Финансы Роман Раевский
3 280

Выживет ли ИТ-стартап?

На днях один инвестфонд попросил меня оценить пару стартапов, стоит ли их рассматривать на предмет инвестиций. Интересны ли они? Реализуема ли идея технически и можно ли ее развить в растущий бизнес? И еще пять подобных вопросов, которые сводятся к одному – выживет ли эта компания?

В закладки

Вопрос сложный и стоит огромных денег – по оценке ФРИИ, из 35 компаний, прошедших первый раунд инвестиций, выжили и успешно развиваются только 8. Меньше четверти! То есть три четверти вложенных денег потеряны. Я уверен, что все проекты прошли жесткий отбор, были собраны отзывы экспертов, проведена финансовая оценка, менеджмент компаний прошел обучение в акселераторах, и так далее по стандартному процессу. После этого 75% компаний разорилось.

В США ситуация не лучше – в среднем только 35% компаний, получивших первый раунд инвестиций, доживают до степени зрелости – для некоторых это выход на IPO, для некоторых – продажа крупному игроку рынка.

Большинство инвесторов в этом случае говорит, что один успешный проект окупает 10 неуспешных – ведь заранее ничего нельзя предугадать. Проект, прекрасный на бумаге и фазе прототипа, может погубить уход ключевого разработчика, интрижка основателя или вскрытое банальное вранье (при этом все признают, что идея была неплохой).

Как назвать фильтр, оставляющий вместе с зернами в три раза больше плевел? Его нельзя назвать даже плохим – считайте, что его просто нет. Огромное количество людей тратят миллионы человеко-часов на заполнение анкет инвестиционных фондов, и не меньшее – на их проверку. Некоторые инвесторы вообще не доверяют никаким анкетам и инвестируют наобум, утверждая, что вероятность успеха от этого не меняется. Но тем не менее остается вопрос – что не так с этими анкетами?

Чтобы это понять, надо задать себе вопрос: как может сторонний эксперт оценить чужую идею на реализуемость? Максимум, что он сможет понять – подчиняется ли идея физическим и экономическим законам (интересно, кто знает современные экономические законы?), и можно ли в принципе написать такой код.

Однако, как только оценка сделана, она уже устарела – основатели меняют идею или придумывают другую, меняется рынок, выходит новый смартфон, крупный игрок выпускает бесплатный аналог будущего чудесного продукта. Идея умерла, да здравствует новая идея! Цикл замкнулся.

Например, как я, человек с обширным, но вполне конкретным опытом в ИТ, могу оценить проект из области, мне совершенно чуждой, на основании сколь угодно подробной анкеты? Команда проекта мне незнакома; на рынке уже масса аналогов (конечно, новый продукт заведомо лучше всех аналогов вместе взятых, но те почему-то денег не просят); технологии красиво звучат, но неясно их использование; у всех Agileи Scrum-специалисты, высококлассные разработчики и продавцы, первые успешные внедрения. Казалось бы – выбери самых лучших (умных, смелых, образованных, адекватных, далее по списку личных предпочтений) – и в бой! Но что-то останавливает меня от этого выбора. Читая анкеты, вспоминая те анкеты, которые когда-то заполнял я сам, я понял, что именно.

Да, я трижды заполнял анкеты только в «Сколково» - и трижды они мне отказывали. Я заполнял документы двух инвестиционных фондов – в одном мне сказали, что мой проект их уже перерос, второй (зарубежный) меня брал, но тут уже отказался я из-за заниженной оценки уже тогда вполне успешной компании. Моя идея практически не изменилась с 2010 года – читая документы той поры, я понимаю, что я очень многое предугадал (конечно, кое-что сейчас вызывает улыбку). Тем не менее ни одна заполненная анкета не сработала. Почему?

Во всех анкетах, которые я видел, отсутствуют важнейшие вопросы – чем готов пожертвовать основатель для того, чтобы его идея жила? Готов ли он продать последнюю квартиру? Потратить последние деньги? Жить впроголодь полгода? Если у него тяжело заболел ближайший родственник, а единственный клиент готов расторгнуть договор, к кому он поедет? Если от него уходит разочаровавшийся партнер, готов ли основатель в корне поменять свои убеждения, признать свою неправоту, извиниться? Вот что надо спрашивать, а не объемы потенциального рынка.

Идея стартапа сама по себе важна, но гораздо важнее, что ей готовы принести в жертву. Если человек за 3 дня создал прототип «видеодетектора лжи» в Python на основании открытого кода и пары библиотек, ему знакомые сказали: «Круто!», кто-то даже попробовал – спросите его, готов ли он расстаться с семьей на полгода, если того потребует развитие проекта. Уверен, он пожмет плечами и завтра, как всегда, пойдет на свою неплохую работу.

Спросите изобретателей очередного психологического классификатора клиентов на основе искусственного интеллекта, что у вас есть «горячий» и большой клиент для них в Зимбабве или КНДР (проект рассчитан на год, перелет не оплачивается) – пойдут ли они сразу искать другого инвестора? Если да, то вы сэкономили время как минимум себе.

Конечно, в анкете такое спросить не получится. Однако можно придумать вопросы, которые косвенно покажут готовность основателя идти до конца ради своей идеи. Одним вопросом тут не обойтись – точно так же, как в любых переговорах.

Например, можно спросить, сколько трудозатрат было потрачено для создания работающего прототипа (MVP, если это софт). А сколько еще потребуется, если не будет инвестиций? Какие планы по развитию, если получите инвестиции? А если инвестиций не будет? В результате можно будет понять, на каком проценте готовности у основателя закончится терпение – а также, что немаловажно, адекватность оценки им ситуации.

Для оценки, готов ли основатель слушать других – важного показателя гибкости и адекватности – можно поинтересоваться, кого, кроме себя, основатель видит во главе компании через 3 года. Какую степень контроля над своей идеей он готов отдать другим? Хочет ли он быть CTOили непременно CEOи президентом компании?

Я уверен, что такие вопросы в анкетах инвестиционных фондов сильно увеличат эффективность отбора проектов на ранней стадии инвестиций. Да и более зрелым командам периодически стоит задавать себе вопросы такого же типа – не закостенели ли мы в развитии и готовы ли мы до сих пор идти до конца ради нашей идеи?

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Роман Раевский", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 104, "likes": 22, "favorites": 58, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 47974, "is_wide": false }
{ "id": 47974, "author_id": 210723, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/47974\/get","add":"\/comments\/47974\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/47974"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119 }

104 комментария 104 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
18

"Готов ли он продать последнюю квартиру? Потратить последние деньги? Жить впроголодь полгода?"

а мы ему немного на еду и заберем 51% доли. люблю таких "специалистов от ИТ"

Ответить
17

мне кажется попытка найти формулу успешного отбора будущих единорогов провалена и искать какие то глупые вопросы, типа пойдете вы к родственнику, который сильно заболел или к клиенту не помогут, я бы косо смотрел на такого основателя, который бы бросил своего родственника. История с продажей квартиры интересна, но так же глупа. Правильного ответа у меня тоже нет

Ответить
8

В итоге всегда побеждает не тот, у кого много денег, самый сильный, ловкий или страшный. В итоге всегда побеждает тот кто готов идти до конца. У меня один товарищ спрыгивает с наемной работы, пилит стартапчик, если в 2 месяца денег не пошло - обратно в наем. Удивляется как я 4 года толкаю одну тему около нуля и не бросаю ее. Другой знакомый начал тему, 3 года просидел в убытках, продал все что можно продать, испытал весь стресс, который можно испытать, в итоге нашел своего клиента и сейчас отделывает своим продуктом стадионы, концертные залы и пр. Третий товарищ делал на продуктовом товаре 150млн./год, разорился и потерял все. Нашел денег по знакомым, через боль и слезы за 3 года вышел на прежний уровень с другим товаром.

Таких людей вы не найдете по анкетам скорее всего. Толкатели и бойцы они сами по себе, максимум кредит в банке возьмут. Но опять же это все люди в реальном секторе и реальных продажах. В ИТ сложность нахождения "толкателя" в разы сложнее ибо помимо характера еще требуется очень высокая квалификация. Именно поэтому у вас у всех такие статьи аля "как распознать толкателя, если он еще ничего не сделал в своей жизни кроме пары либ на гитхабе, а бабло надо вкладывать прямо сейчас".

Ответить
6

Да и еще, даже если к вам придет такой человек вы его не сможете распознать и не дадите ему денег. Вы скажете "да ну не, он тут разорился, нахер его значит опять разорится" или "да не, тут юнит экономики нет, до свиданья" или "приходи когда будут продажи". В итоге что? Нытье по статьям как вам тяжело найти будущий успешный стартап.

Ответить
2

"В итоге всегда побеждает тот кто готов идти до конца."
Прокомментирую словами CEO из Сан Диего, у которого своя IT фирма на протяжении 23 лет и начиналось все с зп аспиранта.
Когда люди начинают свой бизнес им хочется все быстро, они 2-6 месяцев в режиме оврала работают видят что не прет и уходят из темы. Бизнес - это не 100 метровка, а марафон.
Нужно уметь идти в одном комфортном для себя темпе очень долго, без остановок как делает черепаха, а не бежать короткие дистанции быстро и выдыхаться как зайц.

Ответить
1

Все верно. Тольок надо знать еще где идти и куда. К примеру Джобс еще в 12 лет позвонил Хьюлетту чтобы попросить какой-то прибор для школьных экспериментов. И было это в Пало-Альто.
А некто с утра до ночи работающий\владеющий каким-нибудь "подай-принеси-подотри-отвези" в Урюпинске и счиатющий себя бизнесменом, НИКУДА НЕ ПРИДЕТ.
Сколько бы он не шел этот "марафон"

Ответить
0

Наряду с Джобсом в те времена куча народа занималась электроникой и компьютерами. Все туда же шли. А вот пришел только Джобс.

Ответить
0

А где занимались? напрмер в Бангладеш или даже в Бруклине -занимались?
В SV где были штаб квартиры мировых корпораций , где чуть не с 6-7 лет дети впитывали этот "дух новаторства" , паяли что-то создавали- да, занимались.
Помимо этого на тот момент было множество прочих факторов, которые позволяли запустить компанию подобного типа практически в очень ограниченный по времени и пространству период.
И если мы посмотрим кто мог быть "альтернативным Джобсом" то выводы могут удивить!
вот чтобы не копипастить. Как бы там один Джобс бы и не остался!

https://forum.gipsyteam.ru/index.php?viewtopic=101396&view=findpost&p=5789705

Ответить
0

Почитай например iCon про Джобса, там довольно подробно этот период описан. Многие торговали платами и запчастями, многие - компьютерами. Но только Джобс смог сделать свой собственный ПК со своим собственным ПО на своей собственной фабрике.

Ответить
0

"Многие" - это "скольок в граммах"?? хехе..

Я не утверждаю что Джобс был монополистом..
Эти "многие" возможно их было ну нескольок десятков.
Но далее мы добавляем личностные качества Джобса и его бекграунд, Возняка (и его бекграунд ), Маккулу, и субъективные чистоо личностные факторы. И по итогу по очериди все эти "многие" - ОТВАЛИВАЮТСЯ один за одним!
У кого-то бабушка заболела и он уехал в Нью-Йорк за год до этого, кто-то был скромник и не мог так уж открыто "сырой" продукт толкоать. итд

Но все равно. Этих "многих" их был десяток -другой не больше.
Да. Вот это и есть те кто МОГЛИ стать "альтенативныеми Джобсами".

Ладно скопипащу..

И если мы посмотрим , а кто еще мог бы стать Стивом Джобсом?
Я полагаю что список будет ничтожно малым!

Абсолютно все пункты должны были совпасть.
Мы должны отобрать крейзи-электронщиков , парней, родившихся в ограниченном регионе силиконовой долины, смысл в том именно впитавших весь тот дух начала 70х, когда почти все проживавшие там были инженерами работавшими на электронные корпорации, и их дети с детства что-то паяли что-то собирали
чуть не с 5-6 лет. И это все еще и накладывалось друг на друга с умножающим эффектом.
Идем далее...
Выпуствишихся ровнячком в середине 70х, и в "голодном" состоянии ринувшихся покорять мир.
Достаточно активных, охочих до денег и славы итд..
Имевших очень приличный инженерный опыт.

И по итогу мы получим выборку очень небольшую.. Скорее всего это все молодые выпускники которые поступили на работу в технологические компании Силиконовой Долины в период 74-75-76-77 гг. Это первичная выборка.. А затем мы начнем отсекать из этой группы по прочим признакам, которые были у Джобса..
И как бы не получилось, что по итогу - один Джобс бы и остался!

"Окно развития" , кстати достаточно быстро зацементировалось. Оно было как и все "окна развития" очень ограниченным по времени.

Ответить
0

Ага, в комфортном для себя темпе. В стартапе. Ну-ну.

Ответить
0

В курсе что такое выгорание?
Что толку, от того что Вы будете работать по 18 часов без выходных 2 месяца, а потом все бросите.

Ответить
0

Кстати это же правило можно отнести и к найму сотрудников.
Что толку что Вы наймете много спецов, а потом часть уволите из-за нехватки денег.

Надо выбирать темп, который можешь держать долго.

Был ли у Вас опыт бега на длинные дистанции?
Если нет, то не поймете.
Цель выдержать дистанцию, а не в режиме форсажа сжечь все силы не дойдя до финала.

Ответить
0

Вообще-то, на разных стадиях развития стартапа актуальны разные темпы. Нет?

Ответить
0

Расскажите подробней, где про это правило написано, скинете ссылку?

По моему опыту общения с CEO иностранных фирм(не США), они очень боятся любой инфы, что их сотрудники перерабатывают. Потому что им могут навалять местные органы контроля охраны труда.

Ответить
0

Ну это кагбэ не правило, а проза жизни.

Ответить
0

Мне кажется проза жизни не относится к бизнесу.

Ответить
0

То есть бизнес - это витать в облаках и мечтать о миллиардах? )) Как иначе можно обойтись без прозы жизни, непонятно.

Ответить
1

Мы уходим в сторону демагогии.
Если Вы можете работать в режиме аврала, то успехов.
Мне гораздо важнее опыт и мнение успешных CEO иностранных компаний, которых я знаю лично.

Ответить
0

А как вы думаете если бы этот ваш идеал - СЕО - бывший аспирант, открыл бы в США пиццерию или магазинчик? И точно так же шел бы как вы говрите "марафон" с тем же упорстовм. Тольок в организации пиццерии..
Он бы куда-то пришел?? Ведь его личностные качества, т.е. способность "идти марафон" были бы такие же! Куда бы он пришел сейчас?

Ответить
1

Он не идеал, например он не понимает что такое MVP и запорол несколько своих проектов из-за этого потратив очень большие деньги.

Стараюсь знакомится исключительно с CEO/CMO и узнавать их мнение по ведению бизнеса потому что такую инфу не прочитаешь ни в одной книге или статье.
Из США около 7 контактов, из Европы с 10-ок.
Довольно многому научился у них. К сожалению у местных CEO даже крупных компаний учиться нечему, все зациклены на локальных продажах и обычно все сводится к тому, что я их обучаю банальным вещам.

Полагаю подходы к SaaS, софт продуктам нельзя применять к пиццерии, кафе.
Кстати один из знакомых CEO в США продал свой бизнес и купил кафе на пляже, через 3 года закрылся - не пошло и вернулся назад в разработку.

