{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Вымышленные и настоящие проблемы на российском венчурном рынке

фото - bankir.ru

Про банальные трудности российского венчурного рынка (недостаток проектов, ограниченность капитала, сложности выхода), которые на деле оказываются мифом.

Алексей Шабаршин, управляющий партнер pre-seed VC Startup Lab написал статью, где объясняет, как стартапу найти инвестиции, а инвестору - хороший проект. Фаундерам он советует избирать smart-пути, а инвесторам - быть стратегами, понимать потенциал стартапов на этапе pre-seed и правильно пользоваться инструментами анализа.

Как найти друг друга?

“Существует несколько эффективных каналов (механизмов, инструментов) поиска объектов для инвестиций. Первый среди них - скаутинг, который помогает существенно сократить время и расходы на изучение рынка. Мы активно используем этот рабочий инструмент внутри фонда, особенно отдельный его подвид - интернет-скаутинг. Суть в следующем: специальный сотрудник занимается только тем, что анализирует открытые и закрытые источники, базы данных (по Европе это B-Book, по России – Rusbase). Затем найденные стартапы сортируются в зависимости от того, подходят ли они нам по профилю (мы в SL заточены в основном на ритейл). Почему важно соблюдать фокусность? Потому что, занимаясь поддержкой стартапов, важно не только давать деньги, но и делать проектам S.M.A.R.T. - то есть, ставить им правильные цели, формулировать конкретные задачи, находить эффективные способы их выполнения. Последнее, возможно, ценнее денег. Если инвестор предлагает высококлассную, редкую, узко-отраслевую экспертизу, то ему не придется заниматься поиском проектов - они будут выстраиваться в очередь.

Второй канал – рекомендации партнеров, других инвесторов. Это очень качественный канал, если вы инвестируете в стартапы на pre-seed стадии, когда они еще не успели проявить себя на рынке, и многое зависит от команды, которая над ним работает. Если фаундер адекватный и кто-то из партнеров его рекомендует, то можно рассматривать проект для инвестиций, или для начала помочь ему своей экспертизой и посмотреть, как поведет себя команда. На этапе тестирования гипотез станет понятно, стоит ли связываться со стартапом.

Третий канал – всевозможные ивенты, связанные со стартап индустрией. Не буду заострять на нем внимание из-за его очевидности. Перейдем к инструментам, которые может взять на вооружение каждый фаундер. Предельно доступный и эффективный способ привлечь внимание инвестора - это так называемые холодные месседжи. Здесь все просто: составляете для себя список подходящих инвесторов, смотрите, кто управляет фондами и пишете руководителям сообщения в Facebook или LinkedIn. Конечно, это должны быть грамотно составленные месседжи (что вообще отдельная тема для разговора – как написать правильный текст сообщения инвестору). Вкратце, вы должны в пяти предложениях рассказать про себя, свои цели и указать, конкретно для чего вам нужны инвестиции.

Неплохим каналом выхода предпринимателей на фонды может стать блог инвестора - если контент интересный, то он быстро приобретет популярность в стартап-сообществе. Startup Lab находят, в том числе, через корпоративный блог. Я - за такие правильные пути поиска инвесторов (и наоборот).

Миф о российском дефиците стартапов

Бытует мнение, что в России недостаток хороших проектов, есть сложности с оригинальными идеями, но я придерживаюсь кардинально другого мнения. Судя по опыту SL - а мы работаем как с проектами ранних стадий, так и с уже сложившимися компаниями; создаем инкубаторы и сотрудничаем с ними; действуем не только на рынке России, но и в странах СНГ и восточной Европы - никакого дефицита нет. Конечно, если сравнивать с США и Азией (где более развита стартап-среда), то наверно, сильных проектов меньше.

Скепсис по рынку вызван отчасти токсичными историями, тормозящими его развитие. Связаны они со стартапами, которые хотят закрыть потребность в инвестициях, а дальше у них нет мотивации расти и улучшать продукт. Это ошибка - привлекать средства фондов на стадии гипотез. Надо все тестить на свои деньги, экономить на всем, и только потом уже идти к инвестору.

Миф о сложностях поиска зарубежного инвестора

Мысль про то, что российским стартапам сложно найти инвестора за рубежом - это неправда. Наоборот, если технологические предприниматели делают сразу глобальный проект, то с точки зрения инвестора у них будет конкурентное преимущество. Определенная категория специалистов стоит в России дешевле, чем в Европе и США - те же программисты и data scientists. Если наши предприниматели поймут, как масштабировать свой продукт на другие рынки, проблем найти инвестора за рубежом у них не будет. Тестировать гипотезы можно и в России – здесь ближе и дешевле, но если цель - это Европа или Азия, нужно сразу разрабатывать продукт с этим учетом. Кроме того, в России можно найти инвестора, который даст проекту экспертизу, и уже потом, если последний покажет потенциал, сам свяжет фаундера со своими зарубежными партнерами. Также есть российские инвесторы, работающие на западных рынках и в Азии - например, “Grishin Robotics”, Николай Давыдов - они готовы помогать нашим ребятам.

Самая большая проблема – это недостаток компетенцийПроблема у российских предпринимателей только с сейлзом, но если над этой частью поработать, то все получится. С идеями, продуктом все хорошо, но нет правильного бизнесового видения того, как продавать на других рынках. Еще один пробел в компетенциях - слабый английский, как бы тривиально это не звучало. Чтобы подавать заявки в какие-то заграничные фонды, принимать участия в ивентах, вести переговоры с инвесторами, нужно как минимум знать знать его на уровне upper intermediate, а желательно освоить business English. У нас же только каждый пятый предприниматель не имеет с этим проблем.

Реальный стоп-фактор на рынке - мало выходов

Если говорить о реально существующих проблемах рынка, а не вымышленных, - то это отсутствие выходов для инвестора из проекта. Самая большая головная боль инвестора - не как найти стартап, а как из него выйти. В России нет маркет мейкеров – тех компаний, которые бы покупали проекты на поздних стадиях (скажем, после seed и раунда А). Есть всего несколько игроков - например, Mail.Ru Group - но этого недостаточно, их должно быть в разы больше. Сейчас наблюдаются попытки сделать маркет-мейкерами банковские структуры, типа “Сбербанка” и “ВТБ”, а также крупные госструктуры вроде “Ростелекома”. Частные игроки - “МегаФон”, “Газпромбанк” - тоже в принципе способны стать маркет-мейкерами. Однако даже с учетом всех этих компаний и холдингов, российский рынок серьезно отстает от того же американского, где действуют 200-300 полноценных маркет-мейкеров.

Еще один тормозящий фактор - инвесторы боятся делать инвестиции на ранних стадиях, потому что не умеют правильно оценивать стартап на этапе seed и грамотно рассчитывать точку входа в проект. Этому нужно учиться - искать специалистов - аналитиков, осваивать новейшие инструменты вплоть до программного обеспечения, основанного на технологиях искусственного интеллекта.

Хороший стартап: личный чек-лист

Для меня хороший проект – такой, который точно попадет в Startup Lab - это всего лишь четыре пункта:1) Сильный предприниматель/команда. Если мы говорим про идеальный вариант, то у фаундера уже должен быть опыт – неважно, негативный или положительный.

2) Продукт работает на правильном рынке, с потенциалом годовой выручки как минимум в 100 млн долл.

3) Правильный состав партнеров и инвесторов в проекте. Если стартап неправильно распорядился своими долями (что является самой дорогой валютой), то его впоследствие будет трудно реструктурировать. Поэтому важно, чтобы в долях и опционах не было “случайных пассажиров”.

4) Наши экспертиза, знания и компетенции действительно нужны стартапу. Интереснее развивать проекты, а не просто сидеть и наблюдать годами за его неспешным ростом. Дайте стартапу связи, нетворк, возможность обкатать пилот в корпорациях-партнерах - и получите совсем другие результаты.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Pavel Rubakhin

Настоящая проблема венчурного рынка - неисполненные обещания фаундеров, инвесторов, сотрудников. Да чьи угодно. В связи с этим вопрос: Алексей, где наши курсы подготовки к CFA, выигранные на Venture Cup, организованном вами пару лет назад? :)

Это скорее троллинг, чем реальный вопрос, в чем я честно признаюсь :)

Фонд - большая ответственность. Надеюсь, к нему вы отнесетесь ответственнее, чем к организации мероприятий под эгидой EVA.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шабаршин

Павел, добрый день! Спасибо за ваш комментарий! Если у вас возникли проблемы с получением курса подготовки к CFA - напишите, пожалуйста, [email protected] и ваш вопрос решится. Фонд - огромная ответственность, согласен и вся команда работает над тем, чтобы создать работающий механизм поддержки предпринимателей.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev
Наши экспертиза, знания и компетенции действительно нужны стартапу

Нет не нужны. Запускайте лучше свой стартап, тогда.

Дайте стартапу связи, нетворк, возможность обкатать пилот в корпорациях-партнерах - и получите совсем другие результаты
действуют 200-300 полноценных маркет-мейкеров

Вот что за детский сад? Где олдскул, желание всех нагнуть и захватить мир? Что это за стартапы с которыми нужно так нянчиться? Искать кому бы скинуть команду быстрее?..

Зачем на pre-seed, seed вы вообще нужны? Появление краудинвестинга в мире на уровне законодательства вытеснит вас из этой ниши. А вы подкатывайте с $10 000 000 - $100 000 000, когда дело завертится и нужно быстро расширяться в Индию, Китай, Бразилию, Африку и т.д.

Либо вставайте в очередь за частными инвесторами. Теперь стартапы на pre-seed, seed будут диктовать сколько и чего им нужно. А не вы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev

Фактически подобные венчуры уже динозавры, можете и дальше попивать смузи с хипстерами, отбирая их в списках rubase и еще чего-там. Учить их уму разуму и продавать с потрохами очередному Сбербанку. А смелые, дерзкие и голодные займутся реальным делом - захватом мира.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shabarshin
Автор

В России есть такие предприниматели да) Но у фонда фокус глобальный. Startup Lab инвестирует не только в российские проекты, хотя так удачно получается, что есть и российские сильные основатели, которые запустили сразу глобальные истории.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shabarshin
Автор

если нужны данные, через меня проходит 12-15 проектов каждый день(если убрать всякие радио для компаний и убер для убера) и в редких случаях 1-2 я перевожу на звонок, из них с 1 чаще всего встречаюсь лично, после проведения инвестиционной экспертизы. Но статистика мировая тут лучше чуть да, нам сложнее) Но мы этого и хотели) Ведь мы ищем самых сильных, но не таких переоцененных как есть истории в штатах, например.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shabarshin
Автор

Алексей, привет. Спасибо за ваш комментарий. Он реально ценен)

Фонд является не просто инвестором, но дает другие долгосрочные преимущества. Да, я соглашусь, что самые сильные предприниматели не нуждаются в опеки, помощи в самых топовых или талантливых, но молодых кадрах, помощи в дальнейшем фандрайзинге правильном и тд. Но, важно понимать, таких мы и ищем! Павел Дуров на Россию один, таких как он дерзких и сильных - я знаю еще может десяток-второй в России-СНГ. А сколько компаний имеет глобальную выручку 95%(локальную 5% и меньше) более 100 млн дол и основаны российскими фаундерами за последние 10 лет?

Но если сейчас нет рынка - это совсем не значит, что его совсем не будет. Вот я вижу для себя задачу импакт сообществу в том, что буду помогать предпринимателям становиться сильнее или сначала просто становиться предпринимателями. Пусть фонд в них не проинвестирует, он мне работать со стартапами и предпринимателями в кайф. С сильными и амбициозными - еще круче. Таких и ищем. И находим)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shabarshin
Автор

Айдар, спасибо большое) Рад буду пообщаться и познакомиться. Мои инвесторы ничем не хуже гонгконгских и каких-либо других. Такие же предприниматели, которые строят отличный бизнес, с понятными ценностями) Мне нравится делать это в России и я хочу этого делать с моей командой) Но мы не ограничены этим рынки - мы open-minded для всех глобальные историй, изучаем их, пробуем смотреть глобальные проекты с международными партнерами) Просто все шаг за шагом. Мы только начали, все впереди, надеюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Smirnov

Конечно ограничены :) В Европе на стадии пре-сид валюейшин компании ~$1-2М, в США ~$2М-3М а в России ~$250К. У вас на сайте написано что вы даёте инвестиции до 3М рублей. Это $40К :) $40К - одна convertible note которая генерируется Clerky от малознакомого angel investor после обеда в США которому нравится ваша идея :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Smirnov

В США incubator ( ~50K ) => accelerator ( ~100K ) => angels ( ~250K ) => institutional pre-seed ( ~$500K ) => seed ( ~1.5M )

Как в мире в среднем не знаю.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Smirnov

Читать не умеете? В первом посте я написал про валюейшин, во втором про round size. Ещё раз. Institutional pre-seed это раунд от $200K до $1M при валюейшин компании $2М-$3М.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Smirnov

+1.

Огромная проблема российских инвесторов это в том что они скатываются в "обучение" вместо "инвестиций". Т.е. совет и связи конечно очень полезное дело но всё таки основное в инвестициях это деньги. А деньги в России очень и очень дорогие.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

А сколько проектов проинвестировал Ваш фонд?
Если я правильно понимаю, то Ваш фонд появился недавно и еще не успел ни в кого вложить. Да и денег вроде у фонда очень мало на 20 проектов по несколько сот $.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шабаршин

Спасибо за ваш комментарий!) Не могу говорить сколько проинвестировал фонд, но уже проинвестировал, хотя и создан, действительно, недавно. Приходите к нам в SL Space на Лубянском пр-де 19/1 и познакомьтесь с моими партнерами и командой, мы будем очень рады любому фидбеку)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Shabarshin
Автор

Спасибо огромное за такой фидбек! Это ценно, Айдар!

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда