В каком из банков комфортнее открывать счёт предпринимателю

UX-исследование внутренних интерфейсов «Росбанка», «Модульбанка», «Тинькофф банка», «Промсвязьбанка», ВТБ и «Райффайзенбанка».

Авторы: Наталья Стурза и Юлия Колчева — исследователи и проектировщики пользовательского опыта.

Это не исследования с репрезентативной выборкой, а только единичный опыт. На тарифы мы не смотрели, брали минимальные. Эти шесть банков выбрали исходя из того, кто нам интересен.

Не брали тех, кто уже изучен вдоль и поперёк. Здесь нет «Сбербанка» и «Альфа-банка», потому что мы про них уже много знаем. Здесь нет «Точки», потому что наши рабочие счета итак в «Точке».

Предприниматели судят о банке по первому взаимодействию

Чтобы понять, как банк будет себя вести, решая нестандартные задачи, можно позвонить и задать очень узкий вопрос еще на этапе выбора. И тогда ты увидишь скорость решения, компетенции и количество перенаправлений между менеджерами.

Чтобы понять, как и насколько продвинутым будет интернет-банк, достаточно приступить к процессу регистрации счета. Если есть огромная заявка, токены и только Windows — будет плохо.

Вот параметры удобства, которые мы поняли уже после открытия счетов в банках. Именно они влияют на восприятие процесса и впечатление, которое создает банк о себе:

  • Сколько пришлось напрягаться: вызванивать, выспрашивать, пинать по задачам и срокам.
  • Сколько ждать: пока проверят заявку, пока позвонят с заявки. Скорость обработки задач.
  • Сколько раз нужно встретиться или приехать в офис банка.
  • Сколько времени уходит на встречу и насколько она приятна по эмоциональным ощущениям.
  • Форма на сайте: только заявка и обратный звонок или бронь счета и получение реквизитов.
  • Умение работать с электронным архивом регистрации компании от налоговой.
  • ОС, токены, драйверы и вот это наследие.

По порядку опишем через сколько кругов пришлось пройти в каждом банке.

«Модульбанк»

Два рабочих дня, сразу резервируют счёт, одна встреча на 30 минут, открыли по архиву, без токенов и на всех ОС.

Плюсы:

  • Быстро. В пятницу оставила заявку, а в понедельник открыли счет.
  • «Модульбанк» и «Тинькофф банк» — не просто заполняешь заявку на обратный звонок, а сразу бронируют счет. Реквизиты и интернет-банк можно использовать сразу. Оставляешь минимум данных и получаешь забронированный счет, взаимодействуя только с сайтом. Никаких людей и звонков. Через три минуты уже забронирован счет. Этот путь «Модульбанк» сопровождает SMS, статусами, сроками, что круто. Ты всегда знаешь на каком этапе находишься и на чьей стороне мяч.
  • Понравилось, что предлагали альтернативу: ждите звонка или сделайте самостоятельно на сайте. Не пришлось ждать, пока перезвонят.

Минусы:

  • Приехать не захотели, назначили время и вызвали в коворкинг Арма. Это было удобно, потому что близко.
  • Встреча повлияла на целостное впечатление: некомфортно, неуютно, ждёшь очередь из таких же, как ты. Даже если есть четко назначенное время. При этом слушаешь вопросы и ответы всех других предпринимателей. Когда делаешь это в первый раз — накаляет. Как будто перед дверью на экзамен сидишь. Думаешь: «А на этот вопрос я не знаю, как ответить. Мне не откроют счет?». И нервничаешь еще сильнее.
  • Сотрудник была погружена в себя и проблемы, меланхолична и пренебрежительна: «Не выбрали тариф — так идите и выберите».
  • Неприятно, что назначили четкое время, ты спешишь к нему, а потом сидишь в очереди.

«Тинькофф банк»

Два рабочих дня, сразу резервируют счёт, одна встреча на 10 минут, открыли по архиву, без токенов и на всех ОС.

Плюсы:

  • Десять минут на встречу. Молодой человек хипстерской наружности пришел, попросил подпись, паспорт, сунул конверт, сказал, что всё там. Добавил, что будет личный менеджер, который ответит на все вопросы и ушёл. Сложить впечатления за 10 минут не успеваешь. Но всё равно это плюс — быстро. И приехал он к нам в офис, что было комфортнее, чем куда-то ехать.
  • После заполнения заявки на сайте получаешь забронированный расчетный счёт.
  • Так же, как в «Модульбанке» сопровождают по процессу статусами и состояниями.

Минусы:

  • На сайте довольно много информации, которая не нужна, но она стоит на пути к заявке. Хотят, чтобы пользователь читал, что такое овердрафт, разбирался в формах налогообложения, зарплатном проекте. Это путает и сбивает с цели.
  • После заполнения заявки сказали, что придёт SMS с паролем. Но она пришла не сразу, а только через 40 минут. А ждёшь её прямо сейчас, потому что готов продолжать процесс регистрации. И сколько ждать — не знаешь, потому что нигде не написано.
  • Дали корпоративную карту, не спрашивая, просто по умолчанию. Так и не активировали её.
  • После этого появился личный менеджер, который звонил каждый день. Очень назойливо. Сначала спрашивал как дела, потом спрашивал когда на счету начнут ходить деньги, потом уже продавал услуги. К третьему разу недоумеваешь: «Какого хрена ты мне звонишь?»

ВТБ

Семь дней, две встречи, счет не резервируют, открыли по распечатанному архиву электронных документов, OC Windows, без токена.

Минусы:

  • Тяжело найти форму заявки на сайте. И кажется, что тебя просто перекидывает с одной страницы на другую, водят кругами с одной формы на другую. Нажимаешь кнопку «открыть счет», а она ведет не на заявку, а на другую страницу с информацией. И так раз пять.
  • Когда наконец доходишь до заявки, оказывается, что это не заявка на бронирование счета, а форма на обратный звонок. Вводишь ИНН, но потом в процессе открытия его еще несколько раз просят.
  • «Модульбанк» и «Тинькофф банк» по каждому шагу присылают SMS, и ты понимаешь, что процесс идет. А тут тишина. Отправил заявку — ждешь. День-два ждёшь, потом начинаешь сам звонить. Интересно, а если бы не позвонил, они бы тоже не позвонили?
  • В ВТБ ездишь два раза. Всё, что касается интернет-банка, у них кривое, старое и плохо работает. Только Windows. Первая поездка — получаешь логин и пароль от ЛК как физлица, там надо выпустить сертификат. Вторая поездка — распечатать сертификат и документы, сдать их и оставить подписи. Далее — приехать домой, найти через Explorer архив. Создать аккаунт для организации c сертификатом, который выпустили после первой встречи.
  • На встрече менеджер писал и заполнял всё заново. Этапы с вводом документов и сканами никак не помогли ускорить. Это можно сделать без присутствия человека, не тратить столько времени.
  • Попросили распечатать электронный архив о регистрации ИП (которые приходят от налоговой на почту), без подписи и без печати — странно. Вызывает вопросы о профессионализме и адекватности.
  • У них новые тарифы, супердорогие - просят на него подключиться и сразу написать заявление на автоматический перевод на самый дешевый через 2 месяца. Выглядит это как непонятная схема.

Плюсы:

  • Встреча. Хоть и пришлось ехать в офис, но тебя сажают в отдельный красивый кабинет. И время уделяют только тебе. Час сидишь, ничего не делаешь, а менеджер перепечатывает данные из документов. Хорошо, что не одним пальцем.
  • Менеджер — милая и доброжелательная девушка. Личное общение на высоте.

«Промсвязьбанк»

7 и 14 дней, две встречи, счет не резервируют, открыли по электронному архиву, ограниченная функциональность в вебе, есть ПО.

Минусы:

  • Пришлось звонить, не было понятно, позвонят или нет. На сайте непонятно, как открыть расчетный счет. В этот момент ещё не было документов по ИП и хотелось просто забронировать счет. Сказали, что так нельзя. А потом позвонили через минуту со словами: «Девушка, а что вы так резко положили трубку?». Мы не клали трубку, а узнав что так нельзя, попрощались. Дальше говорили много и непонятно.
  • На почту прислали анкету на семь листов мелким шрифтом. С кучей непонятных слов. Для начинающего слишком сложные определения, непонятно, как заполнить. Распечатать, от руки заполнить и в банк нести? К гигантской анкете есть гигантская инструкция о том, как заполнять. Онлайн-помощник по заполнению анкеты не работал три дня. В помощнике тоже были поля, которые не понятно, как заполнять. Информации из Росстата к тому моменту еще не было, а это обязательные для заполнения поля.
  • Назначение встречи заняло недели три. Не они тебе встречу назначают, а ты вызваниваешь и просишь назначить. Сложно дозвониться до нужного отдела, перекидывают друг на друга. Сами не перезванивали никогда, если обещали. Сложность в том, что они не понимают, как открыть счет без оригиналов из налоговой, не понимают, как работать с электронным архивом, поэтому и перекидывают.
  • На встречу к ним пришли уже после получения оригиналов о регистрации компании. Принесли все документы, всё, что было у них на сайте, распечатали в двух экземплярах и сказали: «Берите, делайте с ними всё, что вам нужно». От такого подхода они впали в ступор — обычно они рассказывают предпринимателям что и как делать. В результате загрузили все документы, распознали и через минуту это было в системе: «Ну у нас же автоматически распознается и подгружается». Зачем было мариновать три недели и заставлять анкету на 7 листов заполнять?
  • Попросили прийти второй раз: «Распечатайте сертификат и после открытия счета принесите подписанный нам». Уломали принять его сразу. Они снова стояли в ступоре, водили глазами по стенам, но сделали.
  • Тарифы и комиссии — отдельная история. На встрече предложили завести кодовое слово для решения вопросов удаленно. Стоит это 1000 рублей. То есть, через интернет-банк нельзя решать вопросы удаленно? Мы отказались, но в результате деньги в течение недели списали и без конкретной формулировки за что. Это ещё выяснять пришлось.

Плюсы:

  • А их не нашлось. Может нам не повезло… А может так со всеми.

«Росбанк»

Счет не открыли, потратили полторы недели, две встречи, очереди по два часа. Что такое электронная регистрация в компании не знают, токены и Windows.

Минусы:

  • Просто отказались открывать счет по электронному архиву от налоговой. Сами им звонили раза три. Они долго не понимали к кому нас таких отправить, как такое может быть: «А как это? А разве так можно? Налоговая вам прислала? Не может быть. Распечатайте, принесите в банк, я посмотрю». Они не в курсе, что такие процессы существуют.
  • Распечатали, принесли. Они с шоком в глазах посмотрели: «Ну тут же нет подписи и печати?». Конечно, мы же говорили.
  • Попросили прислать архив с документами от налоговой на почту. Девушка протянула визитку. По привычке берешь визитку и суешь в карман. Она выпалила: «Перепишите почту на бумажку, а визитку отдайте». Смешно вам? Бизнес-среда, говорите?
  • Второй раз приехали с документами из налоговой, с оригиналами. Ждали в очереди два часа. Полчаса длилась встреча, менеджер все это время бегала вокруг или параллельно консультировала других предпринимателей. Ощущение, что ты на приёме у врача и постоянно кто-то заходит только спросить. Просили наличные, чтобы выдать ЭЦП. В конце-концов выдали конверт с токеном. На почту прислали огромную инструкцию (попроще, чем в «Промсвязьбанке»). А потом попросили прийти ещё раз. Когда вспоминаешь ту атмосферу, идти туда не хочется. Поэтому мы посмотрели на интерфейс внутри и решили забить на это дело. Хватит, невозможно это.

Плюсы:

  • Сотрудники очень милые. Но бесполезные.

«Райффайзенбанк»

Две недели, одна-две встречи, резервируют счет, открывают по электронному архиву, любая ОС.

Минусы:

  • Заявка на сайте — большая анкета. Оказалось, что зря заполняли, потому что потом эти же данные просят еще два раза. После заполнения анкеты ждешь звонка. Долго не перезванивали, дня три. Позвонили сами, написали в чат. Менеджеры задают одни и те же вопросы. Потеряли и не видят заявку, она не прошла в базу на звонок. Еще раз заполняли ту же анкету. Пообещали за два дня проверить и позвонить. Не позвонили.
  • Не выполняют обещаний. Обещают связаться, называют четкое время или промежуток, но ни разу не звонили. Приходится перезванивать на следующий день и объяснять еще раз трём менеджерам весь круг событий заново.
  • Оказалось, можно прийти в офис без заявки и без звонка-записи. Но даже если записались, в офисе никто не ждёт к назначенному времени. Странный офис — все кабинеты закрыты, непонятно куда идти. Долго ждали возле пустого кабинета.
  • Оказалось, что те две девушки, которые громче всех болтали и смеялись в холле, открывают счета. И они не сидели в том кабинете, а развлекали себя непринужденной беседой. Полчаса ждали, полчаса они щебетали. Только когда вслух на весь зал громко сказали: «Ну и где здесь открывают счета?», они встрепенулись.
  • Не было заполненных анкет, заполняли заново, третий раз. Девушки пытались продавать дополнительные услуги. Но вы же понимаете, что уже никак.
  • Говорили, что придется еще раз приехать, чтоб активировать и пользоваться ИБ и ПО. Но не пришлось, всё и так работало. И это оставило непонимание.

Плюсы:

  • Бронируют счет в тот же день после заполнения заявки.

Если распределять шесть банков по комфорту, скорости и эмоциям от процесса открытия счета, мы расставили их так:

Есть прямая зависимость: чем сложнее открытие счета, чем больше нервов тратишь на этом этапе, тем хуже будет обслуживаться, тем дольше будет решать задачи. А на восприятие и целостное впечатление сильно влияет эмоциональная составляющая. Если некомфортно и неуютно уже при открытии, то это первое впечатление будет сложно изменить.

0
98 комментариев
Написать комментарий...
Nikolay Kenig

И все равно тут нет банка ДЛЯ МЕНЯ. Их нет у нас в принципе! А с Банком Тин общался по телефону на той неделе. Так получилось что образовалась задолженность ( я их клиент лет 8-9 уже) никогда не было ну и вот обоазовалась. И что я слышу в трубку. Как-будто звонит гопник с угрозами, требованием бабок, и тд. А я вот честно прям клянусь думал открыть инвестиционный счет, а теперь у меня на них упал и не стоит.
Так вот к чему все это. Неужели так сложно создать банк-сервис для людей, для человека?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Будаев

Николай, такой есть) Банк Точка, приглашаю стать нашим клиентом и лично в этом убедиться.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

А почему тогда на банки ру отзывы хуже некуда?

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Батурин

Открывал месяц назад в точке счет. Удобно, быстро, все по скайпу. Тарифы самые низкие, дополнительных плат нет. Еще и услуги бухгалтера для сдачи отчетности в налоговую за 3500 в год.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sergeevich

Поиском (в Яндексе и по сайту Банки Ру) не нашел плохих отзывов. Только совсем неакутальная статья про переход из Банка 24 и бан парня в группе. Как раз хотел к ним перейти после скандала с Тиньковым, можете скинуть ссылку на отзывы?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Болуженков

Какой скандал? С блокировкой счета , тут на VC.ru? Ну так у точки все 1 в 1, просто про нее тут никто статью не накатал и скандала не было. Вы лучше посмотрите отзывы, а то шило на мыло поменяете. Я с Тиньковым, страшновато, но учитывая что точка это Открытие - а те вообще откровенной чернухой и разводом занимаются, я туда еще больше боюсь лезть.
Вот про точку - 1 в 1 как тинькова - запросили доки, их дали , в ответ - не хотим с вами работать и все молчат
http://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10191305/

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sergeevich

То есть вымогательство 15% от Тинькова - это еще цветочки, Точка просто блокирует счет и все деньги без шансов вывести по этому закону?

UPD Дочитал комменты там отзыве, ну там хотя бы все деньги можно вывести. Но ограничение на адресатов. По мне так лучше, чем с потерей 15 процентов

А у Модуля те же дела?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Болуженков

Я честно говоря не увидел там момент про то что деньги можно просто вывести, иначе какой смысл их морозить? . По-моему полная аналогия со всеми другими банками и тиньковым. Это обычная практика у нас. У себя я просто то что ИП денбши - безналом трачу, и вообще не держу как единственной источник доходов. Просто потому что считаю что ситуация со скандалом - может быть у любого банка сегодня.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Sergeevich

Судя по контексту, деньги вывести можно

Ответить
Развернуть ветку
Anton Goralchuk

У Модуля всё честно - счета блокируют, документы запрашивают, но если после рассмотрения документов банк всё же предлагает закрыть счёт, а документы вы предоставили, от встречи с представителем банка не уклонялись - ни о какой неустойке речи идти не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Konakov

Звонили недавно от вас, предлагают открыть счет, я отвечаю, что счет у меня уже есть и зачем мне еще один? Тут, видимо, скрипт дал сбой и оператор положила трубку)

Ответить
Развернуть ветку
95 комментариев
Раскрывать всегда