Что-то не так с роботом. Как отличить настоящий робо-эдвайзинг от фейка

Технология робо-эдвайзинга — автоматических помощников по инвестициям — уже захватила инвестиционные рынки США, Европы, Канады и даже Индии. Понемногу подобные сервисы начинают проникать и в Россию. Что происходит с технологией у нас, откуда берутся роботы-фейки и почему важно отличать их от настоящих инвестиционных помощников.

В закладки
Photo by rawpixel on Unsplash

Недавно тема личных инвестиций стала все чаще попадаться мне на глаза. У меня как раз была отложена небольшая сумма на черный день, и тратить в ближайший год я ее не планировала. Чтобы понять, как лучше распорядиться деньгами, решила изучить вопрос.

В итоге для меня, как для техногика, самым интересным и понятным вариантом стали сервисы с робо-эдвайзингом. Оказалось, что про эту технологию знают немногие – даже самые мои продвинутые друзья, которые имели опыт покупки акций фирм, которые «на слуху». Мне стало интересно разобраться в вопросе – делюсь.

Управление активами: от премиум до масс-маркета

В США и Великобритании давно существует профессия, которую называют эдвайзер (adviser) — это финансовые советники, которые помогают состоятельным людям вкладывать деньги. Работают они так: встречаются с клиентом (как правило, с активами от миллиона долларов), задают ему вопросы, чтобы понять его цели и определить отношение к рискам, а затем возвращаются с готовым предложением по составу инвестиционного портфеля. Такая услуга, как правило, отнимает много времени и стоит дорого, а собранный портфель требует регулярного внимания консультанта. Из-за этого долгое время рынок инвестиций был доступен только тем, кто готов вкладываться по-крупному.

С развитием технологий, примерно десять лет назад, в США и Великобритании появились первые электронные консультанты для частных клиентов, которые получили название робо-эдвайзеров. Платформы позволяли сформировать инвестиционный портфель, исходя из целей клиента, а потом автоматически осуществлять перебалансировку — покупать активы, когда цены низкие и продавать, когда стоимость растет.

Такие сервисы сразу вызвали к себе огромный интерес — они сделали рынок ценных бумаг доступным непрофессиональным инвесторам. Теперь для покупки активов и управления ими не требовалось специальных знаний, много времени и дорогостоящих советников.

Немного позднее появились и первые автоматизированные сервисы для микроинвестирования, которые еще больше снизили порог входа на рынок.

Сейчас, кроме Великобритании и США, роботы-советники широко представлены в Европе, Канаде, Индии. Самые известные, впрочем, именно американские сервисы — Vanguard Personal Advisor Services, Charles Schwab Intelligent Portfolios, Wealthfront и Betterment. А среди сервисов микроинвестирования — Acorns и Stash.

За последние пару лет и в России появились сервисы, которые можно считать настоящими робо-эдвайзерами: Финансовый автопилот, Простые инвестиции и Yammi (первый в России сервис микроинвестирования, который в июле этого года Яндекс.Деньги запустили совместно с FinEx).

Инвестиции без фильтров

На волне популярности настоящих автоматических помощников по инвестициям стали появляться проекты, которые называют себя робо-эдвайзерами, но на самом деле ими не являются. За автоматизированных консультантов выдают себя и алготрейдеры, и даже простые калькуляторы.

Ключевая особенность настоящего робо-эдвайзера в том, что он требует от клиента принять только одно единственное решение — начать инвестировать. Все остальное происходит автоматически, с помощью специальных алгоритмов и без вмешательства инвестора, но на основе предоставленной клиентом информации.

Легко разобрать на примерах.

Как классический робо-эдвайзер, например, устроен сервис Yammi. Он использует информацию, полученную от клиента, и на основании его предпочтений, целей и отношения к риску, предлагает готовый инвестиционный портфель. Процесс полностью автоматизирован и построен на базе математической модели.

Управление портфелем сервис также берет на себя — он мониторит рынок и отвечает за регулярную перебалансировку. Клиент может просто следить за движением денег на балансе и при желании в любой момент их вывести.

Если же сервис предлагает выбор из готового перечня портфелей или отбор акций по определенным признакам, то робо-эдвайзером он не является.

Например, в приложении Тинькофф Инвестиции есть инструмент для отбора акций по заданным параметрам — то есть фильтр с критериями: валюта, рекомендации аналитиков, наличие регулярных дивидендных выплат, известность компаний по мнению клиентов «Тинькофф», рост выручки, капитализация. После настройки всех критериев клиенту предлагаются акции компаний, которые можно купить с помощью брокерского функционала сервиса.

Похожим образом работает и сервис Альфа-Капитал. Робот, основываясь на результатах стандартного тестирования, может сгенерировать оптимальный, по его мнению, состав активов. Но покупать или менять структуру портфеля клиенту придется уже самостоятельно.

Почему важно не путать робо-эдвайзинг с другими сервисами и не замыливать это понятие?

Сервисы, только выдающие себя за робо-эдвайзеры, обычно оправдывают «ручное» управление активами тем, что люди все еще не готовы доверять свои деньги роботам и опасаются программных сбоев.

На деле, когда сервис требует от клиента подтверждения каких-то действий по выбору активов или перебалансировке, это значит, что ответственность переносится с самого сервиса на клиента. Новичку сложно принимать такие решения самостоятельно, он вряд ли может предугадать поведение рынка или понять, когда продавать активы, а когда покупать. Поэтому, пользуясь услугами псевдо-эдвайзера, неопытный инвестор рискует или вовсе потерять деньги, или — заработать меньше, чем мог бы.

Почему настоящий робо-эдвайзер берет все задачи на себя:

1) Роботы умеют работать с рисками (на самом деле, уже сейчас лучше людей)

С автоматическим помощником человеку не нужно думать, хороша та или иная инвестиция или нет. Минимизировать риски можно только с помощью оптимального состава портфеля — когда в нем обязательно найдутся «звезды», которые вытягивают все неудачные вложения.

Составить такой портфель самостоятельно очень сложно. А робо-эдвайзеры подбирают активы с помощью модели, которая умеет оценивать риски и доходность активов при разных экономических сценариях.

2) У алгоритма нет эмоций

Робо-эдвайзеры рациональны, объективны, а их решения математически обоснованы. Очень часто реальный доход от инвестиций оказывается в разы меньше просто из-за паники неопытного инвестора, который, поддавшись эмоциям, идет на необдуманные сделки, за которые потом платит приличную комиссию. Алгоритм принимает такие решения самостоятельно, действует только на основании данных и паниковать не умеет.

3) Автоматические помощники «умнее»

Еще одно преимущество робо-эдвайзера — данные. Например, чтобы выбрать подходящий состав портфеля и оценить риски, алгоритм анализирует огромный массив исторических данных и современные тренды.

С развитием технологии список этих преимуществ, я полагаю, будет расти. Одно понятно уже сейчас — чем меньше рычагов влияния остается у человека, тем рациональнее и прозрачнее становится процесс инвестирования. Только точный алгоритм может разорвать замкнутый цикл ошибочных покупок и продаж, основанных на жадности или страхе. А удобный и дружелюбный сервис — превратить управление портфелем из попытки пробиться через дебри непонятных терминов и графиков в рутину, которая приносит деньги.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Маргарита Хохлова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 12, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 49397, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 29 Oct 2018 10:50:15 +0300" }
{ "id": 49397, "author_id": 175553, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/49397\/get","add":"\/comments\/49397\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/49397"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119 }

1 комментарий 1 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }