{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как стать smart-инвестором для high-tech стартапов?

Колонка венчурной компании Techsensor.vc

Все более популярным становится фандрайзить не просто деньги, а умные деньги. Их еще называют «правильными инвестициями». Все стартаперы хотят smart-money. А «просто деньги» нынче никому не нужны, особенно high-tech предпринимателям.

Считается, что «умные инвестиции» сильно увеличивают шансы проекта на успех.

Но как понять, что ты являешься «smart-инвестором» для стартап-предпринимателей? Более того, что это за ресурс такой, «smart-money», глазами фаундеров? Тема про «умные инвестиции» стара, как мир, однако, до сих пор представления у инвесторов и у стартап-предпринимателей по этой концепции сильно различаются.

Инвесторы (особенно институциональные, они же венчурные фонды) классифицируются по размерам инвестируемых чеков и по рыночной специализации. Именно эта специализация превращает их деньги в «умные».

Наша команда Techsensor провела за последние 2 месяца интервью (а то и не одно) более чем с 50 основателями стартапов (и это уже с отобранными проектами из общего потока).

Почти все опрошенные твердо заявляют, что им нужны не просто деньги, а те самые «умные деньги». На вопрос: а что вы подразумеваете под «умными деньгами» все отвечают очень по-разному. Одни говорят, что у них есть технология, но нет бизнес-составляющей по команде, кто будет эту технологию в рынок толкать. Другие говорят, что им нужно «платформу допилить», а как, они слабо понимают: «ну нужно нанять программистов, написать ТЗ, проконтролировать, протестировать, а CTO у нас нет, поэтому нам нужен „умный инвестор“, кто с этим поможет». Больше всего, конечно, нравится про масштабирование продукта go global: «мы будем выходить с продуктом в том регионе, откуда будет наш инвестор, поэтому мы и ищем „умные деньги“ за пределами РФ».

Миссия венчурного инвестора ранних стадий — вырастить стартап с требуемой доходностью. Но это не значит, что нужно фаундеров за ручку водить как нянька!

Как правило, инвестор в качестве smart-money вместе с деньгами предлагает в основном следующее (по крайней мере об этом все пишут и говорят, но на практике оказывается все совсем не так):

— инструменты развития бизнеса

— вывод проекта на глобальный рынок

— доступ к нетворкингу (бизнес-связи, менторы и прочие полезные знакомства)

— знания, опыт, технологии

При этом, инвесторы не всегда активно участвуют в жизни своих стартапов, и далеко не все помогают в развитии бизнеса, ожидая, что фаундеры должны быть активными бизнесменами и все сделать сами. А фаундеры тем временем пришли за «умными деньгами» и ожидают от инвесторов бОльшей вовлеченности в виде конкретных действий, а не просто консультаций.

Как Techsensor превращает обычные инвестиции в smart-money.

Стартап на стадии pre-seed — это «неведомая кузница чудес», они приходят к нам с одним продуктом, а после подготовительной работы с нами выходят на инвест. комитет с другим, и уже после n-часов работы и вовсе делают пивот в противоположную сторону (например, с модели b2c в модель b2b).

На этапе знакомства с проектом наш коллектив все тщательно (но быстро!) изучает: рынок, бизнес-процессы, команду. На этом этапе сразу становится понятно, в каких местах «пробелы». Если фаундеры классные, продукт понятный, рынок «без дна» — мы начинаем с этими пробелами работать. Даем фаундерам конкретные задания, что и как сделать, что найти и изучить, какие гипотезы проверить. И, конечно же, сроки. Далее смотрим динамику исполнения заданий. Параллельно отправляем проект на рассмотрение нашим консультантам, партнерам и аналитикам из дружественных фондов. Если все устраивает, проводим DD (due diligence) и принимаем решение об инвестировании. Далее наша основная задача, как «smart-инвесторов» — сразу включить стартап в правильный канал продаж. Главное — не переусердствовать, не брать на себя слишком многого, чтобы не испортить отношения с фаундерами.

Самые популярные бизнес-задачи, которые встают в проекте (решением которых должен помочь инвестор):

— найти нужные кадры (сформировать к ним требования, систему мотивации и др.),

— подсказать, какие еще технические фичи можно добавить в продукт, чтобы он лучше/быстрее работал или был более привлекательным и функциональным для клиентов

— расширение пула потенциальных индустриальных клиентов и обеспечение прямых контактов с ЛПР

— проведение стратегических сессий с целью совместного мониторинга метрик

— дальнейший фандрайзинг. Привлечение следующих раундов.

Наша команда берет конкретные бизнес-процессы в работу и улучшает их всеми доступными способами, а не просто проводит экспертизу и консультирует. В среднем на один стартап команда тратит от 5 до 10 часов в неделю.

Резюмируя, «smart-money» включают в себя не только деньги и обмен знаниями, но и непрерывную работу с портфельными проектами над конкретными узкими местами в бизнесе.

0
5 комментариев
Grigory Zarudaev

Очередные "дубы колдуны" )) как говорил персонаж игр (по мотивам Анджея Сапковского) "и как вы блядь не научитесь" ))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev
А «просто деньги» нынче никому не нужны, особенно high-tech предпринимателям

За себя говорите, что вам не нужны, не надо тут всех обобщать.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg

Вот попьёшь как он смузи в свитшоте в коворкинге, поймёшь как правильно файндрайзить смарт-мани.

Ответить
Развернуть ветку
sa6algt

Зарубаред

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда