{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Ситуация на топливном рынке США. Какова реальная картина

За последний квартал во всех СМИ можно было прочитать о непростой ситуации на топливном рынке США. Разберемся в вопросе более детально.

Для начала вспомним, из чего складывается цена на топливо. В среднем 54% приходится на стоимость нефти. Налоги составляют 16%, при этом их размер будет колебаться от штата к штату. Наиболее высокая надбавка в Калифорнии, Иллинойсе и Пенсильвании. Еще 16% — это затраты на продажи и маркетинг, величина которых опять же меняется по территориальному признаку. Затраты на переработку составляют в среднем 12% и зависят от многих факторов, прежде всего сезонности.

Сильно ли выросли ли цены на топливо? С учетом роста нефти, ответ очевиден — да. Еще год назад они составляли в среднем $3,07, теперь же находятся в районе 5$. Рост в районе 62% г/г.

Наиболее высокие цены на Западном побережье, прежде всего в Калифорнии. Когда вы узнаете из СМИ, что цена достигла 7$ в США, то на самом деле речь идет только об одном штате, а конкретно, о некоторых его частях. В остальных же цена находится в районе $4,5–4,6.

Причина самой высокой цены в Калифорнии проста — удаленность от центров переработки и самые высокие налоги в США. Также в цене заложены дополнительные сборы на развитие «зеленой» энергетики. На данный момент количество проданных электромобилей в штате составляет около 1 млн штук или примерно 15–16% от общего рынка. Полный переход на EV, вероятно, вопрос лишь времени.

Если рассмотреть общие запасы топлива, включая стратегический резерв США, то в данный момент ничего экстремального не наблюдается — значения остаются около исторических уровней.

Если же взять только запасы бензина, тут значения будут самыми низкими за последние 5 лет. Тем не менее за последнее десятилетие ситуация не самая худшая. Были годы, когда запасы были значительно ниже — в 2014 г. и в 2012 г.

Наиболее проблематично выглядит ситуация с дизельным топливом. Запасы самые низкие за последние 10 лет. Хотя сезонное накопление и началось, дефицит, скорее всего, не сократится в ближайший год: НПЗ не смогут резко увеличить производство, чтобы восполнить запасы. В связи с этим инвесторам стоит ожидать высокие расходы у фермеров и сохранение высоких цен на продукты питания, вероятно, еще на один сезон.

Президент США Джозеф Байден призвал производителей принять меры по увеличению поставок бензина, дизельного топлива и других продуктов нефтепереработки и отметил, что администрация готова использовать все подходящие инструменты и чрезвычайные полномочия для увеличения мощностей и производительности НПЗ.

Проблемой является то, что нефтеперерабатывающие заводы США уже работают на уровнях, близких к своему теоретическому максимуму, поэтому возможности производить больше топлива при существующей системе ограничены. В последние недели переработка сырой нефти работала на уровне 93–94% от максимальной мощности. Теоретически возможности нарастить выпуск сохраняются, но объем не будет значительным, а выпуск стабильным.

С 2020 г. действующие мощности НПЗ в США упали на 1 млн баррелей в сутки. При этом 2/3 падения произошло вследствие закрытия трех крупных нефтеперерабатывающих заводов.

Еще до пандемии многие компании не видели смысла заменять устаревшее или поврежденное оборудование, не говоря уже об увеличении мощностей, поскольку предполагаемый переход на большее количество электромобилей должен был снизить спрос на топливо. Дополнительное финансовое давление из-за сокращения потребления топлива, вызванного пандемией, ускорило и сокращение мощностей.

В результате система находится в состоянии, когда переход на EV находится на первой стадии, а спрос на классическое топливо остается высоким, при этом мощности переработки упали.

И такая картина может вполне сохраняться несколько лет подряд. При этом вероятность того, что новые перерабатывающие мощности будут массово вводиться в ближайшие годы мала — их запуск в лучшем случае возможно осуществить в течение 2–5 лет, а делать это с учетом перехода на EV, скорее всего, не решатся.

Главным вопросом является готовность потребителя платить за топливо по таким ценам. Разрушится ли спрос в ближайшее время? Несмотря на то, что цены выросли в среднем более, чем вполовину, спрос в США не падает. Потребитель, конечно, недоволен, но платить продолжает. И причиной этому скорее является то, что вместе с ростом инфляции почти так же сильно росли доходы.

В результате по итогам II квартала затраты потребителей США на топливо не превышают 3% от чистого дохода. Если добавить сюда затраты на еду, то значение не будет выше 10%. Поэтому, если цены на бензин вырастут еще, спрос может сохраняться.

Несмотря на текущие цены, ситуация не является критичной. До тех пор, пока американский потребитель сможет удерживать текущий уровень доходов, спрос на топливо, вероятно, сохранится. Очевидно, что продолжение роста инфляции или значительное ухудшение в экономике будут главными угрозами.

Сейчас очень много разговоров о высокой вероятности рецессии, но близки ли США к ней? Если обратиться к индексу Chicago Fed National Activity Index Diffusion Index, который я рекомендую рассматривать как один из хороших опережающих ориентиров для определения приближающейся рецессии, то можно увидеть, что почти каждый раз, когда индекс падал ниже отрицательных значений, в экономике начинались затруднения или серьезные кризисы. Пока значения находятся значительно выше 0.

Что касается потенциального замедления инфляции, то о первых сигналах этого можно прочитать в отдельном материале. Если же администрации США потребуется снизить цену на топливо, то с учетом картины в переработке, единственной возможностью является падение цены на нефть. Маловероятно, что речь может идти о снижении налоговой части, если только федерального уровня. А вот увеличить налоги на нефтегазовый сектор могут, чтобы использовать данные средства для ускорения энергоперехода.

Стоит ли в итоге рассматривать для долгосрочной покупки бумаги компаний, связанных переработкой и продажей топлива, такие как Marathon Petroleum (MPC), Valero (VLO), Chevron (CVX) и прочие? Думаю, что нет. А вот для краткосрочных и среднесрочных покупок, при сохранении дефицита и принимая во внимание сезонность и колебания прочих показателей, которые воздействуют на котировки, вполне.

Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.

0
3 комментария
Генадий Петренков

Интересная статья

Ответить
Развернуть ветку
Артурас Лапинскас

5$ за галлон, получается ~1.3 $ за литр, не намного дороже чем у нас

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Vorob'ev

Планируют (или уже) отмену налогов для топливных компаний. Цена на топливо уже прошла вниз.
https://www.cnbc.com/amp/2022/06/22/president-biden-calls-on-congress-to-suspend-the-federal-gas-tax-for-90-days.html

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда