{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Осторожно, бухгалтер! Как найти главбуха, который не навредит вашему бизнесу?

Бухгалтерия – страшилка для любого предпринимателя. Вникать в нее не хочется никому и никогда, гораздо интереснее заниматься продуктом, продажами, продвижением, чем угодно – только не скучными отчетами и декларациями. Для этой задачи начинающие бизнесмены чаще всего нанимают дешевого аутсорсера, а те, у кого бизнес подрос - специально обученного человека, и с облегчением забывают о нудной бухгалтерии.

И вот тут многие попадаются сразу в две ловушки:

  • Берут на работу первого попавшегося бухгалтера: по рекомендации друга, соседа, знакомого предпринимателя.
  • Не контролируют его от слова «совсем» - что-то делается, отчеты сдаются, налоговая под дверью не стоит – и слава богу.

За время нашей консалтинговой практики для малого и среднего бизнеса мы повидали достаточно примеров того, чем может обернуться такая беспечность:

Пример 1. Предприниматель платит гораздо больше налогов, чем мог бы в рамках закона, и не подозревает об этом.

Свежий кейс - пару недель назад к нам обратился владелец регионального интернет-магазина с запросом на автоматизацию управленческого учета. Бизнес активно развивается, команда "горит" новыми идеями роста, и собственник решил привести в порядок финансы, чтобы контролировать ключевые показатели. Мы стали разбираться, как обстоят дела с бухгалтерией. Со слов владельца - "у нас там все под контролем, главбух опытный, работаем с ним давно". Смотрим и выясняем, что компания платит налог с дохода, вместо разницы между доходами и расходами. Бухгалтеру так намного проще работать, и она убедила собственника, что только на «упрощенке» с базой «доходы» у них не будет проблем с налоговой. Что имеем в итоге: бухгалтер упростила себе жизнь, бухучет практически не ведется, а компании это стоит почти 5 млн рублей переплаченного налога в год, помимо собственно зарплаты этого самого бухгалтера.

Иногда переплата по налогам происходит банально по причине того, что бухгалтер не следит за изменениями в законодательстве, не знает о специальных налоговых режимах или не умеет их применять.

Светлана Беляева, Налоговый консультант и сооснователь сервиса Profi-Hunter

Пример 2. Предприниматель фактически “сидит на пороховой бочке” до первой налоговой проверки, и не подозревает об этом.

Вариаций на эту тему - масса. Вот лишь некоторые самые распространенные случаи, которые несут серьезные налоговые риски владельцу компании (суммы которых могут исчисляться миллионами):

  • дробление выручки и расходов бизнеса между несколькими юрлицами и/или ИП без разумного обоснования деловой цели такого дробления. Одни и те же собственники (или члены одной семьи), общая база клиентов/поставщиков, общая производственная база, общая бухгалтерия и отдел персонала, и так далее, и так далее. При проверке такого бизнеса налоговая просто «сложит» эти компании вместе и пересчитает налоги исходя из объединенных показателей. Штрафы тоже начислит, а это 30% годовых от суммы недоплаченных за 3 года налогов.
  • неверное признание или отсутствие корректно оформленных документов по расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль. Нет правильно оформленного документа (со всеми подписями, печатями, с корректными датами) - значит, нет и расхода. А значит, при проверке налоговая просто пересчитает налог на прибыль в большую сторону.
  • принятие к вычету НДС без подтверждающих документов или на основании счетов-фактур, содержащих недостоверные сведения. Та же логика, что в в пункте выше.

Информация к размышлению: по данным ИФНС, минимальная сумма налоговых доначислений в результате выездной проверки в 2017 г. составила 17 млн руб. в среднем по России и 55 млн руб. по Москве и Санкт-Петербургу.

Пример 3. Предприниматель не может привлечь инвестиции или продать бизнес из-за бардака в учёте и документах.

В нашей практике был случай, когда мы проверяли бухгалтерский учёт в небольшой сети магазинов, торгующих медицинским оборудованием. Собственник планировал выйти из бизнеса и хотел его оценить. Интересный факт: за 7 лет существования компании, руководитель ни разу не заглянул в бухгалтерскую отчетность, полностью доверяя своему главбуху. Что выяснилось в результате: данные бухучета и фактические показатели бизнеса разошлись ни много ни мало в 4 раза. По документам компания имела многомиллионные складские запасы и такие же денежные остатки в кассах, огромную дебиторку и кредиторку, которая не списывалась годами из-за отсутствия документов и профессионального подхода к работе у главбуха. Как следствие бардака в документах, у компании обнаружились огромные налоговые риски - на десятки миллионов рублей. Ни о какой приемлемой для собственника оценке компании в такой ситуации не было и речи.

