{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

От $10 до $1.3млн и назад, к $136тыс. Взлет и разорение инвесторов в медальоны

Америка, 1937 год. Как и в других крупных городах, мэр Нью-Йорка Фрэнк Ла Гуардиа решил навести порядок среди таксистов. Как это сделать? Конечно, с помощью лицензий или медальонов, как их прозвали. На весь Нью-Йорк выпустили 1187 лицензий-медальонов и продали гаражам по $10, а частным извозчикам по $100.

Медальон - лицензия для такси Нью-Йорка

Летели годы и десятилетия, город рос и прирастал населением, а количество медальонов не менялось. Что такое в жизни таксиста медальон? Лучше всего об этом расскажет сам таксист. Вот что писал в “Желтых королях” Владимир Лобас, который в конце 1970-х проработал кэбби, т.е. таксистом в Нью-Йорке.

“Всего лишь три с половиной месяца назад сел я за баранку, а знал уже о такси – о-го-го – сколько!

Гоняют по Нью-Йорку полчища разномастных кэбов: синих и красных, зеленых и коричневых – каких только нет! Захотелось тебе зарабатывать ремеслом балагулы, заставила жизнь – намалюй на куске картона фломастером: «ТАКСИ», выставь это художество на ветровое стекло своего драндулета, и езжай себе с Богом. Сколько долларов удастся наскрести – все твои! Ты уже «таксист»!

А почему – в кавычках? Почему – «наскрести»?

Да потому, что человек, которому понадобился кэб, увидев разом несколько: и белый, и голубой, и черный – ни в один из них не сядет. Как правило, и житель Нью-Йорка, и заезжий бизнесмен, и турист из дальних стран будут стоять и дожидаться желтого кэба. Потому что желтый кэб – это, прежде всего, безопасность; и приезжих еще в самолете предупреждают попутчики: только в желтом кэбе – проверенный водитель…

Мои права с фотографией, выставленные на передней панели, есть гарантия того исключительно важного для пассажиров факта, что в свое время с меня были сняты отпечатки пальцев, и власти города Нью-Йорк путем тщательной полицейской проверки удостоверились, что я – не преступник, что мое дотаксистское прошлое не связано ни с убийствами, ни со взломами, ни с изнасилованиями. Правда, мне и по сей день ни разу не довелось ни прочесть, ни услышать, что какой угодно таксист: хоть проверенный, хоть непроверенный, совершил нападение на пассажира (обратное-то каждый день случается), но такое уж укоренилось в умах публики мнение, что от нью-йоркского кэбби всего ожидать можно, и не мне с этим предрассудком бороться. {Кстати, что касается Москвы, среди так называемых “бомбил” были и темные личности, которые совершали преступления против пассажиров - угощали напитком с нейролептиками и грабили, как пример}

Только нам, водителям желтых кэбов, разрешено подбирать пассажиров на улицах. Наши же конкуренты всех мастей имеют право лишь на того клиента, который вызвал машину по телефону. Мы – «желтые короли» Нью-Йорка, наши привилегии охраняет закон! Потому на капоте желтого кэба непременно должна красоваться особая «бляшка» – один из 11787 медальонов, а понятней будет, если сказать – лицензий на извоз, которые некогда, в 1937 году, мэр Нью-Йорка Фрэнк Ла-Гвардия распродал по блатной цене: водителям-одиночкам по сто долларов, а гаражам – по десятке за штучку. Да, да: официально гаражи платили по десять монет за медальон… И хотя подозрительная эта распродажа происходила совсем в иную эпоху, сорок лет назад, – ни мне, ни моим пассажирам недоступно осознать, что сегодня этот кусок жести размером с крышку консервной банки стоит столько же, сколько стоит уютный, утопающий в зелени садика особняк на Брайтоне.

Особенно трудно мне понять, что в целое состояние оценивается укрепленная на капоте моего чекера бляшка сама по себе – без машины! Что под эту жестянку банк доверит многотысячную ссуду. Что эту чепуховскую цацку можно сдавать в аренду, ничего не делать и получать деньги… Впрочем, это я сейчас ради красного словца куражусь: «жестянка», «бляшка», а вообще-то о медальоне никакой таксист так не скажет. В устах любого кэбби это слово всегда звучит веско, как «залог», «недвижимость», «заем» – по какому поводу и с какой интонацией ни было бы оно произнесено.

С завистью: «Видишь того грека? У него уже три медальона!». С болью: «Я мог купить медальон за десять тысяч. В свое время…» Безвозвратны сказочные те времена, собаке под хвост пошла вся твоя таксистская жизнь. Теперь медальон и за тридцать тысяч не купишь…”

Сколько в Нью-Йорке самозванных (их еще называют «джипси», т. е. «цыганскими») кэбов – установить невозможно. Газеты пишут, что их 50 тысяч, городские власти предполагают – 70 тысяч; точная же цифра никому не известна. Но таких, как у меня, желтых таксомоторов – 11787. Ни одним больше, ни одним меньше."

Но и счастливые владельцы медальонов не были одинаковыми.

"На вершине пирамиды, исключавшей все примитивные рассуждения о равенстве таксистов: дескать, если ты извозчик и я извозчик, то какая же между нами разница? – обитали хозяева медальонов, образуя нечто вроде дворянского сословия. К водителям-пролетариям они, разумеется, относились свысока, но что примечательно: внутри своей касты таксисты – «дворяне» тоже не были на равных! И не потому, что все сплошь хозяева медальонов были ужас до чего спесивыми людьми. Напротив: людьми они были самыми обыкновенными, а вот медальонами владели – разными. Одни – индивидуальными, а другие – «мини». Как титулы, знаете, бывают графские и баронские. Какая между ними разница, я уж, наверное, до конца своих дней не разберусь: тот хозяин желтого кэба и этот хозяин желтого кэба; но если медальоны «мини» поднялись в последнее время в цене до тридцати пяти тысяч, то индивидуальные взвились до сорока пяти. И потому владельцы первой «гильдии» относились свысока к владельцам второй.

Ступенью ниже хозяев отведено было место тем таксистам, которые говорят: «Кэб – мой, я только медальон арендую». Купив желтую машину (и подписав контракт на аренду медальона), кэбби получает право нанять второго водителя – от себя. Никто не в состоянии крутить баранку по двадцать четыре часа в сутки. Зачем же допускать, чтоб «тачка» простаивала? Почему не уступить на ночь место за рулем горемыке, который еще беднее тебя? Чужой труд – верная прибыль…

Но далеко не каждый таксист имеет возможность продавать свои силы – хозяину. Для этого нужно иметь деньги (и для кэбби – немалые) – пятьсот долларов – если садишься вторым водителем, сменщиком. Мало ли какой номер может «отколоть» кэбби-люмпен: ударит машину и скажет, что так и было – залог необходим. Без залога не получишь в аренду ни медальона, ни кэба.

Для тех, кто сумел собрать исходные эти пятьсот монет, отведена в пирамиде еще одна соответственная ступень, а самое ее основание – пыль под ногами – это гаражные кэбби, такие, как я, «бурлаки». Однако и наше положение, низов, ошибочно было бы рассматривать как безвыходное… Потому-то кэбби всех рангов так старательно возводили свою пирамиду, что даже самый распоследний, нищий шоферюга в полном единодушии с хозяином пяти медальонов имел замечательное право – презирать: красных, зеленых, коричневых и всех прочих подонков «джипси».

За что? Почему – «подонков»?

Да разве мы могли смотреть на них как-то иначе, если они постоянно, попирая Закон, хватали пассажиров чуть ли не на каждом углу, воровали работу у нас – «желтых королей»! – полноправных хозяев нью-йоркских улиц…"

Мечта любого таксиста, “кэбби” - собрать на первый взнос на медальон.

Наше время, Нью-Йорк, типичные таксисты

Как и с недвижимостью, рынок медальонов был первичный и вторичный. Первичный - время от времени город выставлял на аукцион некоторое количество медальонов (как правило не более 10-20 штук). Вторичный - медальон можно было купить у прежнего владельца.

Инвестиции в медальоны десятками лет были отличным бизнесом. Для понимающего человека - лучше любой недвижимости. Купить медальон в кредит, сдать в аренду кэбби или самому купить машину и сдавать посменно водителям, копить на следующую “бляху”. Или купить сразу несколько, расширив бизнес. Многие таксисты мечтали не про собственных дом, пусть в ипотеку, а про свой медальон.

Планку в $100тыс цена медальона преодолела еще в 1985 году, а к 2013 году цена достигала $1.3млн.

Вложения в медальон казались более выгодными, чем в недвижимость или фондовый рынок! Появился специальный банк для кредитования покупателей медальона. Планка первоначального взноса постоянно понижалась. К 2013-му,на пике цен, медальон можно было купить вообще без взноса! Как современные новостройки, например ПИКа. Поскольку цены на медальоны постоянно росли, тысячи покупателей рефинансировали свои кредиты, набрав больше долгов. Чем меньше требований к покупателю, тем больше выручка у всей причастных. Тем более, что медальон казался идеальным залогом. В итоге, по многим займам выплачивались только проценты. Некоторые кредиты заключались на… 50 лет!

Некоторых покупателей вводили в заблуждение. Так выходец из Гаити А. купил медальон еще в 1996 году и каждый месяц выплачивал $2275, больше половины своего заработка. Но когда банк внезапно потребовал выплатить всю сумму, то оказалось, что ежемесячный платеж - это всего лишь проценты по ссуде, при этом сумма долга не уменьшалась. Незадачливый должник А. стал банкротом.

Кстати, после краха рынка недвижимости в 2007 году многие кредитные организации искали новую золотую жилу и внезапно, все возжелали кредитовать медальоны. На сделках с медальонами вырос серьезных бизнес.

“Медальоны - это маленькие денежные коровы, бегающие по городу, плюясь деньгами” Андрей Мурштейн, активный участник рынка про продаже медальонов.

Но к этому времени у классического такси-бизнеса появился страшный конкурент. Еще в 2009-м в Силиконовой долине возник новый стартап - Убер. Главная идея - заказать такси можно ткнув пальцем кнопку на своем смартфоне. Поначалу, Трэвис Каланик рассчитывал использовать только официальные такси премиум класса или лимузины. Водители в них не особо загружены работой, их труд можно сделать более эффективным. Но довольно скоро концепция поменялась и любой водитель получить возможность подработать в Убере.

Мир менялся на глазах. Первыми заметили угрозу самые грамотные дельцы рынка, которые уже заработали на медальонах миллионы. Они поняли угрозу и инвестировали доходы в другие области.

А к 2017-му цена медальона в Нью-Йорке рухнула до $186тыс

К 2020-му - до $136тыс.

Для многих инвесторов в медальоны это стало трагедией. Начались выступления таксистов и даже суициды. Ведь по данным газеты Нью-Йорк Таймс вокруг медальонов крутилась и зарабатывала большая индустрия, заинтересованная в раздувании пузыря цен. Большая часть сделок происходила с помощью кредитов. Более тысячи таксистов заявили о банкротстве.

Но есть и другое мнение. Пузырь цен на медальоны давно оторвался от реальности. Убер просто стал катализатором и ускорил его сдутие. По некоторым данным, падение рынка классического такси от экспансии Убера не превысил 10%. Целая индустрия кормилась на том, чтобы впаривать не слишком образованным таксистам (большинство из них мигранты из бедных стран) мечту о своем бизнесе в такси, об волшебном медальоне, цена на который всегда растет. В итоге, львиная доля заработка таксиста, который выкупил в кредит медальон шла на погашение процентов по долгу. Пока медальоны росли в цене - все было ок, но рост цен не мог быть вечным.

Нет сомнения, что медальон - это искусственное ограничение конкуренции. Много лет назад его подавали под соусом тщательной проверки таксистов, которым доверяли “жизнь и здоровье пассажиров”. Но современные технологии нашли способы обойти эти ограничения.

Кстати, про Убер расскажу в следующий раз.

Подписывайтесь, ставьте лайк!

0
34 комментария
Написать комментарий...
Dmitry Bugaev

Интересно, спасибо. Через пару лет жду подобную статью про американский доллар))

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.

про рубль уже сейчас можно написать
про его 15 нулей потерянных за 100 лет

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bugaev

Можно, конечно. Но я о другом. В России за 100 лет было столько потрясений, первая мировая, революция, гражданская война, вторая мировая, плановая экономика, перестройка, развал одного государства и создание нового, шоковая терапия, приватизация, чеченские кампании. Так что про 15 нулей есть чем обосновать. А США за всю свою историю ни разу по-настоящему не получали, они на генетическом уровне не понимают, что такое быть битым. Отсюда все вот эти пузыри, что ипотечный, что вот этот с жетонами, что доллар, такой же пузырь. Я про аналогии.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.

херово не интересоваться чужой историей, да

Ответить
Развернуть ветку
El Duro

Тут ватанизмом пахнет, но в чем он не прав? Когда сша "биты были" за последние 150 лет?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.

не попахивает, всё верно он пишет
США старалось не допускать военные конфликты к своим границам, но и тех что дошло-им хватило чтобы сделать выводы. правители рф же наоборот-готовы спалить стог сена на собственном дворе вместе с домом, лишь бы туда не забрались соседские дети

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bugaev

У США границы с Мексикой, Кубой и Канадой, Гренландия и Чукотка не в счет, про какие военные конфликты у своих границ вы говорите? Все конфликты с участием США проходили на других континентах. И эти конфликты стимулировали страны на других континентах хранить деньги в США, это и дало возможность надуть пузырь доллара, который сейчас начал сдуваться. Когда он стоил 100, я тут написал где-то в комментариях, что мы увидим 55, мало кто поверил.
А если развить аллегорию со стогом, то там не дети играли, а волки логово устроили.
Мы начали про пузыри, а вы почему-то решили свернуть к политке.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zotov
Все конфликты с участием США проходили на других континентах

Англо-Американская война? (не путать с войной за независимость)
Американо-Мексиканская война?
Испано-Американская война?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bugaev

Мы про последние 100 лет))

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zagrebelsky

Холодная

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bugaev

В ней они не особо потеряли)

Ответить
Развернуть ветку
Уравновешенный Ганс

ну они себя считают победителями в холодной, даже праздновали, вручали медали за победу и прочее...

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Беков

А кто виноват в том, что тупые совки теряли?

Ответить
Развернуть ветку
El Duro

Приплел так приплел)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew F.
волки логово устроили.

яснопонятно, это, конечно же веская причина для торжественного суицида

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Вьетнам.
Корея,
Афганистан

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Секрет прост: сменяемость власти и политическая конкуренция. При этих условиях, вероятность того, что к власти придет маньяк и развяжет войну и запустит репрессии минимальна.

И таки у США тоже были проблемы: Великая Депрессия, 2-ая Мировая, Вьетнам и Корея, теракты, кризис доткомов в начале 00-х, обвал рынков в 2008г .

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Сменяемость семей Бушей, Клинтонов, Кеннедей? Особенно на уровне губернаторов и сенаторов..

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Биографию Клинтона почитайте.

Ответить
Развернуть ветку
Прн

Опа, свидетели госдолга США в треде.
Можно придумать миллион аналогий к этой истории, но у вашего брата же все просто - услышали что-то про финансовый мир штатов и вас не удержать: "О, браток, доллар то уже умер, не знал? сейчас расскажу!"

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko
Автор

Может лет через 200

Ответить
Развернуть ветку
Эльзар Тимирбулатов

Цены на жилье такой же пузырь в мировом масштабе, приобрести можно только в кредит,рост цен запредельный и банки и риэлтора заинтересованы в росте цен чтобы впаривать ипотечникам которые будут платить это ж выгодно и всегда дорожает

Ответить
Развернуть ветку
max

Тогда все есть пузырь - скажем если все завтра откажутся от золота - оно рухнет. Если завтра откажутся от гречки она рухнет. А по золоту - ну упадёт метеорит в океан золотой (условно)

Что касается недвижимости - это тоже самое что и медальон и такси - да если ты хочешь подвозить людей в Нью Йорке то выложи миллион за медальон, но стоит отъехать от Нью Йорка и этот медальон теряет в цене. Недвижимость в центре Манхэттена стоит миллиарды и миллионы, но стоит отъехать и цена снижается. Тоже своего рода искусственное ограничение. Наверное в мариуполе были элитные дома, но кто теперь их купит? (Даже сохранившийся дом)

Ответить
Развернуть ветку
Эльзар Тимирбулатов

Речь шла в первую очередь про Россию и города России, рост цен в 4-5 раз с 18 года в рублях на льготных ипотеках и мат капитале, зарплаты 15% выросли, сказать что до этого недвижимость была дешёвая или обвалилась и потом восстанавливалась нельзя

Ответить
Развернуть ветку
Ddd
приобрести можно только в кредит

Во первых - не только, куча людей покупали жилье за нал, даже в москве. В других странах, уверен, тоже много вариантов недорого жилья которое можно купить за наличку без кредита, вопрос только в том, где будет расположено это жилье, про дома в умирающих деревнях италии за 1 евро надеюсь слышали?
Во вторых, кредит - не является признаком пузыря, автомобили тоже часто покупают в кредит, и что, авторынок - это тоже мировой пузырь? Разумеется нет, однако это не помешает бензиновым авто обвалиться в разы в цене, если бензин внезапно подорожает раз в 5, но это не значит что сейчас бензиновые авто находятся в пузыре.

Ответить
Развернуть ветку
Эльзар Тимирбулатов

Цены должны быть адекватным доходам, а они уже не отражают из-за диспропорции льготных ипотек и жадности строителей и риэлтора, ещё куча народа защищает эти безумные цены как наверное и жетоны в Нью-Йорке

Ответить
Развернуть ветку
Ddd

какие цены? вы о чем? россия? сша? венесуэлла?
если вы о рф я вам прямо сейчас могу найти на авито дома и квартиры до 500тр! или для вас - это неадекватно дорого?
причем при покупке в пределах указанного бюджета даже работать не надо, а просто завести 1 (одного) ребенка на семью.
Ну а если вы хотите бесплатно или дешево получить квартиру в пределах садового кольца или на невском проспекте, то у меня для вас плохие новости - в стране 140млн человек и очень многие хотят жить на невском, поэтому приходится конкурировать за это право через цену.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Зюганов

Ага, к примеру в той же Латвии в спальном районе с хорошей инфраструктурой можно купить неплохую двушку с ремонтом за тысяч 50-60 евро.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Спасибо. Было интересно познакомиться с таким явлением.

Только количество у вас в начале статьи с ошибкой. Всё же 11187. И не правда, что количество не увеличивалось. По многим источникам их сейчас около 13500 штук.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko
Автор

Да, описка. Увеличивалось, но очень медленно.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Ограниченный выпуск, "элитарность" владельцев, распиаренная важность, резкий взлёт цены... что-то напоминает...

Ответить
Развернуть ветку
Ivan S

Спасибо, интересно, расширило кругозор.

Ответить
Развернуть ветку
max

А вот вопрос - кроме жетона есть какой либо реестр где указано кто владеет жетоном номер 222 или 234? Сейчас можно сделать кучу жетонов и бомбить на жёлтом авто. Особенно если владельцы жетонов сдают их в аренду, и вообще не ясно - почему их не воруют? Если право подтверждается только жетоном?

Ну а так тож не понятно какое преимущество жетона если в машину сажают за руль бедняка у которого жетона нет. Ну такой же насильник и возит - взяв в аренду жетон. Да и не ясно почему нельзя бомбить на жёлтой машине? Кто запретит? Или светло оранжевой

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko
Автор

Наверняка есть реестр. Если машина не классическая таксишная жёлтая, то у неё было много ограничений. Да и потребители чаще всего выбирали именно жёлтый кэб. Но все это было до Убер эпохи.

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда