{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Выживет ли ИТ-стартап?

На днях один инвестфонд попросил меня оценить пару стартапов, стоит ли их рассматривать на предмет инвестиций. Интересны ли они? Реализуема ли идея технически и можно ли ее развить в растущий бизнес? И еще пять подобных вопросов, которые сводятся к одному – выживет ли эта компания?

Вопрос сложный и стоит огромных денег – по оценке ФРИИ, из 35 компаний, прошедших первый раунд инвестиций, выжили и успешно развиваются только 8. Меньше четверти! То есть три четверти вложенных денег потеряны. Я уверен, что все проекты прошли жесткий отбор, были собраны отзывы экспертов, проведена финансовая оценка, менеджмент компаний прошел обучение в акселераторах, и так далее по стандартному процессу. После этого 75% компаний разорилось.

В США ситуация не лучше – в среднем только 35% компаний, получивших первый раунд инвестиций, доживают до степени зрелости – для некоторых это выход на IPO, для некоторых – продажа крупному игроку рынка.

Большинство инвесторов в этом случае говорит, что один успешный проект окупает 10 неуспешных – ведь заранее ничего нельзя предугадать. Проект, прекрасный на бумаге и фазе прототипа, может погубить уход ключевого разработчика, интрижка основателя или вскрытое банальное вранье (при этом все признают, что идея была неплохой).

Как назвать фильтр, оставляющий вместе с зернами в три раза больше плевел? Его нельзя назвать даже плохим – считайте, что его просто нет. Огромное количество людей тратят миллионы человеко-часов на заполнение анкет инвестиционных фондов, и не меньшее – на их проверку. Некоторые инвесторы вообще не доверяют никаким анкетам и инвестируют наобум, утверждая, что вероятность успеха от этого не меняется. Но тем не менее остается вопрос – что не так с этими анкетами?

Чтобы это понять, надо задать себе вопрос: как может сторонний эксперт оценить чужую идею на реализуемость? Максимум, что он сможет понять – подчиняется ли идея физическим и экономическим законам (интересно, кто знает современные экономические законы?), и можно ли в принципе написать такой код.

Однако, как только оценка сделана, она уже устарела – основатели меняют идею или придумывают другую, меняется рынок, выходит новый смартфон, крупный игрок выпускает бесплатный аналог будущего чудесного продукта. Идея умерла, да здравствует новая идея! Цикл замкнулся.

Например, как я, человек с обширным, но вполне конкретным опытом в ИТ, могу оценить проект из области, мне совершенно чуждой, на основании сколь угодно подробной анкеты? Команда проекта мне незнакома; на рынке уже масса аналогов (конечно, новый продукт заведомо лучше всех аналогов вместе взятых, но те почему-то денег не просят); технологии красиво звучат, но неясно их использование; у всех Agileи Scrum-специалисты, высококлассные разработчики и продавцы, первые успешные внедрения. Казалось бы – выбери самых лучших (умных, смелых, образованных, адекватных, далее по списку личных предпочтений) – и в бой! Но что-то останавливает меня от этого выбора. Читая анкеты, вспоминая те анкеты, которые когда-то заполнял я сам, я понял, что именно.

Да, я трижды заполнял анкеты только в «Сколково» - и трижды они мне отказывали. Я заполнял документы двух инвестиционных фондов – в одном мне сказали, что мой проект их уже перерос, второй (зарубежный) меня брал, но тут уже отказался я из-за заниженной оценки уже тогда вполне успешной компании. Моя идея практически не изменилась с 2010 года – читая документы той поры, я понимаю, что я очень многое предугадал (конечно, кое-что сейчас вызывает улыбку). Тем не менее ни одна заполненная анкета не сработала. Почему?

Во всех анкетах, которые я видел, отсутствуют важнейшие вопросы – чем готов пожертвовать основатель для того, чтобы его идея жила? Готов ли он продать последнюю квартиру? Потратить последние деньги? Жить впроголодь полгода? Если у него тяжело заболел ближайший родственник, а единственный клиент готов расторгнуть договор, к кому он поедет? Если от него уходит разочаровавшийся партнер, готов ли основатель в корне поменять свои убеждения, признать свою неправоту, извиниться? Вот что надо спрашивать, а не объемы потенциального рынка.

Идея стартапа сама по себе важна, но гораздо важнее, что ей готовы принести в жертву. Если человек за 3 дня создал прототип «видеодетектора лжи» в Python на основании открытого кода и пары библиотек, ему знакомые сказали: «Круто!», кто-то даже попробовал – спросите его, готов ли он расстаться с семьей на полгода, если того потребует развитие проекта. Уверен, он пожмет плечами и завтра, как всегда, пойдет на свою неплохую работу.

Спросите изобретателей очередного психологического классификатора клиентов на основе искусственного интеллекта, что у вас есть «горячий» и большой клиент для них в Зимбабве или КНДР (проект рассчитан на год, перелет не оплачивается) – пойдут ли они сразу искать другого инвестора? Если да, то вы сэкономили время как минимум себе.

Конечно, в анкете такое спросить не получится. Однако можно придумать вопросы, которые косвенно покажут готовность основателя идти до конца ради своей идеи. Одним вопросом тут не обойтись – точно так же, как в любых переговорах.

Например, можно спросить, сколько трудозатрат было потрачено для создания работающего прототипа (MVP, если это софт). А сколько еще потребуется, если не будет инвестиций? Какие планы по развитию, если получите инвестиции? А если инвестиций не будет? В результате можно будет понять, на каком проценте готовности у основателя закончится терпение – а также, что немаловажно, адекватность оценки им ситуации.

Для оценки, готов ли основатель слушать других – важного показателя гибкости и адекватности – можно поинтересоваться, кого, кроме себя, основатель видит во главе компании через 3 года. Какую степень контроля над своей идеей он готов отдать другим? Хочет ли он быть CTOили непременно CEOи президентом компании?

Я уверен, что такие вопросы в анкетах инвестиционных фондов сильно увеличат эффективность отбора проектов на ранней стадии инвестиций. Да и более зрелым командам периодически стоит задавать себе вопросы такого же типа – не закостенели ли мы в развитии и готовы ли мы до сих пор идти до конца ради нашей идеи?

0
92 комментария
Написать комментарий...
Иван Колыхалов

В итоге всегда побеждает не тот, у кого много денег, самый сильный, ловкий или страшный. В итоге всегда побеждает тот кто готов идти до конца. У меня один товарищ спрыгивает с наемной работы, пилит стартапчик, если в 2 месяца денег не пошло - обратно в наем. Удивляется как я 4 года толкаю одну тему около нуля и не бросаю ее. Другой знакомый начал тему, 3 года просидел в убытках, продал все что можно продать, испытал весь стресс, который можно испытать, в итоге нашел своего клиента и сейчас отделывает своим продуктом стадионы, концертные залы и пр. Третий товарищ делал на продуктовом товаре 150млн./год, разорился и потерял все. Нашел денег по знакомым, через боль и слезы за 3 года вышел на прежний уровень с другим товаром.

Таких людей вы не найдете по анкетам скорее всего. Толкатели и бойцы они сами по себе, максимум кредит в банке возьмут. Но опять же это все люди в реальном секторе и реальных продажах. В ИТ сложность нахождения "толкателя" в разы сложнее ибо помимо характера еще требуется очень высокая квалификация. Именно поэтому у вас у всех такие статьи аля "как распознать толкателя, если он еще ничего не сделал в своей жизни кроме пары либ на гитхабе, а бабло надо вкладывать прямо сейчас".

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

"В итоге всегда побеждает тот кто готов идти до конца."
Прокомментирую словами CEO из Сан Диего, у которого своя IT фирма на протяжении 23 лет и начиналось все с зп аспиранта.
Когда люди начинают свой бизнес им хочется все быстро, они 2-6 месяцев в режиме оврала работают видят что не прет и уходят из темы. Бизнес - это не 100 метровка, а марафон.
Нужно уметь идти в одном комфортном для себя темпе очень долго, без остановок как делает черепаха, а не бежать короткие дистанции быстро и выдыхаться как зайц.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Espoo

В курсе что такое выгорание?
Что толку, от того что Вы будете работать по 18 часов без выходных 2 месяца, а потом все бросите.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Кстати это же правило можно отнести и к найму сотрудников.
Что толку что Вы наймете много спецов, а потом часть уволите из-за нехватки денег.

Надо выбирать темп, который можешь держать долго.

Был ли у Вас опыт бега на длинные дистанции?
Если нет, то не поймете.
Цель выдержать дистанцию, а не в режиме форсажа сжечь все силы не дойдя до финала.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Espoo

Расскажите подробней, где про это правило написано, скинете ссылку?

По моему опыту общения с CEO иностранных фирм(не США), они очень боятся любой инфы, что их сотрудники перерабатывают. Потому что им могут навалять местные органы контроля охраны труда.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Espoo

Мне кажется проза жизни не относится к бизнесу.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Espoo

Мы уходим в сторону демагогии.
Если Вы можете работать в режиме аврала, то успехов.
Мне гораздо важнее опыт и мнение успешных CEO иностранных компаний, которых я знаю лично.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

А как вы думаете если бы этот ваш идеал - СЕО - бывший аспирант, открыл бы в США пиццерию или магазинчик? И точно так же шел бы как вы говрите "марафон" с тем же упорстовм. Тольок в организации пиццерии..
Он бы куда-то пришел?? Ведь его личностные качества, т.е. способность "идти марафон" были бы такие же! Куда бы он пришел сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Он не идеал, например он не понимает что такое MVP и запорол несколько своих проектов из-за этого потратив очень большие деньги.

Стараюсь знакомится исключительно с CEO/CMO и узнавать их мнение по ведению бизнеса потому что такую инфу не прочитаешь ни в одной книге или статье.
Из США около 7 контактов, из Европы с 10-ок.
Довольно многому научился у них. К сожалению у местных CEO даже крупных компаний учиться нечему, все зациклены на локальных продажах и обычно все сводится к тому, что я их обучаю банальным вещам.

Полагаю подходы к SaaS, софт продуктам нельзя применять к пиццерии, кафе.
Кстати один из знакомых CEO в США продал свой бизнес и купил кафе на пляже, через 3 года закрылся - не пошло и вернулся назад в разработку.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mike Espoo

А чего добились Вы? :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev
А чего добились Вы? :)

Что вы ко всем пристаёте со своим - "чего добились вы"? Почитайте для общего развития http://lurkmore.to/Сперва_добейся

продал всю успешную компанию

Успешные компании не продают. Продают треш, где нужно въебывать до потери пульса. Я лучше буду скромно пару тыщ баксов поднимать лежа на диване, думая как это всё отмасштабировать, чтобы было также легко и интересно, чем как ваш CEO заниматься бизнесом ради бизнеса не понимая зачем это всё.

По сути делает бабки, на том что лучших студентов нанимает за копейки

Вот еще один "бизнесмен"... Который, затем пойдет очередную кафешку открывать, когда он наконец поймет, что это очень тяжело масштабировать и вообще зачем это всё?

И это ваши гуру, у которых нужно учиться? Они вызывают только жалость.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

У меня вызывает недоумение, когда люди зарабатывающие "копейки" начинают высказывать негативное мнение на счет людей зарабатывающих миллионы долларов.

"Они вызывают только жалость."
У меня жалость вызывает высокомерие к опыту людей.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev

Тот, кто зарабатывает миллионы долларов не открывает кафешку. А если уж так всё надоело, то берёт отпуск, яхту, баб и отдыхает сколько нужно.

Чтобы зарабатывать миллионы долларов не нужно быть гением. Просто есть умные люди, которые понимают, чего будут стоить эти миллионы долларов и обходятся "копейками", пока не снизойдет озарение для следующего шага.

К тому же "у них", каждый год сотни бредовых ИТ стартапов поднимают $100 000 при оценке порядка $2 000 000. А потом еще вкидываются миллионы баксов, в то, что по итогу закроется. Так что хвастаться "у них" миллионами долларов так себе... Там нужно хвастаться сотнями миллионов долларов.

Поэтому я просто говорю "король голый", там где он голый и мне не важно какие у него титулы и привилегии.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

"А если уж так всё надоело, то берёт отпуск, яхту, баб и отдыхает сколько нужно."
Извините, это называется быдло отдых.
У тех ребят если свои небольшие круизные катера, на которых они каждые выходные выходят в океан с командой для team building.

"Чтобы зарабатывать миллионы долларов не нужно быть гением"
То то у нас столько миллионеров.

"К тому же "у них", каждый год сотни бредовых ИТ стартапов поднимают $100 000"
Наверное удивитесь, но все иностранные CEO, которых я знаю self-made.
Им даже родители не помогали ни деньгами, ни детей растить.
Люди все сделали на свои бабки и у меня вызывают большое уважение.

А осуждать людей, которые создают рабочие места (7-200) неправильно.
Правильная экономика - это куча мелкого бизнеса, который может генерить до 70% ВВП страны.

Вообще у нас есть очень плохая привычка, осуждать богатых, как будто это плохо. Люди зарабатывают честным трудом и ничего постыдного в этом нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Pomogaev
Извините, это называется быдло отдых.

Яхта и культурный отдых с элитными шлюхами с журфака это быдло отдых? ) Ну ладно, просто яхта и путешествие по миру на ней - это по вашему быдло отдых?

но все иностранные CEO, которых я знаю self-made
Люди все сделали на свои бабки и у меня вызывают большое уважение

Это странно, когда для ИТ бизнеса там раздают бабки направо и налево. И при таких условиях создавать себе доп. сложности... И это вызывает уважение? У меня это вызывает лишь не понимание. Но если мыслить логически, то приходит понимание, что их ИТ бизнес просто не тянет на венчур. И они обычные "колхозники" просто от ИТ.

Правильная экономика - это куча мелкого бизнеса, который может генерить до 70% ВВП страны

Откуда вы знаете, что это правильно, в современном постиндустриальном мире? Когда во всю обсуждают БОД и думают куда девать людей после всеобщей роботизации. Мы уже не в 20 веке, если что.

осуждать богатых

Я не осуждаю, я лишь говорю о логических дырах.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

"Это странно,"
Да это странно, но это так.
У них были довольно хорошие деньги на работе и было на что делать свои продукты.

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда