{"id":13580,"url":"\/distributions\/13580\/click?bit=1&hash=749a7bd0e59410ef196f6ff51feb6b4c9f7e6897e3051412b19b72ce9b7d4eab","title":"\u0413\u0434\u0435 \u0431\u0440\u0430\u0442\u044c \u0438\u0434\u0435\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0435\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442-\u043c\u0430\u0433\u0430\u0437\u0438\u043d\u0430","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Газпромбанк

Что такое кредитные рейтинги и о чем они говорят

Как сравнить по надежности несколько компаний или финансовых инструментов между собой? Самый простой путь — кредитный рейтинг. Вместе с экспертами брокера «ГПБ Инвестиции» разобрались откуда они берутся, какими бывают и насколько им можно доверять.

Главная цель кредитного рейтинга — показать платежеспособность и финансовую устойчивость компаний. По уровню кредитного рейтинга понятно, насколько безопасно доверять той или иной компании деньги и стоит ли покупать тот или иной инструмент.

Рейтинг присваивают специальные международные или национальные рейтинговые агентства. Они могут оценивать не только компании и банки, но и страны. Для анализа используются исторические, текущие и прогнозные данные, а также финансовая отчетность и публичные материалы.

Чаще всего за изучение, анализ, оценку информации и присвоение рейтинга платят сами компании — без него сложнее оставаться конкурентоспособным и тяжелее привлекать деньги инвесторов. Но иногда агентства проводят исследование самостоятельно. Поэтому рейтинги делятся на два типа: запрошенные и незапрошенные.

Исследование для первого, как можно догадаться, происходит по инициативе оцениваемой компании, на основании сведений, которые она предоставляет рейтинговому агентству. За рейтинг второго типа агентство оплату не получает, а информация, которую агентство использует для оценки, часто не полная.

Незапрошенный рейтинг может быть более низкими, по сравнению с запрошенным. Этому есть две причины. Во-первых, у агентства меньше данных для анализа — обычно используется публичная информация, находящаяся в открытом доступе. Во-вторых (и это частично вытекает из предыдущего пункта) агентство перестраховывается и присваивает более консервативное значение, чтобы в случае ошибки не испортить собственную репутацию.

Незапрошенные рейтинги более распространены у международных агентств. К примеру, Moody's и Standard & Poor’s присваивают рейтинги всем корпоративным облигациям, которые зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США.

Рейтинги компаний обычно обновляют раз в год. Если показатель пересматривают чаще, это повод пристальнее присмотреться к бизнесу. Возможно, у компании назревают какие-то проблемы и лучше воздержаться от инвестирования.

Ключевые мировые кредитные рейтинги и что они показывают

Когда речь идет об оценке независимых международных рейтинговых агентств, чаще всего подразумевают «большую тройку»: Moody's, Fitch Ratings и Standard & Poor’s. Это самые известные и авторитетные агентства в мире. С помощью их рейтингов можно сопоставить компании из любых стран мира. Но нужно помнить об одной важной детали: оценка компании всегда зависит от рейтинга страны, в которой она зарегистрирована. Поэтому международный уровень оценки может показаться необъективным инвесторам внутри страны, в свою очередь, оценка по национальной шкале лишена такого недостатка.

Шкалы кредитного рейтинга у рейтинговых агентств отличаются. Но обычно уровни делят на три группы:

  • инвестиционная — показывает, что у компании или финансового инструмента высокая надежность и низкий или приемлемый уровень риска. Сюда входят категории от ААА до ВВВ. Чем ближе к ААА тем надежнее, чем ближе к ВВВ, тем рискованнее;
  • спекулятивная или «мусорная» — надежность низкая, а уровень риска высокий. Диапазон от ВВ до С, и если ВВ — это компании, которые еще могут выдержать рыночные колебания, то на уровнях ближе к С высока вероятность неисполнения обязательств;
  • дефолтная — компания находится в преддефолтном состоянии или уже допустила какой-либо тип дефолта – технический, фактический или кросс-дефолт. Все уровни ниже С. Таким компаниям нечем рассчитывать по долгам, они уже банкроты или в шаге от этого.

Одновременно с буквенным обозначением кредитного рейтинга агентства добавляют к оценке прогноз. Он показывает, какова вероятность перехода компании на новый уровень в ближайшем будущем. Прогнозы бывают трех типов:

  • стабильный — агентство считает, что в ближайшем будущем компания не перейдет на более высокий уровень;
  • позитивный — агентство при анализе обнаружило факторы, которые в скором времени могут привести к повышению кредитного рейтинга;
  • негативный — агентство видит предпосылки, которые могут стать поводом для снижения рейтинга в ближайшем будущем.

Прогноз может быть пересмотрен без изменения самого рейтинга. Но иногда это происходит одновременно.

Что показывают российские кредитные рейтинги

В России четыре рейтинговых агентства — АКРА, «Эксперт РА», «Национальное рейтинговое агентство» и «Национальные кредитные рейтинги». После ухода «большой тройки» они превратились в монополистов рынка и российские компании, банки и некоммерческие организации, у которых приостановлен международный рейтинг, постепенно переключаются на них.

Национальные рейтинговые шкалы схожи c международными, только к оценке добавляется аббревиатура RU. Поэтому при оценке надежности компании рейтинги разных агентств можно сопоставлять между собой.

Известные российские компании и банки обладают рейтингами сразу нескольких агентств. Это полезно, как для самого рейтингуемого, так и для потенциального инвестора:

  • компания получает объективную независимую оценку по разным методологиям;
  • инвестор видит, насколько бизнес устойчив, открыт и надежен.

Самый высокий рейтинг в РФ у государства — ААА. Если компании или банку присвоен уровень ААА(RU) — значит, это наивысшая оценка надежности и бизнес может претерпеть изменения только при возникновении проблем у всей страны.

Буквенные обозначения и прогнозы у российских рейтинговых агентств, как и у международных: от ААА до D. AAA — наивысший уровень надежности, кредитоспособности и финансовой устойчивости, а D — самый низкий, информирует о дефолте.

Кредитные рейтинги используют не только инвесторы и вкладчики банков, но и Банк России. По присвоенному уровню регулятор оценивает надежность компаний, в которых, к примеру, можно размещать деньги пенсионных фондов.

Подводим итог

  • Кредитный рейтинг компании — это индикатор надежности, который используют для оценки платежеспособности. На него обращают внимание при инвестировании в долговые бумаги — облигации и при оформлении вкладов, так как банк выступает для клиента заемщиком.
  • Кредитный рейтинг, присвоенный рейтинговым агентством — это мнение независимого оценщика. По уровню рейтинга вкладчики, партнеры и инвесторы могут судить, насколько компания далека от дефолта или близка к нему.
  • Несколько высоких оценок от разных рейтинговых агентств говорит об объективности анализа.
0
1 комментарий
Евгений Разумов

Прикольно и информативно. Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null