Как поднять деньги в Долине за 21 день

В последнее время ко мне всё чаще обращаются за помощью в поднятии раунда в США. Совершенно не понимаю, в чём тут сложность. Ведь это легко сделать за пять шагов.

  1. Мутите стартап.
  2. Проходите YC.
  3. Скачиваете SAFE и рассылаете его инвесторам.
  4. ????
  5. PROFIT!!!
Раньше выглядели добрее

Для тех, кто остался читать и не верит в лёгкие пошаговые рецепты для сложных задач, я попробую рассказать про реальность, которая лежит по ту сторону успеха. Что же, на мой взгляд, требуется от стартапа и фаундеров для подъёма инвестиций в США?

По ту сторону кремниевой радуги 🌈

Почему мало кто рассказывает реальные истории успеха?

Во-первых, зачем людям портить красивую историю о радужной Калифорнии (и о себе успешном) историями унижений, скитаний и отчаяния?

Во-вторых, зачем кому-то делиться хаками, за счёт которых вы станете таким же крутым, как и они?

В-третьих, мало кто рассказывает про свои исходные данные и другие unfair advantages.

В-четвёртых, множество этих историй придуманные или сильно преувеличенные!

Первое правило, которые все усваивают, заглянув на одну ступеньку выше в социальном лифте, это то, что нужно излучать исключительно успех, как бы лицемерно это ни выглядело.

Самые полезные советы я получил при личных встречах (как говорится — не под запись) и читая между строк.

Когда рейзить

Для подъёма денег или выхода на новый рынок вы должны знать ответ не только на вопрос «Как?», но и «Когда?». Правильно выбранное время, правильное состояние компании, наличие ресурсов, фаундеры с подготовкой — это 50% успеха закрытия раунда. При правильном тайминге ответ на вопрос «Как?» действительно становится делом техники и позволяет все свести к определенным шагам.

Не пытайтесь обмануть судьбу, надеясь, что вашу гениальную идею и красивые глаза оценит какой-либо инвестор. Трезво оценивайте мотивацию человека, который даёт вам деньги, — это возврат на инвестиции и PR.

Команда, команда и ещё раз команда

Все посевные инвестиции начинаются с того, что у основателей должны быть общепризнанные навыки в той индустрии, где они собираются строить бизнес: победители хакатонов, соревнований, учёные степени, научные и бизнес-публикации, соответствующий большой опыт работы.

Startup — Growth

Если у фаундеров нет суперсильного бэкграунда, то единственный показатель, который будет открывать вам двери, — рост. И не обязательно, чтобы этот рост был в выручке — достаточно показать его в активных пользователях . Обозначить, что вы умеете привлекать пользователей и удерживать их. Всё, что растёт медленнее 5% в неделю на протяжении последних трёх месяцев (а лучше шести), будет достаточно сложно отстоять.

Технология

Давайте не будем тешить себя иллюзиями, что tech-гиганты не смогут повторить то, что вы создали. Уже давно подавляющее число технологий стало commodity, и единственный шанс для стартапа — получить технологическое окно на несколько месяцев, пока кто-то из игроков рынка это не повторил.

Деньги

Да, вот так тупо. Вам нужны деньги на собственное существование, содержание сотрудников и фрилансеров, поездки и бизнес-встречи, оплату сервисов и серверов. В голове должно быть понимание, сколько ещё недель вы сможете существовать в подобном режиме.

Перейдем к вопросу «Как?». Ниже я только частично затрону часть вопросов, так как это темы для отдельных статей. Вы в комментариях можете высказаться, какую из тем требуется раскрыть более полно.

Компания и счёт в США 🏢

Не надо чудить по части инкорпорации — Delaware C Corp и точка. Первичный набор документов, подготовленный самостоятельно, обойдётся примерно в $300 и достаточно большое количество времени. Если у вас есть желание заняться этим квестом — есть прекрасная статья. Через адвоката практически все документы можно получить за $1000–$2000, и если вы сейчас не готовы заплатить такую сумму, то, возможно, вы ещё не готовы к открытию компании в США.

Сам использовал и много хорошего слышал о Gust, Clerky и LawTrades. Но пришёл к выводу, что в результате дешевле будет заплатить не самому титулованному юристу и снять с себя эту мороку.

По поводу открытия счёта всё немного сложнее. Никакие сервисы вроде Stripe Atlas (соседство России с Сомали в списке особенно веселит) не помогут с удалённым открытием счёта. Придётся появиться в США и предоставить в банк так называемый proof of address (какой-нибудь счёт за телефон или электричество).

Есть посредники, которые помогут вам открыть счёт на их имя (или на имя вашего знакомого, проживающего в США) на несколько месяцев, но после этого вам всё равно придётся наведаться в США.За легальность и безопасность такого метода я не ручаюсь.

В любом случае поездка в США для подъёма денег — is the must! Никто не будет давать вам деньги, если партнёр лично не общался с вами и вы как основатель не планируете находиться значительную часть времени в США.

SAFE (Simple agreement for future equity)

Если инвестор не хочет вкладываться в вас в отсутствии лида, то сказать ему «давай SAFE» вряд ли поможет. Инвесторы прекрасно знают о таком инструменте и сами предложат его, если захотят вложиться в вас.

Основная причина, почему в вас не хотят вкладывать без лида, — отсутствие уверенности, что вы закроете раунд, достаточный для вашего выживания. Поэтому все инвесторы так любят делать follow-on (присоединяться к раунду), когда основной инвестор взял на себя удар.

В ситуации, когда вы как банка с мёдом, и инвесторы слетаются на вас, как пчёлы, вы, конечно, можете принимать деньги хоть по телефону, спрашивая номер карточки инвестора, скачав шаблон SAFE из интернета. Но давайте будем реалистами — если на начальном этапе вы не будете руководствоваться принципом “follow the money”, то шансов выжить у вашего бизнеса мало.Тем более если вы будете «слать в жопу» тех, кто просит и discount, и cap.

Вам придётся рассматривать достаточно много экзотических предложений, и вашей задачей будет вычеркнуть большинство условий, которые совсем не соответствуют рынку. Самостоятельно разобраться во всех дебрях перед подписью документа практически невозможно, поэтому дойдя до определённой стадии переговоров, вам потребуется помощь юриста.

Ещё к недостаткам SAFE я бы отнёс то, что если вы делаете несколько разных SAFE — это проблемы, отложенные на потом. Все конвертации на priced round добавят большое количество головной боли, за которую придётся заплатить вам из кармана компании.

Где поднимать деньги

Долина и Нью Йорк. И порой в Нью Йорке сделать это легче.

Как устроен фонд

Вы должны понимать, как устроена фирма, от которой вы привлекаете деньги, о чём можно и нужно спрашивать на стадии переговоров. Это покажет то, что не только к вам присматриваются, но и вы присматриваетесь к фонду. Раскрою эту тему в отдельной статье.

Метрики

Вы обязаны знать все показатели, характерные для вашего бизнеса. Но не стоит с ними усердствовать и вырисовывать детализованный бизнес-план. Со мной был курьёзный случай, когда я объяснял выпускнику YC, как же ему подсчитать churn rate и retention! Опять-таки подробнее о метриках будет в следующих статьях.

Outro

В этой короткой статье мне удалось по верхам затронуть тему инвестиций в США. Если вам интересна тема посевных инвестиций, то буду рад вашей поддержке, репостам и комментариям о том, какую тему раскрыть подробнее. Интересны ли вам байки из стартаперской жизни?

👏 Буду рад вашим отзывам!
Чтобы следить за новыми статьями — ссылки на Medium и Facebook. 💖

0
50 комментариев
Написать комментарий...
Mike Espoo

Сложность вот в этом "Проходите YC".
Что делать если они отказывают?

Еще одна сложность, на что ехать в США и жить там ища инвесторов 3 месяца?

По поводу https://vc.ru/flood/23093-company-in-usa
А ничего что ребята опустили один момент?
То что они по сути сделали регистрацию фирмы находясь в YC?
Им и stripe открыли потому что за них замолвили словечко в YC.
Есть большая разница между открыть фирму в три шага сидя в России и открыть фирму находясь в YC.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Melanin
Автор

Ты серьёзно не понял сарказма?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Нет не понял.
P.S.:
Есть разный тип людей, я отношусь к тем, которые любят результат и не любят шуток и сарказма.
Можете поясните, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey V

Бро, если ты не любишь шуток и сарказма, то комментарии к статьям vc.ru не для тебя ;)

Тут 99% коментов - это квинсистенция сарказма. За это мы vc и любим!

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Мне кажется, что шутки и бизнес из разных стихий.
Хотите шутить - идите в цирк, хотите делать бизнес - будьте любезны вести себя серьезно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey V

Эээ? Почему шутки и бизнес это по разное?
Юмор реально спасает, когда кажется что «все пропало»

И да писать комменты vc != делать бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Alexey V

Но сарказм я все же объясню

Автор пишет, что если не попасть в YC, то привлечь деньги сложно и это мутный процесс.

Пройти в YC очень сложно, но автор называет это простым делом и в этом и заключается сарказм ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tim Raiter

Михаил, лично мы спокойно открыли счет в Stripe находясь в России в 2014. Затем спокойно зарегистрировали компанию в Delaware и открыли счет в SVB в 2015. Впервые оказались в радужной Калифорнии в 2016. Вы правда верите, что YC помогает счета стартапам открывать?)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

"Михаил, лично мы спокойно открыли счет в Stripe находясь в России в 2014."
Ну попробуйте сделать тоже самое сейчас. Я уже 3-ий год веду переписку со stripe на эту тему и был наверное первым кто к ним обратился по поводу Stripe Altas, все дошло до оплаты 500$, как вдруг их менеджер с удивлением для себя мне написал, что оказывается для России они не предоставляют услуги.
"Вы правда верите, что YC помогает счета стартапам открывать?)"
По той инфе, которая у меня есть от ряда основателей, это делал не сам YC, а представители
stripe специально для стартапов из YC и то некоторое время.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Raiter

Погодите, Stripe и Srtipe Atlas это совершенно разные услуги. Stripe Atlas не открыть российскому фаундеру, тем более из России. Stripe подключить к своему сервису и компании, зарегистрированной где бы то ни было — нет проблем. Но Atlas нафиг не нужен, ровно 2 дня занимает открытие юрлица в США через юриста в США.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Личный опыт: 1.5 месяца юристы из австралии прорабатывали вопросы регистрации фирмы, получение счета и stripe в нз, все закончилось тем что без моего переезда ничего не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Raiter

Я полгода назад открыл счет и компанию без выхода из дома. Юристы из Австралии не нужны. Нужен юрист в США и SVB (если вас одобрят). Если есть возможность приехать в США, то на месте можно счет открыть во многих банках. Но Stripe открывали раньше вообще удаленно для любой компании в том числе из EC.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Рад что svb все еще работает с нашими.
А сколько по деньгам все обошлось?
Впринципе это все без stripe и paypal не нужно, а они задолбают по вопросу локации фаундеров.

Ответить
Развернуть ветку
Tim Raiter

Как много раз писали: юрист берет от $1000-2000 за открытие и подготовку всех основных документов. С SVB стало сложнее — факт. Да и сам банк мне не очень нравится.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

А что именно не нравится?
В чем Вы видите усложнение?

Ответить
Развернуть ветку
Tim Raiter

Стало сложно открывать счета, в том числе новые для старых клиентов. Мне не нравится интерфейс. Очень дорогие проводки. Для другой компании открыли Chase, на порядок удобнее. Но пришлось в банк зайти. Вариант приехать в США и все сделать на месте — самые правильный. Поднять деньги за 21 день в долине почти невозможно, хотя я видел пару примеров очень быстрых сделок. Но вы добавьте немного позитива себе в mindset, если в солнечную Калифорнию собираетесь)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Если честно собрался на работу на пол года забугор чтобы решить этот вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Пупкин

Ответьте пожалуйста на вопрос:
Если я правильно понял - вы гражданин России, проживающий в России, удаленно зарегистрировали компанию в США.

1) Счет в SVB открывали удаленно или ездили в США? Банк требовал подтверждение адреса в США?

2) Stripe при подключении требовал подтверждение адреса в США? То что учредители из России не возникало проблем? У вашей компании есть операции в Росcии?

Ответить
Развернуть ветку
Tony Urban

Компанию можно зарегистрировать онлайн

Ответить
Развернуть ветку
Mazko Alex

Что такое YC?

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo
Ответить
Развернуть ветку
Mazko Alex

Уже нашел, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Игнат Смирнов

Но ведь там же в лоб было написано, что это буллщит

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

Да хорошая статья, я разве спорю.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Мне непонятно, почему Делавэр?
То, что там налоги = 0 - это понятно, в Техасе, Флориде и Аляске они тоже 0.
Но вы собираетесь иметь на территории США реальный офис, нанимать реальных менеджеров? Если да, то это все будет на территории Делавэра? В конце концов, как фаундер, как ключевой сотрудник, вы собираетесь жить с семьей в Делавэре?
Или я не так все понимаю?

И еще вопрос и з разряда фантастики... Ок, вы вышли на IPO спустя трудные годы... И ваш акционерный капитал уже не 100$ - что с налогами в Делавэре?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Gluhov Bezuhov

на саммо деле деаверский стартап нужен якобы потому что инвесторам легче в него инвестировать - в реальности - если вам нужно просто вести бизнес в US - делавер не сильно поможет - это дорогой штат для инкорпорирования - будете баксов 800 в год отдавать. Есть дешева монтана например - где 20 баксов в год.

Причем по сути инвесторам все равно - где у вас юр лицо - главное то не это. Вы в случае инвестиций можете вообще все активы перетащить на любое другое лицо, или ключевые элементы - как домент и бренд иметь на делаверском лице и за счет этого перечислять на него всю прибыль.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Анастас Капаниди

Налоги платятся по месту ведения бизнеса. Условный Амазон будет платить налоги на прибыль на федеральном уровне, уровне штатов (кроме тех, в которых нет налога на прибыль типа Вашингтона, штат, не город) и, теоретически, на муниципальном уровне (но в большинстве городов такого налога нет). Делавер — потому что там самое развитое корпоративное законодательство, на котором они уже две сотни лет специализируются.

Ответить
Развернуть ветку
Bucky Bucks

Delaware это правильно работающие корп. суды и мало лишней бюрократии. Это де факто стандарт для стартапов

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sokolukhin

В Делавере самая богатая судебная практика по корпоративным делам.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Melanin
Автор

Решайте вопросы по мере поступления. Право в Делавэр одно из самых изученных и каждый корп юрист в США знает его – поэтому никаких сюрпризов для инвесторов и именно его они будут выбирать. По оптимизациям налогов в любом случае придется консультироваться со специалистом и да в Делавэр в итоге они не самые маленькие.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Volc O'Hara

например, потому что есть инвесторы. И они все знают про Де. А про корп законодательство во Фл знает тот, кто там пробовал. То есть в лучше случае 5%

И никакого схематоза нет, многие очень большие компании имеют там инкорпорацию. И всем хорошо - Де берет свои копейки за юридическое обслуживание. А штат с офисом компании получает свои налоги за местный бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

как раз если в Де иметь офис, то налоги не будут 0.
Так что корп лучше иметь в Де, потому что у них лучшее корп законодательство, а вот офис иметь поближе к инвесторам

налоги останутся 0 в Де, даже когда будет IPO, если туда офис не перевезли. Если офис там есть, то налог 8.7% на доход из Де.

И, кстати, стоит помнить, что Де еще берет годовой налог на количество выпущенных акций

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergey Gluhov Bezuhov

дело в том, что стартапы не ведут деятельность в калифорнии. А если ведут открывают другое лицо - платят калифорнийские налоги, но принадлежат мамке в делавере. Они платят мамке за использования бренда всю прибыль. Именно так в америке уходят от налога на прибыль.

На самом деле сейлс такс при нексусе тоже большая история - с однй стороын его надо платить - но никто это не контролирует. То есть если вы продаете что то онлайн жителю калифорнии - вам возможно надо платить сейсл такс и брать его с клиента - но контроля - ноль

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Volc O'Hara

в штатах очень много построено на доверии. И аудит бывает достаточно нечасто.
И это вообще решение компании, что именно является расходом компании. Это, так скать, теория.

Практический же ответ - за такую схему возьмут за задницу достаточно быстро (ну с миллионом продаж в год никто не станет заморачиваться, но выйди на приличный объем и обана)

Что не так с этой схемой:
Если офис в кали - значит бизнес ведется в кали. Где именно была инкорпорация никому не интересно. Более того, нужно еще зарегистрироваться как foreign entity в этой самой кали. То есть все калифорнийские налоги по полному. А если не зарегистрировался и не платишь налоги штата - айяйяй. Это, знаете ли, так фрод. И тюремный срок.
Если же иметь две компании и одна платит за бренд (да хоть за уши от слона), то владелец бренда (ушей от слона) получил прибыль и тогда платит по месту нахождения своего офиса. В описанном случае просто перекладывание прибыли из кармана в кали в карман в Де и налоги в Де (flat 8.7% вместо 8.84)

Не брать сейлс такс с калифорнийцев, когда офис в кали, просто глупо - оно нужно так по мелочи нарываться?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Volc O'Hara

если это pop-n-mom shop, то лучше регистрироваться там, где живешь. Если же подумать об инвесторах и работе и возможных офисах в других штатах, то Де выигрывает сразу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Volc O'Hara

развитость корп права там во всем. Как вы, вероятно, знаете, штаты имеют прецедентное право. Что в частности означает - чем больше кейсов, тем проще разбирательство. А разбирательство штука дорогая, лоер начинается с 300 в час (поэтому, например, я не верю в лоерские пакеты регистрации корп за 300)

Инвестор тоже не желает вникать в мелкие частности корп права в какой нить вирджинии. Поэтому стандартный SAFE всегда написан для Де

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Volc O'Hara

никак.

1. надо смотреть на цифры
2. чиста теоретически, может в СФ и уменьшается (хотя я не верю, что оно пойдет во Фл), потому что цены в СФ уже запредельны

ну и что? Все равно это останется SAFE и в Де

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

да, налоги платятся в Кали, конечно же.

Ответить
Развернуть ветку
Renat Badgiev

В Delaware налоги ноль?
Можно уточнить какой именно налог там нулевой, крайне любопытно?

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

sales, но к стартапам это имеет мало отношения

Ответить
Развернуть ветку
Renat Badgiev

Почему?

Ответить
Развернуть ветку
Volc O'Hara

потому что salex tax то, что платит покупатель в этом штате. И стартапу ни жарко, и ни холодно

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Все говорят: "Ака, а как поднять бабла?"

Ответить
Развернуть ветку
Max A. Glukhov

Эм... только начал читать, а статья как двухминутный трейлер к фильму. Полная версия будет? Тема интересная.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Melanin
Автор

Будет! Буду выкладывать на medium и в facebook.

Ответить
Развернуть ветку
Хомо Сапиенс

Ждем с нетерпением!

Ответить
Развернуть ветку
Serge Sokolov
Ответить
Развернуть ветку
Vassiliev Anton

Первые три пункта я понял а вот 4ый пункт вызывает к меня вопросы

Ответить
Развернуть ветку
Mike Melanin
Автор

Он самый могучий!

Ответить
Развернуть ветку
47 комментариев
Раскрывать всегда