К сожалению, об этих и других рисках предприниматели чаще всего задумываются уже по факту, столкнувшись с последствиями бухгалтерского непрофессионализма. Какие главные советы тут можно дать?

Первое - регулярно, желательно, раз в год проводить внешний аудит бухгалтерского и налогового учёта в своей компании.

И второе (а по значимости даже первое) - более ответственно подходить к вопросу найма главбуха. Ни многолетний опыт работы, ни хорошее резюме, ни рекомендации знакомых не гарантируют наличие реальных знаний у специалиста.

Хорошо, когда под рукой есть профессионал, который разбирается в бухучете и налогообложении и может провести грамотное интервью с кандидатом. А что делать, если нет такой возможности?

Некоторые предприниматели пробуют обращаться в кадровые агентства, но и у них чаще всего нет экспертизы для оценки профессиональных знаний бухгалтера. Некоторые скачивают первый попавшийся бухгалтерский тест из Интернета и дают его своим кандидатам. Такие бесплатные тесты опасны тем, что они скорее всего не учитывают последние изменения в законодательства, а самое главное - не заточены под специфику конкретного бизнеса.

На практике лучше всего работают два способа:

  • Обратиться в аудиторскую компанию за помощью в проведении интервью с кандидатами

или

  • заказать разработку профессионального теста для проверки ваших кандидатов. Важно, чтобы тест был составлен грамотным специалистом и учитывал особенности вашей компании: отраслевую специфику, организационно-правовую форму, систему налогообложения.

В чем главные преимущества тестирования:

  • отсев немотивированных и не уверенных в своих силах кандидатов через воронку в виде теста;
  • прозрачная и наглядная оценка уровня знаний специалиста;
  • экономия времени HR или руководителя, т.к. до этапа личного собеседования доходят лишь специалисты, показавшие высокий результат. Другой вариант - тестирование “финалистов”, когда вы выбираете из нескольких в равной степени достойных, на ваш взгляд, претендентов.

Что выбрать - пригласить эксперта на собеседование с вашими кандидатами или заказать разработку теста - решать вам. В любом случае, расходы на оплату такой услуги окупятся с лихвой, и в будущем сохранят вам не только деньги, но и нервы.

Наталья Джораева, консультант по корпоративным финансам, сооснователь сервиса Profi-Hunter

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Павел Питеев

Добавлю историю вкратце. Налоговая в Балашихе, по IP вычислила бухгалтера, которая сдавала отчетность по двум организациям. Одна полностью белая, вторая частично серая. Налоговики рассчитывают в среднем процент уплаченных налогов от общей суммы поступления ДС на р/с. Пригласили бухгалтера к себе, запросили 500 т.р. И попросили закрыть организации. Вот такое вот давление, даже если бухгалтер и проыфесиональный ему нужен еще и профессиональный сисадмин для установки впн.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Павел, это действительно так - налоговая постоянно ужесточает контроль с одновременным повышением прозрачности данных по налогоплательщикам. Поэтому важно, чтобы бухгалтер следил за последними веяниями и мог вовремя предупредить собственника о рисках.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Бухгалтер была в штате тех компаний или есть договор на обслуживание? Если есть, то какие претензии к компании?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Питеев

Был договор на обслуживание. Претензия, что одна из компаний работает в серую, не платя полноценно налоги.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

История уровня "В гаражах мужики рассказали"

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Друзья, берите себе в бухгалтеры аутсорсинговую компанию и тогда заниматься бизнесом будем спокойней.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Андрей, аутсорсеры хороший вариант до определенного этапа в развитии компании. Когда бизнес подрастает, обслуживание дорожает, а потоковость остается. Аутсорсинговая фирма не будет думать о снижении вашей налоговой нагрузки (это не в их интересах) и в налоговую, случись что, с вами не пойдет.

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Очень жаль, что большинство аутсорсинговых компаний оставляют о себе такие впечатления.
Я знаю аутсорс, что заботится о налоговой оптимизации, ходит с директором по налоговым, а при увеличении оборотов предлагает взять в штат Клиенту бухгалтера на первичку, оставляя за собой самый ответственный функционал.
Здесь, как и в поисках сотрудника, важно найти правильную компанию.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Андрей, а вы как ее нашли? Поделитесь? )

Ответить
Развернуть ветку
Andrei Nikolaev

Наталья.... Я их сам создал))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Да хватит уже накручивать. Нормально все в большинстве случаев.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Алексей, что именно накручивать? И что именно нормально? )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

То что аутсорс не думает о налогах.
Что такое "нормально" - вы можете посмотреть в словаре Даля.

Я понимаю, что цель вашей увлекательной статьи - это напугать потенциальных клиентов (создать боль) и предложить решение.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Алексей, цель статьи не напугать, а предупредить :) я много лет провожу налоговые аудиты в малом и среднем бизнесе, плюс регурярно анализирую судебную практику, и знаю о чем говорю. На рынке очень много неквалифицированных бухгалтеров, это факт. И под удар попадает в первую очередь малый бизнес, потому что не имеет инструментов оценки и в принципе не задумывается о проблеме. Пока не столкнется с последствиями.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

На рынке очень много неквалифицированных
врачей
репититоров
таксистом
бухгалтеров
маркетологов
трейдеров
и так далее.

Вы не учиваете еще отраслевую специфику - для буха это очень важно. Одно дело работать с правами -интел собственностью, другое например с производством. Не верю, что вы вот можете все вопросы закрыть...

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Алексей, а почему не верите?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

В сказки? Не знаю.. Возраст наверно. Мелкие компашки типа вашей могут быть сильны в нишах: работали 10 лет в налогах нефтянки, решили создать свою и тестить фиников и бухов в нефтянке. Ок. А когда "мы умеем в любых отраслях"...

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

А что может помешать компашке привлекать к разработке тестов отраслевых экспертов? )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Деньги ))) Вас там двое , опыт в налогах у одной... Ну ок, малый бизнес. большие амбиции.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

)))) Алексей, у нас по 15 лет опыта работы в финансах. и есть связи, которые позволяют уложиться в юнит-экономику, и при этом выдавать качественный продукт, так что наши амбиции вполне оправданы )

Ответить
Развернуть ветку
Алена Иванова

Ох как ошибаетесь)
На рынке аутсорсинга огромная конкуренция, поэтому качество услуг с каждым годом возрастает. Также у большинства компаний есть страховка, которая обезопасит карман клиента.

Мы первым делом полностью анализируем и оптимизируем бухгалтерию новых клиентов, чтобы можно было найти законные инструменты по снижению налогов. И в налоговую тоже ходим вместе с нашими клиентами).

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Друзья, будем признательны за ваши комментарии и истории! Как вы искали главбуха в свою компанию? Довольны ли сотрудничеством?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Искал много раз в портфельные компании. По резюме если смотреть предыдущие места работы то ни разу проблем не было. Плюс у мало-мальски приличного бизнеса есть фин.директор. Он должен быть в состоянии собеседовать глав.буха.

То что вы пишете про дробление - это схематоз, все знают и делают это с одобрения гендира. На сбор тонны подтверждающих документов наши (РФ) бухи надрочены с детства.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Скорее это гендиректор делает с одобрения главбуха ) потому что главбух не предупреждает о последствиях. По дроблению бизнеса сейчас богатая судебная практика собирается.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Ну хватит уже, по 199 пойдут оба. Главбух как раз обычно ПРЕУВЕЛИЧИВАЕТ последствия по совершенно рациональным причинам: подписываться на уголовку за зарплату неинтересно. Не надо демонизировать главбухов -они как раз запуганные

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Джораева
Автор

Почему же в итоге подписывается? За зарплату на уголовку?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Ой не знаю, правда - почему?

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Малетина

А мы бух учет передали в стороннюю организацию и очень довольны. Пользуемся услугами https://s4.team/accounting_outsourcing . Нет необходимости тратить время на поиск, проверку и трудоустройство в штат работников. В компании работают очень опытные специалисты, проблем ни каких не возникало. Думаем кадровое делопроизводство тоже передать на аутсорсинг.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Старшова

А с моей (бух) точки зрения, основная сложность в том, что предприниматель сам не знает что ему надо. То бухгалтерию белую, то налогов поменьше, то не показывать, то срочно банковскую гарантию или кредит... А бухгалтерия в один день поменяться не может. И даже в один год не всегда...

Ответить
Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда