{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Инвестор оценил ваш проект и пригласил на первую встречу: к чему готовиться?

«Международная ассоциация инвесторов» делится полным гайдом о встрече и переговорах с инвестором: от подготовительного этапа до обязательных вопросов и хитрых уловок инвесторов.

Многие начинающие стартаперы рассылают свои проекты десяткам инвесторов в надежде на то, что хотя бы один из них проявит неподдельный интерес и пригласит новаторов на встречу. Однако, если так и происходит, уже очень скоро бурная радость сменяется приближающимся страхом. Страхом перед встречей с инвестором. Как известно, самый сильный страх, – это страх перед неизвестностью. Неопытные стартаперы начинают нервничать и паниковать именно потому, что толком не знают, что же произойдет после пересечения порога заветной двери.

Конечно, вы можете найти множество руководств, написанных «супер-пупер мега крутыми бизнес-аналитиами» в интернете, но все же лучший рецепт могут дать только сами инвесторы. Именно поэтому мы (инвесторы из «Международной ассоциации инвесторов», далее «МАИ») собрали для вас лучшие практические советы, направленные на успешное прохождение переговоров в рамках первой встречи с инвестором. Все наши рекомендации являются универсальными. Их можно применить не только к инвесторам «МАИ», но и к любым другим.

Подготовительный этап.

Возможно, вам будет казаться, что в этом пункте речь идет о довольно банальных вещах. Тем не менее, каждый описанный ниже тезис является очень важной составляющей успешного итога встречи.

1. Распечатать все документы и взять их с собой.

Речь идет о бизнес плане, презентации, финансовой модели и иных документах, способствующих в дальнейших переговорах. Если какой-то из документов будет слишком большим по размеру, советуем сделать крупногабаритную печать на ватманах (формат А1 и А0).

Форматы печати.

2. Выглядеть презентабельно.

Чтобы показать всю серьезность своих намерений, ваш внешний вид должен быть соответствующим. Не обязательно приходить в деловом костюме. Достаточно привести свой внешний вид в привлекательное состояние.

Возможные варианты луков.

3. Прийти на встречу бодрым.

Важно вести переговоры в энергичном ключе, быть активным: инвестор обращает на это большое внимание. Постарайтесь лечь спать пораньше, не засиживаясь допоздна.

4. Прийти на встречу вовремя.

Необходимо прийти на встречу ровно в то время, которое вам назначил инвестор. Если вы опоздаете, это, несомненно, уменьшит шансы положительного исхода переговоров. Мы рекомендуем приехать минимум за 1 час. Есть риск того, что вы не сможете быстро найти офис, в котором будет проходить встреча.

Казалось бы, что может быть проще, чем соблюсти эти нехитрые правила? Однако практика показывает обратное: более 70% инициаторов проектов могут опоздать на значительное кол-во времени, прийти без единого документа или же просто быть не выспавшимися и пассивными. Не стоит пренебрегать этими советами.

Далее мы перейдем к более серьезным вещам и отодвинем картинки на второй план. Спойлер: дальше будет много букв и ни одной картинки.

Непосредственные переговоры.

В данном пункте речь пойдет о самих переговорах, а именно - о тех нескольких вопросах, которые абсолютно любой инвестор обязательно вам задаст. Предупрежден - значит вооружен. Что же, перейдем к первому вопросу и тому, какой информацией вы должны обладать, чтобы без затруднения ответить на него.

Первый серьезный вопрос, на который вам нужно будет ответить:

Кто ваши конкуренты?

Любой адекватный инвестор

Вам необходимо четко знать:

1. Сколько на рынке ваших прямых и косвенных конкурентов (вы должны знать точное количество крупных конкурентов наизусть)?

2. Кто именно является вашими конкурентами: вы должны знать каждого крупного конкурента (если инвестор спросит про какую-нибудь компанию-конкурента, вы должны четко знать все детали ее деятельности)?

3. Какие «Уникальные торговые предложения» предоставляют ваши конкуренты, в чем их отличия от вашего «УТП»?

4. Есть ли хотя бы один конкурент, предложение которого практически не отличается от вашего? Если да, то что вы собираетесь с этим делать?

5. На какую аудиторию работают ваши конкуренты?

6. По каким каналам ведутся рекламные компании ваших конкурентов?

Вам необходимо серьезно подготовится по каждому из этих пунктов. Если у вас не будет какой-то информации, это может очень сильно повлиять на вашу репутацию. Приходите на встречу подготовленными и уходите победителями.

Перейдем ко второму важному вопросу инвестора. Звучит он примерно так:

Кто ваши клиенты?

Любой адекватный инвестор

Вам необходимо четко знать:

1. Группы ваших целевых клиентов. Их может быть несколько. К примеру, если вы занимаетесь продвижением программного обеспечения, то вашими клиентами могут стать частные лица, т.е. обычные люди – это и будет первой группой, также вы можете работать с компаниями – это уже вторая группа и так далее.

2. Портреты идеальных клиентов по каждой вашей группе. К примеру, если это частные лица, то на какие группы можно разделить их? Возможно, это мужчины от 25 до 35 лет, интересующиеся компьютерными играми. Это и будет одним из портретов вашего идеального клиента. Но вам необходимо расписать его максимально подробно: чем занимаются, где работают, какие журналы читают, какие сайты посещают и т.д. Такое детальное описание необходимо сделать к каждому портрету идеального клиента.

Казалось бы, всего два пункта. Однако, отнеситесь к этому максимально серьезно. Если вы сами не знаете ваших клиентов, значит проект обречен на провал, и инвестор увидит это очень быстро.

Что же, давайте перейдем к самому важному вопросу нашей встречи, который звучит так:

Вы не против обсудить вашу экономическую модель?

Любой адекватный инвестор

Каждый инвестор задаст его по-своему, однако суть одна - понять, насколько качественно и детально проработана ваша экономическая модель. Экономическая модель проекта - самый важный для инвестора раздел, ведь он напрямую связан с денежными средствами. Это раздел может стоить всего бизнес плана, поэтому необходимо уделить ему отдельное внимание.

Помимо грамотного составления экономической модели вы должны уметь быстро и четко отвечать на все вопросы инвестора, касающиеся финансовых показателей. Вот несколько практических советов, которые будут неплохим подспорьем в этом нелегком деле:

1. Для опоры в общении по финансовой части проекта используйте вашу экономическую модель. Заранее распечатайте ее в таком формате, при котором все цифры будут отчетливо видны. При необходимости используйте крупногабаритную печать.

2. Сама экономическая модель должна быть расписана максимально подробно и детально: вы должны учесть все возможные доходы и расходы, начиная от аренды помещения, заканчивая количеством ручек и карандашей для офиса.

3. Ваши предположения по предстоящим доходам должны быть уменьшены в 10 раз, т.к. это будет ближе к реальной картине (если, конечно, у вас не действующий бизнес с накопленной статистикой).

4. Все расчеты должны быть выполнены верно. Если инвестор заметит какие-либо ошибки, это, несомненно, снизит вероятность положительного исхода встречи.

5. За день до встречи еще раз внимательно изучите вашу экономическую модель. Посмотрите на каждую из цифр и ответьте себе на вопрос: "А могу ли я обосновать, почему здесь именно это значение?". Такое упражнение является очень эффективным, ведь если вы заранее подготовите все ответы, у вас не возникнет затруднений на самой встрече.

6. Попытайтесь запомнить все основные цифровые показатели вашего проекта. Если вы сможете отвечать на вопросы инвестора, не роясь в бумагах в поисках ответа, это будет несомненный плюс.

А вы знаете, какое кол-во ручек и карандашей необходимо для успешного старта вашего проекта?
Да, знаю.
К сожалению, еще нет.
Дайте денег, я профессионал и гений!
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Вот и все общие рекомендации, касающиеся основных вопросов любого инвестора, которые мы можем вам дать. Дальше все зависит от ситуации и лично от вас. Постарайтесь соблюсти хотя бы наши общие советы. Это, несомненно, скажется на итоге переговоров.

Хитрые уловки инвесторов.

В последнем пункте мы расскажем вам о том, на какие проверки и уловки идут инвесторы, чтобы понять, насколько серьезно инициаторы относятся к собственным проектам. Если вы не сможете пройти одну из таких проверок, можете забыть об инвестициях. Этот материал, в большей степени, будет касаться людей, которые планируют запустить бизнес без собственных вложений, то есть полностью на средства инвестора. Однако, ознакомиться стоит каждому! Что же, начнем.

Как правило, инвесторы весьма негативно настроены к людям, желающим развивать проект целиком на деньги инвестора. Это огромные риски, которые инициаторы полностью взваливают на плечи самих инвесторов. Ведь, если проект закроется, инициатор спокойно пойдет дальше. Единственное, что он потеряет, - свое собственное время. Чего не скажешь об инвесторе. Инвестор потеряет кругленькую сумму. Это положение дел, зачастую, не устраивает последнего. Если проект уж очень приглянулся инвестору, а инициатор не располагает своими собственными денежными средствами, инвестор попытается провести проверку. Она будет заключаться в следующем.

Инвестор может спросить вас: «Почему вы не вкладываете свои деньги? Нет ли у вас богатых родственников? Почему бы вам не взять кредит, чтобы вложить хотя бы часть собственных средств?». Все эти вопросы могут являться проверкой, готовы ли вы идти до конца.

Вам совсем не обязательно судорожно начинать искать деньги. Используйте следующие тезисы, чтобы убедить инвестора в серьезности ваших намерений:

1. У меня совершенно нет денег, но есть огромное желание и возможность уделять все свое время проекту.

2. К сожалению, у меня нет богатых родственников, именно поэтом я и обратился за финансовой помощью к инвестору.

3. Я пробовал брать кредиты, но с моим доходом и кредитной историей мне не выдают кредиты. Здесь можно сослаться на «Тинькофф Банк», якобы была попытка взять карту на 100 000 рублей именно там, но пришел отказ (именно «Тинькофф Банк» выдает кредитки без особых проверок и трудностей).

Возможно, инвестор действительно не готов работать без каких-либо вложений с вашей стороны. И тогда он ни коем образом не купится на ваш монолог. А если это всего лишь проверка, это может сработать. Так или иначе, мы рекомендуем использовать именно эту аргументацию, проверенную ни одними переговорами.

Этот последний пункт, скажем прямо, направлен против самих инвесторов. Но мы хотим раскрыть все карты, поэтому рассказываем даже об этом.

Эпилог.

Мы написали эту статью, прежде всего, для начинающих предпринимателей и стартаперов. Именно поэтому мы не стали углубляться в дебри подробностей и сложных терминов. Напротив, попытались преподнести материал максимально просто и доступно. Более того, это вводная информация, касающаяся лишь самых общих вещей. Поэтому, если у кого-то из вас возникнут уточняющие вопросы или же у вас есть свой собственный вопрос по теме инвестиций – пишите нам об это в комментариях. Мы соберем обратную связь и постараемся отобрать наиболее распространенные вопросы, которые обязательно освятим в следующих статьях.

Мы можем дать еще ни одну сотню практических советов, однако все они будут стоить всего одного – никогда не сдавайтесь, идите до конца, не бойтесь поражений, и вы, несомненно, добьетесь успеха!

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Александр Казанский

Вода какая то.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

Александр, добрый вечер. У Вас есть какие-то конкретные вопросы?

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Евгений

Нет главного,
дано:
Стартап, маркетплейс, собственные вложения основателей 25 млн. на разработку, подключение партнёров, запуск. Много. Думали будет 5 млн.чтоб подготовить минимальный MVP. Но в процессе оказалось необходимо значительно больше. И была стадия или остановиться и потерять 5, или основатели продали свои недвижимости и дофинансировали MVP, чтоб только запустить. Минимальная реклама: пару интеграций у блогеров, 150 000 на контекст просто чтоб настроить. Деньги на этом закончились. Идём к инвестору, у которого на сайте написано: инвестиции ранних стадий, раунд seed и pre seed. Причём проблем выйти на встречу нет.
Инвестор:
- какой у вас трекшн, сколько заказов?
Стартап:
- сделали 700 заказов за 7 месяцев, при этом 500 заказов зашли за первые 2 месяца, пока была хоть какая-то реклама, затем без рекламы ещё 5 месяцев и заказов остался ручеёк. Есть понятная цена привлечения клиента в канале, возвратность в течении года,количество возвратов.
Инвестор:
- нууу, так вы не протестировали гипотезы, надо вам выйти на 100 заказов в день, месяцев 6-7 покрутить и приходите. Другой инвестор: - выйдите на 100 000 долларов выручки в месяц и приходите.
Стартап:
- простите, а как выйти на 100 заказов в день, или 100к долларов выручки, если денег в маркетинг нет вот совсем? Откуда взять столько заказов, без даже минимальной рекламы?
Инвестор:
- ............
Стартап: зачем нужен инвестор, если есть 100 заказов в день, которые могут вырасти сами в 200-1000-далее 10 000+..
Проект сложный в реализации, прямые конкуренты- копирующие не скоро подтянуться, аналогов нет.
Или если выручка уже 100 000 долларов, зачем ваши инвестициии, мы из этого через год миллион сами сделаем.
- P.S почему не рассказали про эти «сложные переговоры»? Как сказал Аркадий Морейнис где-то, любой инвестор в России хочет доходности x10 (хайп проект) при рисках банковских депозитов. Нет здорового венчурного рынка в России.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

Есть и здоровый венчурный рынок в России, и адекватные инвесторы. Проблема в том, что инициаторы проектов в 99% случаев совершенно не понимают свои проекты. Инвесторы задают совершенно нормальные вопросы, на которые не получают вразумительные ответы. На этом общение прерывается, и новаторы, естественно, винят все на свете, кроме себя.

В Вашем примере, Вы, конечно, приукрасили условную беседу. Если инвестор увидит, что есть стабильный ежемесячный прирост клиентов, а также каждый новый клиент приносит компании прибыль, а не убыток, сразу же начнется трезвый диалог о возможностях сотрудничества.

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Евгений

Это не условная беседа, это вполне конкретные диалоги, для доказательства могу привести скриншоты переписок, названия фондов.
Простите, как получить прирост клиентов без рекламы? Как? Это маркетплейс. Маркетплейс не может расти сам по себе, нужны значительные инвестиции в маркетинг.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

Давайте поставим вопрос немного иначе. Каждый новый привлеченный клиент приносит прибыль или обходится компании в убыток?

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Евгений

Стоимость клиента 1200 рублей в контексте, коллеги в похожем бизнесе, но не прямые конкуренты, добились 500 за клиента. Клиент в среднем приносит с одного заказа 350 рублей выручки, обращается 2,8 раза в год. И обращается он так и далее постоянно. Итого, окупается за год в среднем и дальше приносит прибыль.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

То есть у Вас есть предположение о том, что он вернется примерно 3 раза за год? Или Вы это уже проверили?

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Евгений

Да, клиент возвращается 3 раза в год, мы это проверили. Некоторые 2 раза, кто-то 5 раз. Кто-то окупается с первого раза, наша выручка 1500 с клиента. Я в среднем указал. Это маркетплейс автосервисов. 2 раза в год шиномонтаж, 2 раза в год ТО и ремонты. Мойки. В среднем по рынку, клиент обращается 3 раза в год. Чем старше автомобиль, тем частота обращений выше

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

В таком случае, зачем Вам инвестор? Почему не идете в банк?

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Евгений

Под какой залог банк даст инвестиции? При этом с выручкой-ну понимаете ведь, что когда без рекламы, приходит только по сарафану 40-50 заказов в месяц, с выручкой 350 с заказа, под какие такие обороты и какой банк даст деньги?

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

Это уже все индивидуально. Нужно охватить максимальное кол-во банков, понять, какие требования и т.д. На моей памяти были случаи, когда выдавали кредиты в подобных ситуациях.

Но если вернуться к инвесторам, в принципе, у Вас уже имеются неплохие наработки. Надо идти дальше. Также охватить максимальное кол-во инвесторов и фондов. Какая сумма Вам требуется?

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Евгений

Банки не дают сейчас никакие кредиты под такие проекты. Я ранее из консалтинга, до стартапа, отлично знаком с банковской деятельностью и скорринг системами банков. Мы приходили к инвесторам и просили 60 млн. Сейчас понимаем, что для тестирования гипотез, улучшения продукта, настройки каналов, нам бы хватило 15 млн. Но это месяцев на 8-10. Далее следующий раунд уже с досказанными гипотезами и проверенными каналами

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

Вот это хороший пример того, почему инвесторы могут не дать денег. Просить 60 млн. на проверку гипотез при том, что нужно всего 15. Для начала нужно все хорошенько посчитать до ручек и карандашей, а уже только после этого идти просить деньги.

Более того, многие инвесторы вообще не дают денег на проверку гипотез, и это совершенно оправдано. Почему инвестор должен рисковать своими кровно нажитыми ради проверки чьих-то фантазий?

Банки прекрасно выдают кредиты. Ввиду своей деятельности, нам также приходится с этим сталкиваться, поэтому мы далеко не физики-теоретики. Если банк не дал денег - проект сырой. Дорабатывайте...

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Евгений

1. На основании чего вы утверждаете что банки дают деньги под такие проекты, без залога, с историей работы 1 год, с ежемесячной выручкой 20-30 тысяч рублей. Я реально знаю, а вы откуда знаете? Проектное финансирование под действующие бизнесы с обороткой в разы превышающие сумму займа, но без залога, скатилось в более чем 10 раз сразу после 2008 года. Сейчас единица получают из реального сектора проектное финансирование.
2. На основании чего вы делаете выводы что проект сырой?
3. Мы 60 млн просили не на тестирование гипотез, мы просили на масштабирование и вложения в рекламные каналы. Тестирование гипотез-это слова самих инвесторов. Я про 15 говорю, потому что урезали все расходы, и для выхода на нормальный раунд уже, чтоб сейчас отдать меньшую долю, решили уменьшить на данный стадии рекламный бюджет.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

Если инвесторы сочли, что средства привлекаются именно на тестирование гипотез, смею предположить, что так и было. Как я уже говорил, инвесторы - не дураки.

Я даже не видел Вашего проекта, поэтому не утверждаю, что он сырой. Я лишь предполагаю, как могли подумать представители банка.

Ответить
Развернуть ветку
Капитан Евгений

Вы о чем вообще? И причём тут банк? Если я пишут венчурных инвестиционных фондах (известных) ранних стадий Pre seed и Seed. Вы стадии понимаете? Тем более у нас уже полноценный MVP, а не прототип как ниже в скрине.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Рокфеллер
Автор

Про сырой проект я писал в контексте принятия решений банками. Про стадии не понял Ваш посыл. К чему это было сказано?

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда