Московские стартапы сокращают расходы и меняют бизнес-модель
На прошедшем вчера бизнес-завтраке Startup Reboot в СтартХабе на Красном октябре обсуждали изменения в привлечении инвестиций, актуальные ниши и вопросы релокации.
Начали с обзора столичного венчурного рынка. Агентство инноваций города Москвы провело опрос 250 предпринимателей. Согласно представленным данным количество сделок с январь по июнь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упало на 40%, объем – на 71%. Спикеры сошлись на том, что аналитика отражает мировые тренды. 2021 – был рекордом всех времен. Поэтому снижение объема инвестиций в 2022 не стоит воспринимать негативно. В то же время сделки, которые мы видим сейчас – это скорее результат более ранних переговоров, поэтому реальную динамику мы увидим позже.
Первое место в рейтинге топовых ниш для инвестирования, как и год назад, занял Business software. Healthcare, утрачивая постковидный хайп, сместился со второго на четвертое место, уступив позиции EdTech и HRTech. И новичок в этом списке – Transport&Logistik. Изменение структуры ниш и рост спроса на B2B-решения, по мнению инвесторов, открывают массу возможностей для новых проектов.
С целью преодолеть кризис технологические компании разделились на два основных лагеря. Одни пошли путем сокращения расходов, другие – изменения бизнес-модели. Основными категориями сокращения расходов стали команда и маркетинг, чуть в меньшей степени – R&D. Сокращение персонала, в целом, является одной из главных тем технологических СМИ и затронуло даже компании-единороги.
Большинство тех, кто сосредоточился на изменении бизнес-модели, внедрили в свою работу новые маркетинговые инструменты(56%). 47% частично изменили продукт, а 39% пересмотрели свои целевые аудитории. Кто-то заменил поставщиков, расширил географию продаж или пересмотрел модель монетизации. 12% стартапов решились на пивот. Как отметил один из спикеров, компании, которые умеют пивотиться, более оптимистично смотрят в будущее. В текущей ситуации нужно фокусироваться на развитии, отключаться хотя бы на время от информационного шума и время от времени рефлексировать на тему «Куда и зачем мы идем».
3% участников опроса уже релоцировали свой бизнес, 14% – намерены это сделать в ближайшее время. По словам участников наблюдается интересная тенденция на переезд технологических команд не только в зарубежные страны, что очевидно, но и российские города, такие, как Саратов, Таганрог, Калининград. Причина тому довольна проста: ниже стоимость жизни, содержания бизнеса, а также ставка по УСН для ИТ-компаний – 1%. В Москве последняя пока еще составляет 6%.
Из наиболее эффективных стратегий на ближайший год московские фаундеры выделяют развитие аналогов зарубежных продуктов (48%) и создание новых (36%). 6 процентов считают, что ничего невозможно предсказать.
Почти треть респондентов уверена в отсутствии перспективных зарубежных рынков для масштабирования российских стартапов. Пятая часть считает, что это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Далее по убыванию следуют Ближний Восток, ЛАТАМ и США.
Компании, которые пострадали от текущих событий, очень аккуратно подходят к оценке сроков восстановления их компаний до уровня 2022 года. Почти половина пока даже не представляет, сколько времени это займет. 23% считают, что им потребуется от полугода до года, 15% – более года. 70% тех, на кого никак не повлияла ситуация, уверены, что их показатели в ближайшее время вырастут.
Из других интересных выводов:
- Банки развивают беззалоговое кредитование предпринимателей и смотрят главным образом на показатели бизнеса. Берем инструмент на заметку;
- HNWI/ UHNWI практически в отсутствие других возможностей смотрят на активно растущие бизнесы в России. С другой стороны, инвесторы ранних стадий, видя интерес потенциальных крупных партнеров к технологическим проектам активнее идут в сделки, понимая перспективы следующих раундов. Таким образом, заранее выстраивается цепочка финансирования;
- В условиях дезинтеграции российского рынка и роста инфляции стартапам стоит учитывать, что они будут делать, если следующий раунд отложится или не случится совсем;
- Задумываясь о релокации, стоит исходить из расположения вашей ЦА;
- Оценку сейчас определяет инвестор, поэтому, если деньги нужны в ближайшей перспективе, готовьтесь быть гибким. Жажда денег со стороны стартапов будет провоцировать down-раунды. Прибыльные компании смогут диктовать свои условия. Неприбыльные – более уязвимы, и инвесторы будут этим пользоваться. Как проверить инвестора, можно почитать у Елены Волотовской;
- Растущий спрос на локальные стартапы, в том числе со стороны госорганизаций, будет стимулировать объем инвестиций на российском венчурном рынке времени;
- К вопросу о дальнейшей судьбе компаний после привлечения российских денег, было отмечено, что профессиональные отечественные фонды имеют опыт проведения сделок с сохранением инвестиционной пригодности стартапа на международном рынке;
- Эксперты ожидают новую волну стартапов, которая приходит в ответ по текущие события и имеет все шансы родить «единорогов»;
Традиционным на подобных мероприятиях вопросом был «Как найти нужного инвестора?». Очень понравилось сравнение с электросамокатом. Когда попадаешь в пробку, можно просто выйти из такси, взять самокат и доехать до нужной точки. Хотелось бы, чтобы фаундеры так же легко могли в нужный момент выйти и доехать до инвестора.
Профильная для vc статья и ни одного комментария.
Михаил, спасибо за ваш комментарий:) К сожалению, так.
Сейчас посмотрим, как овноконтент заходит, я тут одну ниочёмную заметку состряпал, опубликую )
А что тут комментировать ?
Вся статья в этом ролике.