Ответить
0

Что же он так быстро закрыл кафе? )) Надо было в комфортном темпе хотя бы лет 20 отработать

Ответить
0

А чего добились Вы? :)

Ответить
1

Я? Прочитал ваши тезисы про безусловную правоту американских CEO.

Ответить
0

"безусловную правоту "
Я этого не говорил, просто надо учиться как люди делают бабки и думать подходит это в Вашем кейсе или нет.

Ответить
1

А чего добились Вы? :)

Что вы ко всем пристаёте со своим - "чего добились вы"? Почитайте для общего развития http://lurkmore.to/Сперва_добейся

продал всю успешную компанию

Успешные компании не продают. Продают треш, где нужно въебывать до потери пульса. Я лучше буду скромно пару тыщ баксов поднимать лежа на диване, думая как это всё отмасштабировать, чтобы было также легко и интересно, чем как ваш CEO заниматься бизнесом ради бизнеса не понимая зачем это всё.

По сути делает бабки, на том что лучших студентов нанимает за копейки

Вот еще один "бизнесмен"... Который, затем пойдет очередную кафешку открывать, когда он наконец поймет, что это очень тяжело масштабировать и вообще зачем это всё?

И это ваши гуру, у которых нужно учиться? Они вызывают только жалость.

Ответить
0

У меня вызывает недоумение, когда люди зарабатывающие "копейки" начинают высказывать негативное мнение на счет людей зарабатывающих миллионы долларов.

"Они вызывают только жалость."
У меня жалость вызывает высокомерие к опыту людей.

Ответить
0

Тот, кто зарабатывает миллионы долларов не открывает кафешку. А если уж так всё надоело, то берёт отпуск, яхту, баб и отдыхает сколько нужно.

Чтобы зарабатывать миллионы долларов не нужно быть гением. Просто есть умные люди, которые понимают, чего будут стоить эти миллионы долларов и обходятся "копейками", пока не снизойдет озарение для следующего шага.

К тому же "у них", каждый год сотни бредовых ИТ стартапов поднимают $100 000 при оценке порядка $2 000 000. А потом еще вкидываются миллионы баксов, в то, что по итогу закроется. Так что хвастаться "у них" миллионами долларов так себе... Там нужно хвастаться сотнями миллионов долларов.

Поэтому я просто говорю "король голый", там где он голый и мне не важно какие у него титулы и привилегии.

Ответить
0

"А если уж так всё надоело, то берёт отпуск, яхту, баб и отдыхает сколько нужно."
Извините, это называется быдло отдых.
У тех ребят если свои небольшие круизные катера, на которых они каждые выходные выходят в океан с командой для team building.

"Чтобы зарабатывать миллионы долларов не нужно быть гением"
То то у нас столько миллионеров.

"К тому же "у них", каждый год сотни бредовых ИТ стартапов поднимают $100 000"
Наверное удивитесь, но все иностранные CEO, которых я знаю self-made.
Им даже родители не помогали ни деньгами, ни детей растить.
Люди все сделали на свои бабки и у меня вызывают большое уважение.

А осуждать людей, которые создают рабочие места (7-200) неправильно.
Правильная экономика - это куча мелкого бизнеса, который может генерить до 70% ВВП страны.

Вообще у нас есть очень плохая привычка, осуждать богатых, как будто это плохо. Люди зарабатывают честным трудом и ничего постыдного в этом нет.

Ответить
0

Извините, это называется быдло отдых.

Яхта и культурный отдых с элитными шлюхами с журфака это быдло отдых? ) Ну ладно, просто яхта и путешествие по миру на ней - это по вашему быдло отдых?

но все иностранные CEO, которых я знаю self-made

Люди все сделали на свои бабки и у меня вызывают большое уважение

Это странно, когда для ИТ бизнеса там раздают бабки направо и налево. И при таких условиях создавать себе доп. сложности... И это вызывает уважение? У меня это вызывает лишь не понимание. Но если мыслить логически, то приходит понимание, что их ИТ бизнес просто не тянет на венчур. И они обычные "колхозники" просто от ИТ.

Правильная экономика - это куча мелкого бизнеса, который может генерить до 70% ВВП страны

Откуда вы знаете, что это правильно, в современном постиндустриальном мире? Когда во всю обсуждают БОД и думают куда девать людей после всеобщей роботизации. Мы уже не в 20 веке, если что.

осуждать богатых

Я не осуждаю, я лишь говорю о логических дырах.

Ответить
0

"Это странно,"
Да это странно, но это так.
У них были довольно хорошие деньги на работе и было на что делать свои продукты.

Ответить
0

Полагаю подходы к SaaS, софт продуктам нельзя применять к пиццерии, кафе.

Кстати один из знакомых CEO в США продал свой бизнес и купил кафе на >пляже, через 3 года закрылся - не пошло и вернулся назад в разработку.

Верно отмечено т.к. все что связано с подай-принеси-подотри это Небизнес. А всякие охватные сетевые проекты могут касаться прямо и косвенно миллиардных рынков.

Про "кафе на пляже" это вообще шок. Этот разработчик после уважаемой должности - стал ничтожным лакеем.
Но сам факт , что он этоо не предвидел, настольок простейшую вещь - это фейспалм. 3 года ушло на урок...хехе

То что указано про "кафе на пляже" и "ошибки" супер-сео-аспиранта, говрит о том, что зачастую те кто изначально был заброшен судьбой в "правильные" хорошие охватные "офицерские" сферы развития, могут простейших вещей не понимать т.к. ни разу не были "сбитым самолетом".

Ответить
0

"Этот разработчик после уважаемой должности - стал ничтожным лакеем."
Он 15 лет работал сутками, выгорел, его все достало, нашел венчурный фонд и продал всю успешную компанию за "копейки".

"То что указано про "кафе на пляже" и "ошибки" супер-сео-аспиранта, "
Это разные люди.
Первый был аспирантом, сейчас профессор в одном из 20 лучших вузов мира.
По сути делает бабки, на том что лучших студентов нанимает за копейки, они 3-4 года работают и сваливают в Microsoft, FaceBook и т.д.

Ответить
0

Ну вот Вы в корне неправы. Владелец собственного ресторана, пусть и на пляже - вполне себе уважаемая должность. Ну надоело IT человеку, это можно понять - более мозговынимательной профессии человечество пока не придумало. Сидит такой CEO после напряженной рабочей недели в местном баре, поправляет карму, и тут ему на глаза попадается фильм "Коктейль" с Крузом. Понятное дело, человек сразу же сорвался в дауншифт, ибо с обаянием молодого Круза не поспоришь.

Ответить
1

Не "толкателя", а "тащера". Учите слэнг.

Ответить
1

Поддерживаю, хотя я бы сказал что инвесторы должны искать таких людей, а не такие люди - инвесторов. Пока инвестор сидит как кладовщик и выдает деньги по заявкам - велкам в текущую 35% ситуацию.

Ответить
6

Я, как инвестиционный недотеоретик (развиваю оффлайн-продукт на свои кровные, заработанные в другом месте, но интересуюсь темой инвестиций и пару раз отказывал инвесторам на основе их невменяемости) никак не пойму одно - а на что инвестор готов пойти ради успеха проекта?
Может бросить родственника или переехать в КНДР?
Это, конечно, если рассматривать взаимодействие "инвестор+стартапер" как вменяемое партнерство, а не платную БДСМ-игру "хозяин+раб".

Ответить
3

Да ничего они не готовы делать. "На держи браток самые дорогие деньги в мире под гарантии твоей недвижимости и иди делай нас богатыми".

Ответить
2

Однажды было предложение от быдло-инвестора: "Слушай, братэлло, на 1млн рублей под долговую расписку (!) с гарантией возврата 1.4 млн рублей через год".
Суть и цифры сохранены, формат предложения чуть утрирован.
Нихера себе проценты! Естественно был отослан нафиг.

Ответить
4

У всех такое было. И еще много раз будет. Такие обычно еще потом на каждом углут пиздят, мол раз ты отказался, значит хотел наебать.

Ответить
1

И не забудьте контрольную долю в бизнесе за тысчу передать. Это обязательно

Ответить
6

Рецепт простой - вы должны разбираться в теме, в которую хотите инвестировать. Но инвесторы в большинстве случаев некомпетентны в темах.

Поэтому второй вариант обратиться к компетентному сообществу. Но тут палятся идеи на старте, поэтому это имеет смысл лишь для некоторого подмножества идей.

Но опять же миллионы лемингов могут и ошибаться. Поэтому это всё называется высокорисковым венчурным инвестированием.

Ответить
1

"Но инвесторы в большинстве случаев некомпетентны в темах."
Первое правило инвестирования от Уоррена Баффета - разбираться в теме, в которую инвестируешь.

Ответить
4

Стартап по анализу стартапов) должен помочь.
А если серьезно, стоящие проекты можно попробовать искать самим, как говорится «в полях», а не ждать, что они заполнят и пришлют анкету

Ответить
–1

вообще нужно запретить "инвестиции" для любых софтовых стартапчиков, начитаются про единорогов и начинают деньги под спички искать. если чуваки не могут заработать на своей идее дело не в том что не было денег на маркетинг, дело в том что идея говно вот и все. нужно искать только те идеи по которые не нужно брать бабло вот и все.

Ответить
6

Вы не правы.
В курсе сколько стоит разработать самый простой SaaS продукт и дойти это этапа хоть каких-то продаж в нашей локации без учета налогов?
От 4.5 до 15 млн.
Знаю людей из Мск, у которых оборот сейчас 1 млрд в год.
15 млн инвест денег, дал богатый папа.
И таких историй навалом. Если нет богатых родителей, то вообщем то ничего не сделаешь.

Ответить
7

Вот поэтому 80% saas всегда мертворожденные и дышат только благодаря тому, что основатели не хотят признавать фейл, то есть придумали очередную хуйню которая будет отличаться от лидера новой иконкой и мечтают стать лидерами обычно совершенно не понимая почему именно он стал лидером на рынке.

И в этот момент "смотрите у нас же дизайн лучше" начинается поиск бабла под иконки. Допустим дрова находятся у какого то далекого от темы человека, этими деньгами начинают топить камин гугла или любой другой дорогой маркетинговой дыры.

Получают какую то конверсию по 500 баксов за человека, все еще думаю "да они не понимают насколько моя иконка лучше", в результате дрова заканчиваются и нужно опять идти в лес, но никто больше не дает потому что видят что предыдущие сгорели начисто и нихуя вообщем то нет. Ни о каких реальных процентах нельзя говорить.

И тут вдруг эти saas-волшебники понимают "ОТДЕЛ ПРОДАЖ Б2Б БЛЕАТЬ!!!!", но уже пепел повсюду, а лидеры уже обновили свои иконки а еще CEO лидера рынка поиграл в гольф с CEO лидера другого рынка и теперь они почти монополисты.

Так вот, может нахуй это нужно если у тебя нет дров на старте и ты хочешь просто иконки красивее сделать?

Ответить
0

Пытаюсь понять что Вы хотите сказать.
Я правильно понимаю Вашу позицию?
1 - Все надо делать на свои, инвест деньги никогда брать нельзя.
Если своих денег нет, то надо идти работать на дядю.
2 - Все приложения отличаются лишь картинками.
3 - Отдел продаж самое главное в компании.

Вы менеджер по продажам?

Ответить
–2

Отчасти с Вами согласен, но... желания спорить и что-то доказывать нет.
На такое мнение имеют право, только владельцы своего успешного проекта на свои деньги. Если такового не имеется, то лучше подобное не заявлять.

Ответить
0

зачем начали то?

Ответить
0

проблема в том, что вы не прочитали написанное им

Ответить
0

правильно ли я понял, что человек сказал между строк "ааа журавли, конечно... а вот если бы у меня был лям" и посчитал что на самый простой saas ему 4,5 ляма нужно?

Ответить
0

Правильно ли я понял, что Вы умеете делать успешные SaaS решения
за 1-3 месяца в одного без инвест денег?
Поделитесь опытом как?

Ответить
–1

Выбора не было.

Ответить
2

Если нет богатых родителей - женитесь)) и делайте стартап (если конечно удачно женитесь).
По сути Вы правы, конечно.

Ответить
0

Ну почему же? Определённо правы оба: и он, и вы. Он говорит о том, что начало должно быть положено на свои, а вот развитие продукта (подчёркиваю, что уже устоявшегося продукта) и его продвижение дальше (он уже продаётся, но о нём мало знают) - вполне подходят заёмные деньги. Гипотезы лучше проверять на свои.

Ответить
1

Подпишусь почти под каждым словом. Почему не под каждым? КНДР - это перебор:)

Ответить
1

Смешной автор...
- в яндекс влиали лет 10 деньги.
- в амазон до сих пор.
- в гугл первые лет 5 а может и сечас ..

И это топовые компании продолжающие расти.
А давайте вспомним созданные на "свои деньги" - за проданную квартиру... и добившиеся успеха...
хм. ... не припоминаю.
Если инвестор требует от тебя % от фирмы да еще и % от жизни ... брось родных, спи на свалке :)
наверно с таким инвестором не стоит иметь дело. Не забывайте что стартапер - это тот кто реально работает, трать жизнь на проект. А инвестор тратит рисованную бумагу и имитацию внимания. И если инвестор борзеет и ценит рисованную бумажку выше времени и жизни того на кого возлагает надежды - то зачем ему быть инвестором ?

Ответить
–2

Поделюсь своим мнением, если бы я был инвестором.
a) Вообще рекомендую посматривать передачу Sharp Tanks.
б) Можно разбить стартапы на этапы.
Исключительно моя типизация, не совпадающая с общепринятой: idea, mvp, pre-pre-seed, pre-seed, seed, product(good-sales, middle-sales, bad-sales).

Если стартап на уровне идеи и нет даже первых продаж, то тут уровень провала около 95%, может даже больше. Сюда лучше никогда не лезть с инвестициями.

На этапе mvp уровень провала 85-90%.

pre-pre-seed.
Это наличие 1-30 продаж.
Уровень провала 65-70%

pre-seed
Небольшая стабильная денежка, достаточная для 1-2 человек команды.
Уровень провала 50-60%

По поводу seed и product, ничего сказать не могу, надо внимательно изучать продажи, продукт и т.д.

Самое лучшая инвестиция на этапе pre-pre-seed и pre-seed если мало инвест денег(1-10 млн), а хочется рискнуть. Рассматривать вариант seed и product могут только богатые люди(50 млн+), рассматривать этапы idea, mvp пустая трата денег с большим риском.

Самая стабильная на product(good-sales), если даже специальная модель инвестирования на поздних этапах.

Как то так, возможно я где-то не прав.

Ответить
3

Если стартап на уровне идеи и нет даже первых продаж, то тут уровень провала около 95%

Лютый бред. Идея школьника со стартапом принятым ФРИИ и идея специалиста с 20 летним стажем в этой теме это абсолютно разные вселенные и уровень рисков.

Ответить
1

За двух битых, одного небитого дают.
Можно придумать офигенную идею, но не суметь довести до бабок.

Ответить
4

Что за офигенная идея, за которую не дают бабок? Значит офигенная она только в голове автора.

Ответить
0

Ну вон, в соседнем посте проработали концепцию курток с подогревом, USB-портами и подсветкой. Я бы взял такую, но похоже, что дальше идее дело не пойдет.

Ответить
1

А в чём проблема? Создаём на индигого топик, объявляем краудфандинг и проверяем спрос. Если авторы этого не могут осилить, то какой им бизнес, тем более связанный с производством? Таким людям ларек с пивасиком, то опасно доверить.

Ответить
0

А что сделали Вы успешного, чтобы заявлять все это?

Ответить
0

Причем здесь дают деньги или нет.
Если Вам дают деньги в нашей локации, то не факт что выгарет что-то.
Во мне хотели дать 12 млн с целью по ратить самим, а спихнуть на меня.

Ответить
0

Пошли какие-то левые отмазки. Если ваша идея только на локальный рынок, то венчуры в неё не будут инвестировать.

Ответить
0

Не локальный.

Ответить
1

Ну тогда вам лучше не давать деньги, если вы на старте уже мажетесь "в нашей локации, то не факт что выгарет что-то". Как будто вас кто-то заставляет с деньгами стартовать в нашей локации.

Ответить
0

Для вас наверное дико, но есть чуваки, которые живут на том, что находят инвест деньги(10-20млн) и потом к вам в фирму устраивают себя и брата.
А с нашей локацией, никто связываться не хочет.

Ответить
0

Тогда ваше (и моё) спасение в краудинвестинге. Но боюсь в РФ этот законопроект могут сделать через задницу, с другой стороны еще есть Евросоюз рядом.

Сможете убедить толпу, что лучше инвестировать в ваш проект, чем в Кешбери, поднимете денег на свой стартап. Не сможете. Стоит задуматься в своих способностях, как вы свой продукт этой же толпе будете продавать?

Ответить
1

Как только слышат про нашу локацию, сразу ничего не надо в 90% случаев.

А брать деньги у наших - тратить будете не вы.

Ответить
–1

В бизнесе нельзя оперировать такими словами "Пошли какие-то левые отмазки."
Если Вы потратите 3-10 млн рублей инвест денег в пустую в нашей локации, то Вас грохнут.
Если Вы просрете 60 млн $ инвест денег забугром, то Вам еще 120 дадут на новый проект.

Ответить
0

Можно придумать офигенную идею, но не суметь довести до бабок.

У меня таких много. Да и у каждого найдутся такие. Тут вопрос в другом: нужна ли ваша идея обществу? :)

Ответить
1

Рулетка в обоих случаях с одинаковыми рисками. :)

Ответить
0

Нет.
Чем больше попыток, тем больше опыта. Обычно на 5-9 попытке успех.

Ответить
2

Эх, изменили комментарий, после того, как я написал :)
Количество попыток никак не коррелирует с успехом. Некоторые всю жизнь на права сдают, но никак. Упорство - это хорошо, но это не единственное, на что следует упирать.

Ответить
0

А если у автора есть мелкий бизнес, но он не масштабируется? И вот появляется новая идея в близкой нише, которая судя по всему масштабируется на 100500 миллионов баксов. К такому человеку и идеи ведь больше доверия, чем к школьнику прошедший отбор во ФРИИ?

Ответить
0

Я может и путаю, но разве ФРИИ делает инвестиции, а не даёт кредит под сниженный процент?

Ответить
1

Насколько я знаю ФРИИ даёт 2 500 000 всяким школьникам за 7% доли в стартапе из них половину, школьник должен отдать на обучение в акселераторе ФРИИ.

Ответить
0

Не доли, а годовых, и не 7%, а 7,5%

Ответить
0

Команда получает 2,1 млн руб. предпосевных инвестиций от ФРИИ за доли компании в 7%, 900 тыс. из которых идут на оплату программы акселерации.

Ответить
0

Ну допустим 2.5 млн за 7% , но что за 1.1! млн за обучение ?! По 300 тысяч в месяц ?!

Ответить
3

А вы новенький? Тогда объясняю про ФРИИ в пару предложений. Гос. контора, раздаёт кому попало бюджетные деньги. При этом на свои офисы и зарплаты у них уходит больше денег, чем они раздают стартапам.

P.S. Мне, как-то один чел сделал замечание, что я не прав. Я тут же покопался на официальном сайте и сразу же наткнулся на заявку по поливке цветов что-то за 500 000 руб. в месяц (точно сумму не помню) в московском офисе ФРИИ.

Ответить
0

Вот это комментарий по делу.

Ответить
0

Именно, что с одинаковыми. В одном случае отсутствие опыта и желание рисковать. В другом - много опыта, который играет не всегда на благо инноваций, и желание быть в зоне комфорта. По мне, что выстрелит в первом случае, что во втором - одинакова, разница в долях процента.

Ответить
0

Поддерживаю.

Ответить
1

То есть вы готовы продать последнюю квартиру и забить на болеющего близкого человека ради клиента? Вы это серьезно поддерживаете???

Ответить
1

Я поддерживаю то, что если вы начали этим заниматься то нужно идти до конца. Я сейчас работаю над стартапом, и я за время работы очень дохрена чем пожертвовал ради своей цели. Автор конечно некоторые моменты кардинальные говорить, те которые вы назвали. И шанс один на миллион, что вам такая ситуация произойдет. Но в остальном да я полностью с ним согласен. У меня вот нет ни связей, ни богатых знакомых и родителей миллионеров, у меня есть проект, которые может поменять мою жизнь и если я готов сложить ручки после первой кочки. То грош цена этому. Вот о чем говорит автор. Я это знаю на себе. Когда ты живёшь в проголод, работаешь над своей идеей, над собой потому что в ней уверен. А если вы не готовы за нее стоять до конца, пожалуйста, пройдите работать на дядю, там и уютно и стабильностью какая-никакая.

Ответить
1

Как говорил мне директор одной компании, которая и по сей день существует, но почти незаметно: "у тебя, как у разработчика, должна быть подушка безопасности. Минимум на полгода. По-хорошему, года на два. Поэтому сейчас ты должен заработать свой капитал, который можешь тратить в последствии". Занимаясь сразу двумя работами, особенно, если они определённо схожи, можно достаточно быстро "выгореть".

Ответить
0

Согласен. Но тут идет разговор про то когда подушка закончилась, а проект еще требует работы. Вот тут проверяется основатель.

Ответить
2

Я думаю здесь разговор про тему на что человек готов ради своего проекта.
Если он верит что будет успех, но надо потерпеть, то такому человеку стоит помочь. Если он между хорошей работой и своим проектом выбирает работу, то проект не попрет.
Свое дело - это риск, на который идут только в случае уверенности успеха.
А если даже основатель не верит в успех, то зачем в него вкладывать.

Т.е. при инвестировании, нужно узнать, что уже основатель сделал для своего проекта. Если он продал хотя бы свою машину, то это показатель, что человек делает все ради своего проекта.
Идти на крайности как в статье не стоит, но свое дело это умение снимать последнюю рубашку ради своей мечты.

Ответить
0

Он говорил так: "иди работать!"

Ответить
0

«на дядю» или «над проектом»?

Ответить
1

На проект

Ответить
0

Извините, но даже если они будут божиться, что поедут хоть в провинцию Сычуань и будут питаться одним рисом только, но стартап допилят - что это изменит? Это просто слова для них, за них после 90х перестали отвечать.

Ответить
0

Просто нужно больше работать.

Ответить
0

То есть три четверти вложенных денег потеряны.

Потеряны? Для кого? Для ФРИИ? Нет. Договор читайте.

Ответить
0

Цитата: "Спросите изобретателей очередного психологического классификатора клиентов на основе искусственного интеллекта, что у вас есть «горячий» и большой клиент для них в Зимбабве или КНДР (проект рассчитан на год, перелет не оплачивается) – пойдут ли они сразу искать другого инвестора? Если да, то вы сэкономили время как минимум себе."

Плохое, очень плохое сравнение.. Отказ от работы в таких странах без предоплаты и гарантий - говорит лишь о наличии у фаундера головы на плечах.

Не надо путать стартаперов и авантюристов. Это совершенно разные вещи. В странах типа Зимбабве дела делаются не так как в Кремниевой долине или там Сколково - а, мягко говоря, совсем-совсем по другому.

Ответить
0

При имеющемся множестве переменных факторов возможность определения потенциального успеха с какой-либо степенью достоверности кажется маловероятной.
Надо отсеивать откровенный трэш, но по итогу всегда придётся пробовать. А избежать этапа «пробовать» и сразу выйти на доходы сродни желанию клиентов Кешбери иметь 600% годовых при отсутствии рисков. На ёлку залезть и жопу не ободрать.

по оценке ФРИИ, из 35 компаний, прошедших первый раунд инвестиций, выжили и успешно развиваются только 8. Меньше четверти! То есть три четверти вложенных денег потеряны

В США ситуация не лучше – в среднем только 35% компаний, получивших первый раунд инвестиций, доживают до степени зрелости

И? Вы хотите изобрести методику, позволяющую довести успех до 50% и выше?

Ответить
0

Хочу для работающего бизнеса сделать сервис-приложение, сфера продаж новостроек. Есть мысли?
Работаем как агентство недвижимости по Москве, Европе, США. ЦА - русскоговорящие сейчас.
Ищу идеи для IT проектов в этой сфере.

Ответить
0

Ребята, да зачем нам эти твердолобые инвесторы? Ценность ведь производим мы - пишем код, придумываем идеи, дизайним, продвигаем, общаемся с клиентом. Давайте лучше соберемся человек 20 - 50 и разработаем востребованный большой супер-проект! Если сейчас начнем, то однозначно успеем на поезд под названием глобальная диджитализация. Начнем парт-тайм и по выходным, кто работает. А проект поделим поровну по несколько процентов на каждого. На западе любой Saas-проект оценивается в несколько миллионов лишь факту первых платежей. А мы, если соберем хороших спецов, болеющих за дело, сможем и у крупного игрока отъесть долю рынка. Не говоря о возможности создания новых продуктов. Кому интересно пишите, откроем организационный гуглдок verybigplan@gmail.com и чат. Касательно видения первого продукта не переживайте, есть и многолетние наработки и куча успешных референсов и пообсуждаем конечно. Если подозреваете, что на работе вас как разработчика недооценивают, предлагаю альтернативный путь, по сути убер-модель в сфере самореализации, без начальников и акционеров)

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления