{"id":13508,"url":"\/distributions\/13508\/click?bit=1&hash=84881d55bbad8a9fea0858220d4fa15ea06fdd4fceb0218db01a425f0cc754d2","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u043d\u044f\u0442\u044c \u0440\u043e\u043b\u0438\u043a \u0441 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0435 \u0441\u0442\u044b\u0434\u043d\u043e","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Softline Venture Partners

Развитие бизнеса в новой реальности: что изменилось для IT-компаний

В рамках ПМЭФ тема поддержки и стимулирования развития IT-компаний обсуждалась весьма активно.

Сессия «IT-решения для МСП: Российские. Эффективные. Конкурентоспособные», которая проходила в периметре российского форума малого и среднего предпринимательства, затрагивала такие вопросы, как инструменты и решения, которые IT-отрасль готова предложить малому бизнесу, возможность быстро внедрить российское ПО без потери времени и денег, а также роль институтов развития и мер господдержки.

Международное агентство IDC в начале июня выпустило исследование, согласно которому прогнозируется падение российского IT-рынка на 39% в долларах относительно прошлого года. Оценка Tadviser – чуть более оптимистична: от 10 до 20%. При этом государство предлагает беспрецедентные меры поддержки ИТ-отрасли. Одной из которых является программа цифровизации МСП.

По итогам первого года действия программ цифровизации МСП для участия было отобрано 34 правообладателя и 105 программных продуктов. Многие компании-разработчики и интеграторы, по словам организаторов программы, уже показывают кратный рост продаж. Тем не менее, игроки рынка отмечают определенный разрыв между курсом на импортозамещение и выжидательной позицией заказчиков. Последние не спешат переходить на отечественные продукты в расчёте на возвращение западных.

Программное обеспечение для бизнеса, по данным исследования Dsight и Московского инновационного кластера, находится на первом месте по числу венчурных сделок за период с января по май этого года. На мастер-классе «ИТ-стартап: как заинтересовать инвестора за 3 минуты» Елена Волотовская, руководитель Softline Venture Partners, отметила, что общее снижение количества сделок на российском рынке по сравнению с аналогичным периодом 2021 на 37% – временное явление.

Опустевшие после ухода западных компаний ниши будут требовать новых решений, которые точно появятся, соответственно, будут и сделки. Раньше, чтобы выйти со своим решением на российский рынок, компаниям приходилось соперничать с зарубежными проектами в борьбе за инвестора. Сейчас этого барьера нет, то есть в чем-то привлечь инвестиции стало проще. Тем не менее отмечается мировая тенденция на снижение размера раунда и оценок проектов. 61% всех компаний, работающих в сфере программного обеспечения, интернета и финтеха, торгуются ниже уровня цены до пандемии 2020 года. Кроме привычных показателей качества проекта, основателя, команду и модель монетизации, инвесторы будут обращать внимание на показатели доходности бизнеса.

Привлечение инвестиций на ранних этапах – традиционно одна из ключевых трудностей молодых ИТ-компаний. С начала этого года компании ранних стадий испытали сильнейший спад, как по количеству, так и по объему сделок (на 47% и 48% соответственно) . Предприниматели сталкиваются с тем, что потенциальным инвесторам интересна технология проекта, но при этом они просят продемонстрировать хороший трафик и динамику развития бизнеса. Проблема в том, что обеспечить эти метрики невозможно без серьезных расходов на digital-маркетинг, которые стартап не может осуществить без привлеченных средств. Получается замкнутый круг. Однако это является глобальной трудностью инвесторов: все хотят хеджировать риски и работать с проверенными гипотезами. Поэтому на самых ранних этапах стоит использовать FFF-money, в дальнейшем можно обратиться за помощью к бизнес-ангелам.

Сравнивая, чем отличается подход в привлечении частных и государственных инвестиций, один из участников дискуссии отметил, что для привлечения частного инвестора достаточно иметь качественный продукт и команду, а также убедить инвестора, что идея монетизируема. Для привлечения государственных инвестиций требуется «чуть больше академизма и науки», но, если продукт жизнеспособен, подготовить соответствующий научно- технический подход не составит большого труда.

Объединение компетенций и нетворкинг являются движущей силой любого бизнеса. Однако в российском предпринимательском сообществе тренд на консолидацию достаточно слабый. ИТ-комитет общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА россии» предоставляет участникам информацию обо всех отраслевых мерах поддержки, позволяет «достучаться» до нужных контактов и, в конечном итоге, привлечь инвестиции, в том числе за счет участия в ИТ-акселераторах. «В то же время подобные некоммерческие бизнес-объединения являются значимым источником обратной связи для государства,» – отметил Андрей Шубин, исполнительный директор «ОПОРА россии» на сессии «Ракета для стартапа: ангельские и венчурные инвестиции» финального дня ПМЭФ.

Итак, что делать IT-стартапам в текущих условиях:

· пересмотреть P&L и иметь в виду, что следующий раунд может случиться позже, чем вы планируете и по меньшей оценке;

· обращаться за всеми доступными мерами поддержки(льготы, гранты и т. д.) ;

· связи все еще решают если не все, то многое: вступайте в бизнес-сообщества и отраслевые объединения;

· friends-family-fools и бизнес-ангелы – лучший выбор для привлечения начальных инвестиций. Синдицированные сделки, в которые часто заходят бизнес-ангелы синдикаты, позволяют снизить риски, что повышает ваши шансы на успешное привлечение средств.

Больше практических советов и чек-лист по внедрению российского ПО здесь.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null