{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Победителя определяют истории!

В России новый краудфандинговый рекорд. Какой именно?

1 октября сразу двое авторов побили рекорд по сборам на российских крауд-площадках. Автор Telegram-канала “Крауд-чота-там” Лиля Сабирова размышляет, что считать рекордом и какой из рекордсменов наиболее каноничный.

1 октября 2018 года был дважды побит рекорд российского краудфандинга по сумме сборов. Два года никто не мог даже приблизиться к рекорду группы “Алиса” (в 2016 году музыканты собирали на Planeta.ru 11 333 777 рублей на запись нового альбома). А тут сразу два претендента и каких!

Первый — Михаил Самин, 18 летний студент Вышки, экс-пастриарх всея Руси и предводитель группы энтузиастов-скептиков, которые взяли на себя непростую задачу обеспечить печатными экземплярами книги Элиезера Юдковского "Гарри Поттер и методы рационального мышления" всех желающих на пространстве России и СНГ. На некоммерческую печать знаменитого фанфика Самин с помощью любителей поттерианы, рационального мышления и платформы “Планета” привлёк 11,4 млн рублей.

Проект "ГПиМРМ" наиболее каноничен среди всех рекордсменов российского краудфандинга.

Второй претендент, который уже перешагнул отметку в 12 млн, — это сбор на русскоязычную адаптацию игры-тяжеловеса “Мрачная Гавань”, где и автором, и площадкой, является специализированный краудфандинговый сервис Crowdrepublic.

Проект "Мрачная гавань" еще не подошел к концу, но уже побил рекорд по сумме сборов.

Естественно как только по Рунету стали расходиться новости о свежеиспеченных рекордсменах, тут же стали в изобилии возникать комментарии несогласных, где каждый ратовал за своего “кандидата”. Кто-то отдавал пальму первенства “Гарри Поттеру и методам рационального мышления (далее “ГПиМРМ”), для кого-то было очевидным первенство “Мрачной Гавани”, а некоторые люди и вовсе ссылались на к/ф “28 панфиловцев”, которые вкупе собрал более 30 млн рублей. Мне кажется, пора разбираться!

Прежде чем удариться во все тяжкие, сразу оговорюсь, что я лицо аффилированное, потому что Михаил Самин - это мой автор. Я вела его проект с самого начала, и этот опыт очень многому меня научил, думаю об этом, с Мишиной помощью, я напишу отдельный материал. Но при всей своей предвзятости, мне, надеюсь, как и вам, очень интересно разобраться в хитросплетениях мегапроектов российского крауда. Погнали!

Помощь государства и спонсорство брендов

Для начала хотелось бы поставить точку в вопросе почему все же нельзя считать абсолютным рекордсменом проект Андрея Шальопы “28 панфиловцев”. Ответ здесь лежит на поверхности - помимо краудфандинговых взносов (точно известно что на платформе Бумстартер было собрано 3 190 955 рублей), создателям фильма удалось привлечь государственное финансирование и спонсорство крупных брендов. Например, среди партнеров числится кросс-платформенная игра WAR TUNDER от студии Gaijin Entertainment.

Общий объем инвестиций в рамках проекта "28 панфиловцев"

Это ни к в коем случае не стоит рассматривать как некий недостаток проекта или нарушение “канонов краудфандинга”, наоборот, появление крупного спонсора или некие гранты со стороны социальных институтов - лишнее доказательство высокого качества проекта.

Но, важно запомнить, там, где в игру вступают коллаборации с брендами и субсидии от государства, о классическом краудфандинге речи быть не может, потому что это совсем другой порядок сумм и принципиально иная технология привлечения средств.

Такие проекты стоит сравнивать с аналогичными “коллегами по цеху”. В данном случае уместно будет сравнить “28 панфиловцев” с проектом Бориса Гинзбурга “Empire V” (фильм по одноименному роману Виктора Пелевина). Последнему тоже удалось привлечь с помощью продажи product placement более половины от намеченной суммы - компания WebMoney вложила 5 млн рублей, чтобы стать главной платежной системой в вымышленном мире вампсексуалов.

Ровно по той же причине нельзя сравнивать и рассматривать в общем порядке проекты, которые были “доумножены” государственными структурами или крупным брендом, как в случае с партнерской программой “Мегафон Помогает”, потому что здесь также внушительные цифры достигаются путем вливаний, которые могут в несколько раз превосходить размер собранного (в специальной категории на Planeta.ru мобильный оператор умножает сумму собранных благотворительными проектами средств на 4).

Проекты "умноженные" на 4 в рамках спецпроекта "Мегафон помогает"

Для себя я вывела условную формулу, что если АВТОР получил больше 1/3 от привлеченной суммы из единого источника, его ПРОЕКТ нельзя рассматривать, как краудфандинговый в чистом виде.

Дифференцирование показателей

Теперь, когда мы разобрались с источниками привлекаемых средств, перейдем к основному моему пойнту - результаты краудфандинговых кампаний нельзя рассматривать в отрыве от таких показателей, как временной период, динамика сборов и количество бекеров. Да, безусловно, сумма сборов - это один из важнейших ориентиров для аудитории, это показатель ажиотажа вокруг проекта, но это точно не единственный критерий рекорда, на который стоит опираться, если вы претендуете на объективность.

Для наглядности я предлагаю рассмотреть по этим трем дополнительным параметрам не только проект “ГПиМРМ” и “Мертвую Гавань”, но и предыдущего рекордсмена среди российских крауд-площадок - проект группы “Алиса”. Итак, что мы имеем:

Сравнительная таблица с показателями рекордсменов за последние 3 года

Начнем с простого и рассмотрим рекордсменов в рамках одной площадки: здесь очевидно, что “ГПиМРМ” пусть и не всегда существенно, но опережает группу “Алиса” по всем показателям. Отдельно стоит обратить внимание на количество спонсоров. Я считаю этот критерий вторым по важности после суммы сбора, ведь не случайно “crowdfounding” в дословном переводе на русский означает “финансирование толпой”.

На мой взгляд, на “каноничность” краудфандинговой кампании указывает именно количество бекеров, а не количество собранных рублей. Представим обратную историю, где сбор в несколько миллионов обеспечен участием пары сотен спонсоров — это скорее напоминает клуб состоятельных господ по интересам, чем “финансирование толпой”.

И вот с этого момента я бы хотела уже перейти к сравнению проектов “ГПиМРМ” и “Мрачной Гавани”. Нет смысла отрицать, что настолка обошла фанфик по суммам сбора и по динамике сбора в первый день. И пальму первенства в этих критериях действительно стоит отдать коллегам из Crowdrepublic. Но если рассматривать проект с точки зрения краудфандинговой каноничности, то тут уже все не так очевидно. Помимо того, что “мрачные ребята” сильно уступают по количеству бекеров даже “Алисе”, дополнительно стоит обратить внимание, что и основных функций краудфандинга они закрывают только две — предзаказ и работа с комьюнити.

Всего выделяют 4 функции краудфандинга и при планировании кампании важно в них разобраться, выбрав свою.

Всего же их четыре: привлечение средств, предзаказ, маркетинговая активность, развитие комьюнити. Но фишка крауда в том, что, правильно выбрав одно из направлений и грамотно его развивая, можно добиться эффекта магнита, когда остальные функции подтягиваются автоматически.

С центральной функцией у каждого из проектов все хорошо, более того и у “ГПиМРМ”, и у “Мрачной гавани” она одна - это предзаказ. Но Самин со своим проектом смог выбить все “краудфандинговое бинго” и реализоваться во всех 4 функциях:

  • собрал дополнительные средства на просветительские цели - некоммерческая печать не предполагает получение автором прибыли, поэтому все собранные деньги пойдут на печать, а это значит, что очень много книг уйдет в дар библиотекам и участникам олимпиад;
  • как следует прокачал коммьюнити, совместно с которым определялись многие ключевые моменты по книге - от основной обложки до запуска тендера на печать;
  • сделал хороший PR книге, которая была широко известна, но только в узких кругах — о крауд-кампании писали не только скептики-просветители, но и, например, литературный критик Галина Юзефович и писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. В самых разных СМИ - от образовательных до социальных и технологический - вышло более 100 публикаций об этом проекте!
Под конец крауд-кампании только ленивый не говорил о книге "ГПиМРМ"

Под конец крауд-кампании только ленивый не говорил об этой книге, а крупные издательства даже пытались договориться с Джоан Роулинг об издании фанфика на коммерческой основе (но безуспешно). Я думаю, справедливо будет заметить, что о рекорде настольной игры многие узнали в контексте новости о первенстве "ГПиМРМ", настолько разные были охваты у этих кампаний. Но вообще проект “Мрачной гавани” продлен еще на месяц и гипотетически у его авторов есть возможность дополнительно прокачать pr-составляющую, интересно ли им это - другой вопрос.

И напоследок, в конце этого очень длинного текста мне бы хотелось поделиться одним инсайтом, к которому я пришла взвешивая и анализируя все эти факторы. Важный критерий, которого очень не хватает в моей таблице, но который нет смысла туда вносить - это истории создания проектов.

На первый взгляд, это совершенно абстрактный неизмеримый критерий, НО! По большому счету, своему успеху и популярности у людей, краудфандинг как технология обязан именно большим и красивым историям, которые люди передают из уст в уста, шарят в своих соцсетях и в которые в итоге вкладывают свои деньги.

Причем неважно, это добрая и вдохновляющая повесть о том, что жители целого поселка собрали денег на светофор на перекрестке или больше похожий на анекдот случай о нескольких тысячах незнакомцев, скинувших пареньку кучу донатов на картофельный салат ради фана. Истории в нашем случае всегда будут идти впереди денег.

Сбор средств на светофор - не гипотетическая, а вполне реальная история, произошедшая в Кирово-Чепецке.

Вам может показаться что я тут вовсю пою дифирамбы своему автору, и отчасти это действительно так (а еще я в самом начале раскрыла степень своей предвзятости), но именно большая и красивая история в основе проекта - то, чего мне не хватило в проекте “Мрачной гавани”. Авторы адаптации игры бодро и уверенно следуют функции предзаказа, но на этом, собственно, ограничиваются. Я же, как законченный крауд-нёрд, искренне полагаю, что новый рекорд в краудфандинге невозможен без развитого сторителлинга. А если вы захотите мне возразить, ответьте максимально честно, вернись мы к этому вопросу лет этак через 10, что вы будете помнить — цифры или истории?

0
5 комментариев
Дарья Хохлова

Несколько рекомендаций по оформлению:

1. Перенесите материал в подсайт «Финансы».
2. Не стоит использовать капс.
3. Не нужно ставить ссылки на несколько слов, кавычки и тем более на пробелы.
4. Проверьте, чтобы между словами и знаками препинания не вылезали пробелы.
5. Уберите рекламу канала в конце. Обозначить себя один раз вполне достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Lilya Sabirova
Автор

Готово!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Хохлова

Так гораздо лучше, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мельников

Авторы обоих проектов записали неплохие ачивки в свое портфолио.
Книга привлекла в разы больше донатеров, зато на игру более полутора тысяч человек с готовностью скинулись по 7500 рулей. Сам факт массовости большого донат-чека - это очень круто для России, я думал, что чеки по сотне баксов (за настольную-то игру!) в российском краудфандинге невозможны.
Интересно, какое будущее ждет проекты. Игра рискует наскучить покупателям с краудрепаблика и в итоге так и не стать мало-мальски популярной. А вот книга вполне может пережить второе издание на более качественной бумаге и с новой версткой.

Ответить
Развернуть ветку
Lilya Sabirova
Автор

Сергей, да размер донатов в "Мрачной гавани" действительно впечатляет, но тут важно держать в уме, что поскольку CrowdRepublic - это и автор и площадка в одном лице они могут себе позволить реализовывать вознаграждения в рассрочку, думаю такой размер чека был достигнут в том числе и благодаря этому.
А вот на счет фанфика точно соглашусь, с момента окончания проекта, и автора, и саппорт Планеты одолевают зазевавшиеся поклонники книги, желающие ее приобрести.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда