{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Финтех: технический ангел для стартапа

Наша компания FinMV одна из тех, которая продаёт лопаты во времена золотой лихорадки. Сейчас такой «золотой лихорадкой» является финтех, а также всё что с ним связано.

Как разработчику программного обеспечения нам выгодно, чтобы запускалось всё больше новых и успешных платформ по краудфандингу, краудинвестингу, банкингу, инвестированию в недвижимость, разные криптобиржи и NFT-маркетплейсы. Даже очень крупные игроки этого рынка используют уже готовый софт и платформы, а не собственные разработки.

Каждый фаундер, который отказался от своей мечты запустить свой финтех, для нас это «зло», а вернее упущенная выгода. Мы стартовали в прошлом году и через нас прошли уже сотни лидов. Мы видели множество воодушевленных основателей проектов, которые мечтали, планировали, но так и не запустили свой проект.

Наша команда относительно небольшая, и мы чисто физически не могли поддержать все проекты. Поэтому мы отказывали всем клиентам, у которых было недостаточно денег для старта. Но каждый раз меня не оставляла мысль: "А вдруг сейчас был фаундер, которому мы отказали, а он потом запустит свой будущий крутой проект масштаба PayPal, Revolut, N26, PaySend или Mintos?"

Количество финтех-стартапов по всему миру с 2018 г. по ноябрь 2021 г.

Регионы: Americas - Северная и Южная Америка, EMEA - Европа, Ближний восток, Африка, APAC - азатско-тихоокеанский регион

Источник: https://www.statista.com/statistics/893954/number-fintech-startups-by-region/

Бизнес-проекты только на бумаге

Я провёл исследование, и обнаружил, что из сотен лидов не ставших нашими клиентами, спустя полгода никто так и не запустил свой проект в production. Что случилось? Ведь каждый хотел, каждый верил в свою задумку, а реально посмотреть нечего.

Если в первый год погибает 9 из 10 бизнесов, то в лучшем случае только одна идея из миллиона становится реальной попыткой начать бизнес. Все остальные проекты погибают даже не начавшись. Сколько у вас было замечательных идей, которые вы так и не смогли попробовать? Нет денег, нет команды, нет продукта, все косячат, ИТ-команда всё тянет со стартом, проходят месяцы и вот уже становится ничего не надо…

Приходят другие идеи, за ними новые и так за жизнь хорошо, если хотя бы одну-две удаётся попробовать реализовать. Это всё безумно несправедливо.

Рассмотрим на примере

Давайте вернемся и поговорим о самом близком вам человеке - о вас. Допустим, Вы хотите запустить какой-то финтех-стартап. Ну к примеру, NFT-маркетплейс. Сейчас это популярно.

Если пообщаетесь с другими фаундерами, то, скорее всего, услышите совет о том, что вам стоит сделать лендинг и направить туда трафик для проверки своей бизнес-гипотезы. И это, чаще всего, правильный совет.

Вот только Google реклама и реклама в социальных сетях многих направлений бизнеса, в том числе криптовалют и NFT, запрещены. Вы можете обратиться к сообществам, пригласить людей на свой сайт-визитку и собрать лиды. Но что вы узнаете? Вы узнаете только, работает ли ваше рекламное обещание или нет, а также посчитаете CAC (Customer Acquisition Cost - расходы на привлечение клиента).

Это всё прекрасно, когда даёте рекламные обещания именно вы, но поддержат ли вас владельцы сообществ и инфлюенсеры? Зачем им вести трафик на лендинг? Только ради того, чтобы вы проверили гипотезу?

Да и потом, что делать с лидами с этого лендинга? Всем написать, что спасибо, ваш звонок важен для нас, все свободны? Не знаю, как вам, но, по моему мнению, это токсично для рынка и нетактично к заинтересовавшимся людям. Люди один-два раза потратят своё время на подобные псевдо-предложения, а в третий раз уже проигнорируют. Например, часто вижу, что сайт является просто формой захвата персональных данных или бесплатно сделан на каком-то конструкторе сайтов (виден логотип конструктора сайтов). Лично я сразу ухожу с таких сайтов и считаю подобную практику проверки бизнес-гипотез пагубной.

Лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целить в несовершенство и попасть.

Генри Фаулер Уотсон

Делать стартап, так делать стартап

Не надо полумер. На мой взгляд, лучше запуститься, вложить какое-то время, понять рынок. Если “лошадь сдохла”, то сразу закрыть проект и перейти к следующему. Но если вдруг проект попал в волну, то нужно сразу быть готовым быстро-быстро грести, т.к. волна не будет вечной, а окно удачной возможности рано или поздно закроется.

Сделав лендинг, основатель проекта не столкнётся с рынком и потребителями. Люди не глупы: они видят когда сайт является “пустышкой”.

Другое дело, если фаундер сделает готовый продукт, пусть и без дорогих интеграций, а потом полноценно проверит его на рынке.

Подобное решение не стыдно показать миру. В этом случае фаундер не просто обладатель лендинга. Он - владелец своего проекта. Будь-то краудфандинговая платформа, интернет-банк или NFT-маркетплейс.

В этом проекте полноценные кабинеты клиента, бэк-офис, техническая поддержка, обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных, работоспособность при высокой нагрузке - всё, как у крупных компаний. Ну и что, что пока проект не полноценный бизнес. Но именно на бизнес фаундер может привлечь pre-seed и seed-инвестиции. Такой проект не стыдно показывать потенциальным клиентам и инвесторам.

В отличии от лендинга, демо-проект - это не фейк

Он реален, он способен интегрироваться с другими сервис-провайдерами. Люди могут регистрироваться, могут смотреть соглашения и документацию, выбирать из ваших проектов и продуктов.

Сразу же аккумулируется статистика вовлеченности, появляется больше метрик. Учитываются не просто роботы, которые нажали “Купить” на лендинге. Фаундер видит списки реальных пользователей, которые предоставили всю информацию о себе и прошли процедуру KYC (Know Your Customer - знай своего клиента). Основатели стартапа знают каждого человека, могут с ними пообщаться не об абстрактных понятиях, а о конкретных анонсированных опциях, которые сейчас просто в процессе подготовки к продаже.

Это похоже на киноиндустрию. Какой бы фильм вас скорее заинтересовал? Который вы видели только на афише или трейлер которого вы посмотрели?

Также и в бизнесе. Лендинг - это только афиша с кратким описанием и непонятной картинкой. Ваша платформа, пусть и в режиме “демо” - это трейлер. Клиенты и инвесторы видят, что они получат, и как это будет выглядеть. Это уже реальный MSP (Minimal Sellable Product - минимальный продаваемый продукт) в финтехе, а не MVP (Minimum Viable Product - минимально жизнеспособный продукт) и, уж тем более, не простой лендинг

Почему продолжают делать MVP в виде лендингов?

Проблема в IT. Специалистов не хватает, программисты делают долго и дорого.

Готовые SaaS-сервисы знают, что 9 из 10 стартапов закрываются в первый год. Поэтому они хотят заработать денег сразу. Инвестировать в вас - это не их бизнес.

Многие говорят, что нужно найти инвестора для pre-seed стадии. Первое что он спросит, а где команда? CTO, разработка, всё превращается в кошмар и затягивается. Очень тяжело видеть, когда команды делают что-то годами, а в production так и не выходят. И вот на смену первой команде приходит вторая, и уже вторая команда делает тот же проект ещё год, и снова не выходят в production. Скорее всего, чувства основателя и разработчиков подобных проектов очень сильно отличаются.

Главное в стартапе - скорость

Любой реальный бизнес инертен. Согласование договоров, технических заданий, бесконечные митинги и созвоны, и вот прошло полгода. А никто не начинал пока реально делать проект.

Жизнь одна, количество дней в ней ограничено. Неправильно тратить месяцы и годы на бесконечные согласования и митинги. Но бывают и другие крайности, когда хотят запустить финтех-платформу за день-два или неделю. Всё это идёт от отсутствия практического опыта в IT.

Всё просто. Если вы хотите запустить свой стартап, у вас не закрыты технические компетенции, есть начальные ресурсы, но их недостаточно, то вам нужен - технический ангел.

Технический ангел

Наша команда решила специализироваться как технический ангел на финтехе в западных странах, поэтому речь дальше только о финансовых платформах (краудфандинг, банкинг, инвестинг, кредитование). Подобные платформы являются сложными и дорогостоящими решениями. Далеко не каждый основатель финансовой платформы на начальном этапе может позволить себе их, но и обойтись без них тоже не может.

Мы упростили подход к старту. Берём наше коробочное решение. Убираем всё, что не нужно для проекта клиента, меняем заголовки и тексты, переименовываем кнопки и колонки данных, оставляем стандартный дизайн. Всё это ставится на адрес домена клиента. При необходимости делаем интеграцию с сервис-провайдерами KYC и TFA (Two-Factor Authentication - двухфакторная аутентификация). На сам сайт клиента одеваем какой-то шаблонный дизайн из каталога дизайнов. Занимает это всё порядка месяца.

Наши ангельские инвестиции в этом случае мы вносим IT-решением, а не деньгами. Размер подобных инвестиций может достигать до 80% от setup fee и monthly fee (за первый год). Что мы просим взамен? И на это у нас есть формулы, которые позволяют выбрать один из вариантов. Прекрасно понимаем трудности фаундеров, и наша цель поддержать, а не мешать.

С уважением,
Михаил Пискунов
CEO в FinMV.com

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Диваков

Михаил много чего не написал в статье-мы можем помочь как технические ангелы и многим другим стартапам. Про наши направления можно почитать на Finmv.com . Так же с учетом реалий на венчурном рынке-мы открыты для сотрудничества с венчурными фондами. Ведь благодаря нам- они смогут быстро проверить гипотезу своих стартапов.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Bezrukov

Интересная модель, удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Петров

Годная статья, понятно что это часть вашей воронки лидогенерации, но это и правильно: понятно какую пользу приносите. Отправил картинку и ссылку знакомому, у которого на прошлой неделе перед релизом ушел web3.0 разработчик.

Если говорить про идею в целом, то хотелось бы несколько слов о том, видите ли вы такой подход в рамках product-led или все же market-led направления запуска стартапа. Например, в рамках market-led скорость изменения лэндинга по результатам качественных исследований (интервью) несравнимо выше, чем изменение любого демо продукта, а проникания ЦА и потребности такие исследования дают на этом этапе существенно больше, чем метрики из продукта. Вообще вопросы остались тут)

Плюс несколько слов о реальных альтернативах вам, знакомый говорил про то, что сейчас думает сесть на один из крупных сервисов, предоставляющих API к блокчеину (я сам не из fintech/web3.0 индустрии, извиняйте, если коряво донес мысль). Может быть есть ещё какие-то другие варианты, не знаю, но может есть Nocode решения в этой области?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Piskunov
Автор

Nocode не годится для финтеха. С KYC, AML, кучей интеграций, регулированием... это непросто CRM. Один GPDR чего стоит в ЕС.
А API стандарт отрасли. Мы как раз на нашей микросвервисной архитектуре делаем интеграции с разными сервис-провайдерами по KYC, AML, платежам, выпуск банковских карт, блокчейн и пр. В результате получается бесшовный рабочий продукт для клиента.

По поводу product-led и market-led поясните, пожалуйста. Не совсем понял в чём вопрос и почему нельзя совмещать.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

А где кейсы? У вас сложный продукт с кучей интеграций, и экспертиза, чтобы адаптировать и запустить его под любого заказчика - это как-то подтверждается? Инхаус команды - плохие, ваш продукт - хороший. Но мы его не покажем и никого еще не запустили :) Ну ок, звучит убедительно.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Piskunov
Автор

Кейсы, отзывы, описания интеграций, документация, обзоры разных стран, статьи - всё представлено на 36 языках на нашем сайте https://FinMV.com

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Piskunov
Автор

Коллега написал в личном сообщении :)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Вараксин

Годный гайд, сэкономит время тем кто начинает свой путь в fin - tech и компаниям, которые хотят получить продукт не собирая it команду на аутсорсе

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда