк согласен вернуть вам ваши деньги налом или переводом на счёт в другом банке за мзду в какие-то 10-20% от суммы на вашем счёте.

Ещё раз: те деньги, которые банк только что заблокировал как предположительно «грязные», он готов отдать вам за выкуп.

Например, в последние несколько дней по стране прокатился шквал блокировок счетов малого бизнеса «лучшим банком для малого бизнеса» Тинькофф Банк. Поводом для этой меры банк называет «недоплату налогов». Только среди моих знакомых уже десяток пострадавших от действий «Тинькофф банка» за последнюю неделю. Рискну предположить, что по всей стране это могут быть десятки тысяч.

Попробую разобрать всю эту историю по пунктам.

На основании чего вообще банки блокируют счета

Они используют «Методические рекомендации ЦБ РФ от 21 июля 2017 г. № 18-МР» и предшествующие материалы, направленные на помощь по выявлению подозрительных операций (то есть операций по финансированию терроризма или легализации доходов, нажитых преступным путём).

Там прописано множество критериев, но банки подходят к вопросу однобоко: видят только фразу о том что ЦБ РФ рекомендует обращать внимание на «налоговую нагрузку» в размере менее 0,9% от дебетового оборота по счёту, но предпочитают не замечать следующий абзац, в котором авторы указывают на недопустимость оценки только по этому критерию.

«Письмо счастья» от «Тинькофф банка» (фрагмент)

В первую очередь под удар попадает низкомаржинальный агентский бизнес, в частности, туристический, где по счетам проходят большие обороты, но с точки зрения Налогового кодекса (пп 1.1 ст. 346.15) доходами для целей налогообложения они не являются, так как принадлежат не агенту, а принципалу.

К обороту, с которого уплачивается налог по УСН, относится только агентское вознаграждение и дополнительная выгода. Сейчас такое вознаграждение значительно снизилось и в сумме не превышает 8% от стоимости туров в самом лучшем случае (и это без учёта эквайринга, если оплата была по карте, тогда останется всего 6,7% или даже меньше).

Если начинающий предприниматель (такой, как я) тратит стандартные 20% выручки на оплату труда (и 38% на налоги, сборы с зарплаты), вложил собственные средства в старт бизнеса и пока ещё не наработал прибыли, чтобы налог с неё превысил 1% с оборота, то легко увидеть что выполнение «нормы» в 0,9% невозможно чисто арифметически. (8*0,2*0,38 + 8*0,01 = 0,69%)

Как выглядела моя история

Моя компания попала под каток «Тинькофф банка» 24 августа. Нам заблокировали удалённые операции по счёту и потребовали список документов по последним операциям, налоговую отчётность, детальные пояснения сути хозяйственной деятельности. Все документы были отправлены в тот же день, претензий по их надлежащему предоставлению, либо дополнительных запросов от банка не поступало.

Утром 27 августа банк сообщил о том, что не считает целесообразным дальнейшее сотрудничество, просит закрыть счёт и вывести остаток с комиссией 15%. То есть банк решил устроить шантаж и заработать немного (на самом деле, много) денег, понимая, что многие согласятся заплатить выкуп под риском остановки бизнеса и огромных убытков.

Проблем тут несколько. Во-первых, пункт 5.9 «Условий обслуживания», на который ссылается банк, действительно, даёт банку право удержать такую комиссию в случае «непредоставления либо ненадлежащего предоставления Клиентом документов и информации, запрошенных Банком». Но мы предоставили все документы в срок, никаких дополнительных запросов не получали.

Во-вторых, сам 115-ФЗ, на который ссылается банк, и все методические рекомендации регулятора направлены на выявление и пресечение финансирования терроризма и отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путём. Получается, что банк, якобы обнаружив такую операцию, просто так провести её отказывается, но за 15% «Тинькофф банк» готов и терроризм профинансировать, и доходы отмыть.

На самом деле это всё просто похоже на шантаж бизнеса с целью заработать деньги. Нормальные банки, например, «Модульбанк», также имеет подобные пункты в договоре, но задействуют их только при отказе предоставить запрошенные документы (что, в принципе, выглядит логичным). «Тинькофф банк» пользуется тем, что не обязан объяснять свои действия и занимается просто зарабатыванием денег на чужих проблемах.

Почему банк ставит бизнес в такое положение

Потому что могут. А вот вопрос: «Для чего они это делают?» звучит гораздо уместнее. И здесь самое время вспомнить про желаемый банками выкуп 10-20% за грязные деньги.

Что мешает ему сперва проверить вас? А то, что тогда у него не будет рычага давления на бизнес — замороженной оборотки.

Поэтому сто раз подумайте перед открытием счёта вашего малого бизнеса в «Тинькофф банке». «Пожалуй, лучший банк для малого бизнеса» является таковым только в платных материалах и рекламных роликах Вани Урганта. В реальной жизни банк вас подставит при первой же возможности.

Дополнение 21:42 от 29 августа 2018 года.

Опровержение недостоверной информации, распространяемой представителями банка Тинькофф:

Смотрим второй абзац

Как я писал выше, все документы, которые, по нашему мнению, были релевантны запросу, были предоставлены в пятницу до вечера. После этого никаких комментариев, запросов дополнений или уточнений не было. Вот подтверждающие скриншоты (в субботу, после того как на Фейсбуке представители банка ответили что дело в проценте налогов, мы запросили сумму которую, по мнению банка, недоплатили - тем более, мне в пятницу позвонили и написали знакомые с которых банк потребовал именно "доплатить налоги").

Вот переписка с представителем банка, из которой следует что никаких уточнений у нас не запрашивали, никаких замечаний по комплектности документов не предъявили, но при этом вынесли решение, то есть считают представленные документы полными, поскольку иное нам не сообщили. Теперь уже поздно сдавать назад - решение вынесено, значит, документы признали надлежаще предоставленными.

0
764 комментария
Написать комментарий...
Кирилл Пшинник

Аналогичная ситуация.
В итоге переплатили по налогам авансом, счет "разблокировали". Но не понятно, что делать дальше - так как у налоговой претензий к компании нет, а у банка (который не хочет разбираться в том, как работает бизнес) - есть. При этом банк считает процент от общего оборота, и не принимает во внимание, что выручка от продаж услуг по агентским договорам всего около 8% от оборота. Из них нужно вычесть ФОТ, аренду офиса, интернета, телефонии, рекламу.

Посоветуйте банк, в котором готовы вникнуть и считать нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Усов Антон

Просто читаю ветки и на вашей меня одолел сильный бугурт.
Есть ряд вопросов к аудитории, разного рода:
1. Как можно выбрать банк для юридического лица, если туда например невозможно придти за справкой, кто-то, например еженедельно пользуется справками для тендеров, естественно нужно физически сходить, сделать запрос, потом таким же пешком сходить забрать. Можно ли в данном прогрессивном банке получить справку с синей печатью за день? Два? Нет.
2. Какой-то классик сказал, - "человек не знающий своей истории, не имеет будущего", или как-то так. Давайте вспомним, что же такое тин. Банк, это банк, который присылал пластик, с которого можно снять деньги, под 50 процентов. При этом можно просто найти карточку в почтовом ящике, даже если ты ее не заказывал. Стратегия самого банка, как такового всегда выстраивалась вокруг высокорискованных займов, с малым процентом возврата, но с высоким процентом, по самому кредиту. И они плотно обосновались в этой нисше - тупых, высоко мотивированных, низко квалифицированных молодых людей, потребляющих больше, чем они могут заработать, выбирающих в спаре, сосиски подешевле, но оплачивающих на кассе с Айфона.
Теперь этот банк решил пойти в операционный бизнес, по обслуживанию юридических лиц, и о боже, там нет такого Эльдорадо из адептов БМ и просто финансово необразованных людей.
У людей есть вопросы, люди выставляют "апелляции", люди читают соглашения. Но сама природа банка такова, банк не умеет работать с образованными людьми. Сама основа "релейшона" построена на общение с тупицами.
Кроме того, прибыль не та, нужно и план цб выполнить и подзаработать.
Так я вижу эту ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Пшинник

Ради справедливости, стоит отметить, что я стал один из первых клиентов банка Тинькофф как частное лицо, пользуюсь и тинькоф мобайл и тинькоф инвестиции. У моего второго юрлица экваринг через тинькоф. И там все хорошо. Обслуживание очень оперативное, всегда с понимаем относятся к просьбам и пытаются находить нестандартные решения.

На самом деле, даже к непосредственно к обслуживанию юрлиц претензий нет. Менеджер, когда звонил и сообщал о блокировке прямым текстом сказал "это требование СБ, давайте вместе придумаем, как быстрее предоставить документы и разблокировать счет". И в целом, я с пониманием отношусь к таким проверкам: банк вполне может удостоверится, что мы не фирма-однодневка, запросить документы, посетить офис. Это его право.

Я могу ошибаться, но комиссия 15% устанавливается для счетов у фирм-однодневок с номинальными директорами, которые не могут предоставить никакие документы. Тут разумно - банк закладывает свои риски, и если не можешь показать, что фирма реальная - плати и выметайся.

Однако, в случае с Антоном, когда все документы были предоставлены - вымогательство 15% - это свинство. Он предоставить все документы, готовы прийти лично. У него понятный агентский бизнес с реальным офисом. На месте Тинькофф - наоборот, старался бы работать больше с такими компаниями.

Требование по уплате 0.9% с оборота - тоже глупость, которая физически не применима к туристическому бизнесу. На месте банка я бы попытался разобраться, забросить доп документы. В крайнем случае связаться с налоговой и спросить, есть ли там претензии к компании и размеру налогов.

Есть ощущение, что в банк наняли какую-то совковую СБ, которая не имеет никакого понятия о клиентском обслуживании и пишет регламенты из подхода "да их там 400 тысяч, если пару десятков тысяч заблокируем - никто и не пискнет". Антон пискнул.

Тинькофф, задумайтесь. Если вы хотите развиваться на рынке малого бизнеса - меняться регламенты работы СБ.

Сейчас я никому из знакомых не буду советовать открывать счет в тинькоф для юрлица. Более того, скорее буду отговаривать. Как физлицо претензий к банку нет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Oshemkov

А лимит 0,9% - это налог на прибыль? или разные налоги учитывают, например, НДС?

Ответить
Развернуть ветку
Fumar mata

все вместе: и взносы с фот, и даже таможенные платеж

Ответить
Развернуть ветку
761 комментарий
Раскрывать всегда