Фонд Life.Sreda проинвестировал в сервис оценки заёмщиков через социальные сети Scorista

Фонд Life.Sreda инвестировал в проект Scorista.ru — российский онлайн-сервис для оценки платежеспособности заемщиков для микрофинансовых организаций. Сумма инвестиций не разглашается. Аналитики фонда оценивают стоимость стартапа в 3-4 млн долларов. Об этом сообщается в поступившем в редакцию ЦП пресс-релизе.

Scorista поставляет облачные решения для скоринга на российском рынке. По словам представителей стартапа, сервис предназначен для оценки заемщиков в наиболее сложном с точки зрения андеррайтинга (процесса принятия риска) сегменте PDL (микрофинансовые организации, дающие в долг «до зарплаты») и POS-кредитовании (кредиты на определённые товары непосредственно на торговых точках). Scorista может стать рабочим инструментом также и для ломбардов, кредитных кооперативов, платёжных систем, онлайн и офлайн магазинов, продающих товары в рассрочку. Сервис ориентирован на небольшие кредиты — до 100 тыс. рублей, сроком до одного года.

Сервис использует специальный алгоритм оценки заёмщика с помощью современных математических методов, включая Big Data. Важным источником информации о клиентах стали социальные сети — через них Scorista узнаёт дополнительные сведения о потребительском поведении.

Услуги скоринга предоставляются по схеме SaaS, стоимость обработки одного запроса составляет 22 рубля. Онлайн-сервис в течение одной минуты дает микрофинансовым организациям рекомендацию по заемщику — «выдать» или «отказать». При этом МФО не нужно устанавливать программное обеспечение, вся информация доступна через веб-интерфейс или API.

С точки зрения своих подходов к оценке Scorista.ru конкурирует с решениями глобальных лидеров Equifax, Fico, Experian, Crif, которые десятилетиями развивают скоринговые технологии. По схеме SaaS работают западные аналоги Scorista.ru — немецкая Kreditech и американская ZestFinance, привлекшие $63 и $112 млн. инвестиций.

Представители Scorista.ru дают МФО гарантии, что не менее 25% кредитных заявок, прошедших через фильтр, будет одобрено, а в первичный невозврат попадут не более 22% кредитов, в зону дефолта уйдут не более 12,8%. Если клиенты сервиса не смогут получить такой результативности, то Scorista.ru готовы не брать с них деньги за свои услуги.

Партнёр Life.Sreda Александр Иванов рассказал, что перед тем, как принять решение об инвестиции, фонд провёл полноценный due dilligence проекта. По его мнению, сервис будет востребован в развивающейся отрасли микрофинансирования.

Управляющий директор Scorista Мария Вейхман рассказала ЦП, чем сервис может быть полезен предпринимателям и о ближайших планах.

Мария Вейхмануправляющий директор Scorista

Мы только что вышли из пилота, в котором участвовали более 25 микрофинансовых организаций и получили отличные результаты. В общем, работа идет полным ходом.

Мы оцениваем заемщика для выдачи краткосрочных займов на небольшие суммы. Данный вид кредитования очень востребован во всем мире и обычно популярен у заемщиков с плохой кредитной историей, что делает работу кредиторов очень рискованной.

Использование нашего сервиса позволяет снизить риски невозврата заемных средств на 30%, тем самым оградить кредитора от недобросовестных заемщиков на треть. Мы верим, что наш сервис будет востребован в связи с ужесточением регулирования микрофинансовых организаций.

0
21 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Вопрос руководству сервиса:

Почему я, как руководитель МФО, должен верить результату вашего скоринга?

Скоринг, который продают БКИ основан на объективной информации о кредитных историях и нет оснований сомневаться в нем.

Скоринг на основе данных из соц. сетей уже сам по себе сомнителен так же, как и информация, содержащаяся в соц. сетях. А если к этому добавить вопросы о корректности и правильности мат. модели оценки (кто это делал? как это делали? это вообще делали или может там просто рандомом выбирается - надёжен/не надёжен?), то получается, что покупаю абсолютного кота в мешке и за совсем немаленькие деньги. 1 запрос к скорингу БКИ (того же Эквифакса) стоит дешевле.

4

Большое спасибо за проявленный интерес к данной статье и нашему проекту. В основе нашего сервиса лежит чтение кредитной истории, а скоринг по соц. сети это один из дополнительных факторов. К сожалению, заемщики наших клиентов в большинстве случаев имеют плохую кредитную историю или обслуживают кредитную пирамиду. Это заемщики с FICO баллом ниже 500. Наша задача выбрать лучших из худших.

Почему можно верить, во первых мы выдаем обоснованное однозначное решение "Выдать" или "Отказать", используя скорр-балл НБКИ в качестве одного из факторов. К своему кредитному решению мы выдаем подробный отчет. В нашей системе используется 6 ступеней оценки заемщика - кредитная история, оценка риска сегмента займа, стоп-факторы, антифрод, оценка контейнера выдачи и оценка благонадежности заемщика, в которую входит скоринг по соц. сетям.

Во вторых, мы приглашаем провести тестирование на ретро данных и предоставляем 500 тестовых запросов для проверки системы.

В третьих, если достигнутые нами результаты по снижению рисков не устраивают, наши клиенты могут не платить.

0

Спасибо за ответ. В таком случае предлагаю вашему вниманию причины почему я не буду пользоваться вашим сервисом (надеюсь, они будут вам полезны):

1. Вы перепродаете продукт НБКИ + все равно возникают вопросы о корректности и правильности мат. модели оценки, которую вы добавляете (кто это делал? как это делали? это вообще делали или может там просто рандомом выбирается - надёжен/не надёжен?)

2. Ваш скоринг физически не может учитывать такие факторы, как: кол-во возвращенных клиентом займов (которые он вернул нам, если мы не передаем данные в НБКИ), их сроки, суммы возвратов, фактор "раскачки" лимита по займу и др. В результате этого решение вашего скоринга "надежен" часто может не соответствовать действительности.

3. Факт того, что я могу не оплачивать ваши услуги не значит для меня ничего. То, что в случае неудовлетворенности я не заплачу вам 100 - 200 тыс. руб. не компенсирует мне затрат на интеграцию вашего решения в свой программный продукт + сумма невыданных/ не возвращенных займов (если сервис не корректен, то значит я либо мог выдать больше, либо я выдал много займов жуликам)

4. У вас наблюдаются явные проблемы с позиционированием сервиса и общением с клиентами.
Из вашего коммерческого предложения нельзя сделать вывод, что речь не только об оценке данных из соц. сетей. Оно вообще сделано не очень аккуратно и совершенно не информативно. Любые упоминания о вас, как здесь в статье, заставляют задаться теми вопросами, которые я озвучил в самом начале.
Кроме того, манера общения ваших специалистов по продажам вообще не оставляет никаких шансов на проявление интереса к вашей организации (я общался с вашими сотрудниками)

Удачи в дальнейшем продвижении своего продукта!

0

Сомнительно... Всем кто подписан на медвежий фарш не выдадут по причине психических отклонений? ))) А посты по айфоны и маки сколько очков добавят мне автоматически?

2

Спасибо за комментарий. Посты про айфоны и маки рейтинг не добавят, только про семейные ценности :)

Чтобы выявить акцентуацию или невротическое отклонение, влияющие на возврат займов, анализируются слова или словосочетания, их количество и плотность. Очень важен баланс ключей постов на стене и ключей постов ленты. Если ключи находятся в противоположных смысловых ветках, тем больше личностный конфликт.

0

Вы уверены, что раскрывать алгоритм (даже на немного) — это хорошая идея? :)

0

Евгений, это не алгоритм, это описание подхода. Это нормально делится информацией с коллегами.

0

Я вас понял, нужно типа такого (со стены друга взял орфография сохранена):
"я тебя ваще обожаюники нимагусиньки моя любимая сладкая девоська))"

0

В разборе это выглядит так "я тебя моя любимая сладкая" при этом смотрим статус :) и возраст. Если статус в "поиске" это одно, а если статус "женат" то другое. Очень странно если в 30 дяденька так пишет :)), а если мальчик 20 лет то вроде ничего :).

0

И если действительно пилотировало 25 МФО, то покажите уж период теста и итоговые показатели портфеля после вашего скоринга (да, я вижу цифру 12,8% но я не о ней);) Подтверждение этими МФО данной статистики (даже общей, суммированной) даст профит в плане доверия:)

А так слишком абстрактно как-то выходит.

1

Спасибо Вам за проявленный интерес.

Мы совершенно прозрачны и публикуем ежедневную статистику на сайте и ежемесячный отчет http://scorista.ru/o-nas/dinamika/

Есть сводка в презентации http://scorista.ru/img/uplfile/presentations/novie-podhodi-v-otsenke-zaemshchika.pdf

Я хочу еще раз отметить, что скоринг по соц.сетям является дополнительным фактором в оценке заемщика и как правило чаще всего используется в качестве реабилитирующего.

1

Можно увидеть ROC кривые обычной соц-дем карты+бки и вашей на одной и той же выборке?

1

1) АUC=0.8 2) AUC=0.7

1

Спасибо, выглядит интересно. Можно узнать еще величину этой выборки и соотношение в ней "хорошие"/"плохие"?

0

около 16 000 записей, "хорошие"/"плохие" 70/30

0

Заемщики быстро схватят "фишку" и начнут клепать фейковые аккаунты или редактировать текущие под высокие оценки

1

Спасибо за ваше мнение. Фейковые аккаунты очень легко распознаются, а вырастить фейковую личность очень дорого и кредит даже на 100 000 руб не окупает затрат :)

0

Комментарий удален

Да ну. По-моему, прикольно оформлено.
Я, как веб-разработчик, ставлю твердые 18 из 24 баллов.
Информации на странице немало, но она изложена без перегрузки, все удобочитаемо.

Только я вот не понял, что я смог здесь выделить? :)

1

Я сама верстала :) Шучу. Проверю. Спасибо!

0

Григорий, спасибо за ваше мнение. Однако было бы лучше всем, если вы были более терпимее и вежливее в своих высказываниях.

0

Комментарий удален

Григорий, вы правы. Узоры и скоринг не сочетаются. Но мы кодируем наличие записей в группах данных таким способом по каждому заемщику. Получается как лоскутное одеяло и очень наглядно. Когда дизайнер увидела карты заемщиков она решила их использовать. :) наверно так :)

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Читать все 21 комментарий
«Там считают, если взял выходной — не любишь свою работу»: музыканты из Кирова зарабатывают в Китае $1500 в месяц Статьи редакции

Дорогу, миграционные документы и проживание оплачивали работодатели, а кавер-группа выступала каждый день.

Спасти еду: экологичное ИТ-решение помогает ресторанам справляться с перепроизводством блюд

Каждый год в России выбрасывают около 17 млн тонн продуктов на 1,6 трлн рублей.

«Альфа-банк» отключил части клиентов бесплатные push-уведомления о покупках Статьи редакции

Бесплатные push-уведомления останутся только для подтверждения операций.

Как сотрудники Tele2 стали лицами бренда

Кто сказал, что сниматься для рекламы могут только профессиональные модели? В компании Tele2 лицами для внутренних и внешних рекламных кампаний становятся даже собственные сотрудники! Мы собрали истории коллег, которые подали заявки на конкурс и приняли участие в профессиональной фотосессии, а теперь их портреты украшают фотобанк Tele2.

Созданная «Яндексом» компания ClickHouse привлекла $250 млн при оценке в $2 млрд Статьи редакции

Инвестиции направят на расширение штата и развитие международного бизнеса.

Как мы организовали коллективное обучение в айти и почему оно лучше обычных курсов

Мы уже обучили и трудоустроили 47 отличных frontend-специалистов и не собираемся на этом останавливаться.

Что на самом деле приводит мир в движение: история инструментов бухгалтерского учёта

От засечек на палках до специальных программ

UNIVAC I.
Ozon скинул ответственность за свои ошибки в сборке и доставке на продавца FBO. Кто прав?
Топ-5 EdTech стартапов, которые сделают ваше обучение проще и интереснее

Осенью в нашей стране традиционно начинается учебный год. Тысячи школьников и студентов отныне делятся на два лагеря: одни ищут пути быстрее и с наименьшими потерями покончить с учёбой, другие — с радостью спешат на лекции и уроки. Есть ещё и родители, и преподаватели с собственными проблемами и потребностями. Мы отобрали 5 образовательных…

Пользователь купил «мемную» криптовалюту Shiba Inu на $8 тысяч в августе 2020 года и стал миллиардером Статьи редакции

За месяц криптовалюта выросла на 1000%.

null