Финансы Stanislav Kupriyanov
2 299

«Страховка от кражи денег со счета, которую продают банки — полное надувательство»

Интервью с бывшим генеральным директором компании Chronopay Services Дмитрием Артимовичем, который некогда считался опасным хакером и обвинялся в DDoS-атаке на «Аэрофлот», а ныне переквалифицировался в эксперты по электронным платежам и написал учебник по этой теме.

В закладки
Дмитрий Артимович на презентации своей книги

Он рассказал, какие международные условия Visa и Mastercard не выполняют российские банки, и какое будущее ждет рынок электронных платежей.

Вы любите рассказывать о несовершенстве российского банковского законодательства. Можете привести пару примеров?

Поскольку в России рынок электронных платежей достаточно молод - даже банковские карты появились у нас значительно позже, чем в Европе и США - то законодательно регулирование этой отрасли очень слабое. Нарушаются права держателей карт. Агрегаторы нарушают правила платежных систем. Скажем, есть понятное правило: подключаться к местным банкам для проведения платежей могут только российские компании. Это делается для борьбы с офшоризацией и выводом денег из страны. Хочешь принимать деньги через российский банк - заводи юрлицо, создавай офис, нанимай персонал и плати налоги. Но площадки вроде AliExpress, всякие онлайн-казино и прочие выводят деньги в офшор, используя для таких схем НКО. MasterCard называет такую ситуацию “отмыванием транзакций” (transaction laundering), и на Западе за это штрафуют. В России же - нет.

А права держателей карт как нарушаются?

Например, согласно федеральному закону “О национальной платежной системе”, в России держатель карты имеет лишь одни сутки на сообщение в банк о совершении мошеннического платежа по карте. Если вашу карту украли или скопировали, а вы не успели обратиться в банк в течение 24 часов - развитие событий предугадать сложно. Например, правила Visa и MasterCard говорят, что пользователь все равно должен получить деньги обратно. Но если банк откажет вам в возмещении ущерба, жаловаться будет некому. Внутри платежных систем жаловаться друг на друга могут только сами участники этих платежных систем, каковыми владельцы карт не считаются. Или еще пример - вы заказали товар в интернет-магазине, а он вам не пришел. Мы привыкли, что деньги в таком случае надо требовать с продавца, но это не совсем правильно.

То есть, надо сразу писать в банк? В течение какого времени?

По правилам платёжных систем, вы можете в течение 120 дней от ожидаемой даты доставки обратиться в ваш банк и потребовать возврата средств. Нужно только, чтобы прошёл крайний срок доставки. Например, было обещана доставка в течении пяти дней, и товар (услуга) не пришли – уже на шестой день можно обращаться в банк. Они выставят возвратный платеж (chargeback), который так и называется - Services Not Provided or Merchandise Not Received.

А если оказанная услуга была ненадлежащего качества?

На этот счет в правила платежных систем тоже есть пункт. В течение 120 дней вы можете требовать возврат своих денег на основании претензии “Not as Described or Defective Merchandise”

Ого. А какие еще услуги должны оказывать наши банки, но мы об этом просто не в курсе?

Например, возврата украденных денег, если транзакция прошла по магнитной полосе в офлайне - у вас скопировали карту и сделали дубликат. Или же без подтверждения транзакции SMS в онлайне. Возмещение денег, если сумма платежа не соответствует реальной стоимости товара. возмещение, если вы заплатили наличными, а с вас еще и деньги сняли. На оспаривание всех этих операций по правилам платежных систем отводится 120 дней. Именно поэтому пресловутые “страховки от кражи денег”, которые нам продают банки - полное надувательство. Проблема в нашем законе, который описывает только один случай мошенничества - и то, как я уже сказал, вы должны успеть заявить о произошедшем в течение суток. Американское законодательство гораздо более четко описывает все случаи возможного мошенничества: это у нас подтверждение интернет-платежей часто производится через SMS, а в других странах это может быть простой код, например, совпадающий с днем вашего рождения. И если у вас этот код украдут - банк точно также будет обязан вернуть деньги.

Влияет ли распространение инновационных платежных решений на безопасность транзакций? Скажем, платежи через мобильные телефоны вообще безопасны - или нет?

Если говорить о технологии NFC - да. А вот воспроизведение магнитной полосы телефонами Samsung - уже не особо. В принципе, мобильные платежи - те же карточные, транзакции идут через те же системы авторизации, просто перехват данных бессмысленнее для злоумышленника.

Как будет выглядеть платежная индустрия будущего?

Сложный вопрос. Мне бы лично хотелось, чтобы я мог в реальном времени подтверждать каждый свой платеж. Сейчас же, неважно, пользуетесь ли вы телефоном или картой - являетесь лишь пассивным участником, не принимающим участия в транзакции. То есть, если продавец ошибся с суммой - вам придется смиренно ждать возврата. Если же говорить о России, то сейчас на отрасль совершенно разрушительно воздействует “Сбербанк”. им по наследству досталась огромная база клиентов, они этим пользуются и дают ставку по приему платежей ниже рынка. Тут уже не идет разговор о конкуренции, развитии и улучшении качества - просто пользоваться “Сбербанком” продавцам дешевле, и все.

А криптовалюты в ней какое место будут занимать?

Честно говоря, сегодняшние криптовалюты - это продукт хайпа. Деньги и так уже давно электронные, а финансовые системы очень сложные. Чтобы экономика росла, нужны банки, которые могут выдавать кредиты, и центробанки, косвенно регулирующие денежную массу. Тот же биткоин, на мой взгляд, был создан, чтобы на нем заработать, а конечность его эмиссии была заложена именно для роста его цены. Не думаю, что криптовалюты займут где-нибудь место резервной валюты.

И последний вопрос: зачем вы вообще решили написать свою книгу?

Я хотел сделать учебник по электронным платежам еще в 2015, когда работал в Chronopay. Нужно было как-то обучать персонал, а курсов и литературы из этой области в стране не было. Тогда и написал, но издать не получилось. А когда покинул компанию, подумал, что стоит завершить начатое дело до конца.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Stanislav Kupriyanov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 18, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 46517, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 26 Sep 2018 13:26:27 +0300" }
{ "id": 46517, "author_id": 3328, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/46517\/get","add":"\/comments\/46517\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/46517"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "possessions": [] }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

0

Ребят, со своего опыта: не страхуйте карты - это действительно бессмысленная процедура. У меня украли кару и сняли деньги не зная пин-кода в банкомате Сбера. Я не знаю, как такое возможно. В случае краже денег вам нужно будет собрать уйму справок, среди которых бумажка о возбуждении уголовного дела и о завершении (привет тебе, Альфа-страхование); а полиция, похоже, не хочет такими делами заниматься - для них это почти гарантированные висяки (говорю по состоянию на декабрь 15 года, может что-то и изменилось, но вряд ли); меня вот до сих пор информируют о том, как там продвигается моё дело (и было ли оно вообще открыто), на это всё уходит время, усилия - сходи в одно отделение, потом оказалось, что нужно было писать заявление в др отделение (в Подмосковье) и моё дело пересылали 1 месяц туда... просто не держите много денег на основном счёте и 2) не пользуйтесь кредитными картами по возможности в сомнительных местах или ставьте какой-то дневной лимит, который не боитесь потерять. Вспоминаю с banki.ru жалобу о том, как она женщина звонила в банк и блокировала кредитную карту и пока заблокировала, мошенники сняли 150 тыс кредитных денег. В итоге: банк требует деньги, с % - он в наваре; мошенники - с бабками, а клиент - лошара, который за всё платит.

Ответить
0

В книге очень много старой информации, сроков и терминологии используемой до изменения правил VISA 15 апреля 2018-ого года. Судя по всему в 2015 году и надо было её выпускать, а сейчас она только больше путает, чем что-то объясняет. Также, такие понятия как "Chargeback" и "Retrieval" смешаны в кучу.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }