Финтех-хакатон внутри компании — собственная фабрика стартап-проектов
Крутые идеи и инициативы, как известно, рождаются внутри хороших самоорганизующихся команд. Чтобы их добыть и включить в копилку функционала цифровых продуктов, в Ак Барс Цифровые Технологии мы провели внутренний хакатон. Какие идеи были рождены в недрах цифровой лаборатории, и что получили победители — читайте под катом.
Раскрыть внутренний творческий потенциал
Часто компании, которые работают в направлении финтех и используют гибкие методологии разработки, испытывают давление со стороны бизнеса и находятся в постоянной спешке в предельно жестких итерациях. В таких условиях компании часто упускают инновационную составляющую и возможность всецело раскрыть творческий потенциал команд.
Банк работает в методологии SAFe, каждый квартал мы проводим спринт инноваций и планирования (Innovation and Planning Iteration). Его цели — исследования и апробация инноваций, новых подходов к разработке и инженерных практик, улучшение используемого командой инструментария, обучение, а также подготовка и проведение очередного PI-планирования.
В рамках такой итерации мы и провели внутренний хакатон в команде онлайн-банкинга.
Когда готовили внутренний хакатон, мы планировали:
- Апробировать инновации и развить продукты компании
- Найти и внедрить новые технологии для наших финтех-решений
- Укрепить горизонтальные связи в команде
- Повысить мотивацию команд разработки
- Создать атмосферу свободы творчества
Свободный график и круглосуточный доступ в офис
Во время проведения нашего 3-дневного хакатона у ребят была возможность круглосуточной работы над своим проектом в комфортной обстановке с завтраками, обедами и снеками. Мы сформировали 8 творческих команд (в общей сложности 50 человек).
Команды получили свободу выбора идей, технологий, инструментария и внутренних ролей. Проекты создавались 3 дня, в последний из которых ребята продемонстрировали результат.
Жюри хакатона оценивало решения по таким критериям, как:
- Актуальность и ценность идеи (полезность), которая может выражаться в деньгах, возможностях для бизнеса, охвате аудитории, оптимизации внутренних процессов и т.п. Команды должны были самостоятельно определить, что является ценностью.
- Реализуемость идеи — насколько идея технически реализуема и реалистична.
- Полнота реализации — насколько детально технически решение проработано командой за время хакатона.
- Технологическая инновационность, например, использование технологий передачи данных голосом (data over voice), новые способы выполнения обычных операций — денежных переводов (AirDrop, Bluetooth и пр.), открытых API (Open API) и т.п.
- Презентация решения — насколько интересно и качественно презентовано решение.
В состав жюри хакатона вошли лидеры технологических направлений, продуктового менеджмента и розничного бизнес-блока.
8 проектов по развитию мобильного банкинга
- Открытый API для Ак Барс Онлайн 3.0 с возможностью настройки правил безопасности и управления разрешениями. Большинство современных технологических трендов обусловлены открытыми программными интерфейсами (API — application programming interface — интерфейс прикладного программирования). Команда хакатона спроектировала доступ посредством API к разделяемым данным клиентов банка. Например — информации об истории выполненных транзакций, о балансе карт, а также данные о счетах клиента, которые, в частности, могут быть использованы для инициирования выполнения новых платежей. Ребята разработали и продемонстрировали примеры интеграции этого API с Telegram и Google Assistant. Открытый API к системам банка, а также «песочница» для сторонних разработчиков, делают банк привлекательным для стартапов, которые смогут заточить свои пилотные продукты под API банка. Это в перспективе позволит нам существенно ускорить развитие важных проектов, в частности, наши стратегические партнеры и клиенты могут сами встраивать банковские функции в свои приложения и системы наиболее удобным для себя способом. Одним из таких продуктов может быть универсальный мобильный банк, объединяющий в себе личные кабинеты клиента разных банков. В целом, решение в перспективе позволит расширить каналы распространения продуктов и сервисов банка, а также может дать значительный прирост клиентской базы.
- Прототипы решения по геймификации в Ак Барс Онлайн 3.0. Цели проекта — повысить интерес и мотивировать клиента использовать продукты банка. После выполнения специальных заданий пользователь получает очки опыта. Ими можно оплачивать услуги связи, создавать шаблоны платежей, открывать счета-копилки и т.п. Клиент может получать новые уровни (статусы) в зависимости от количества набранных очков опыта. Эти баллы пользователь может использовать, например, для оплаты банковских продуктов и услуг, а также получения повышенного кэшбэка от партнера.
- Авторизация в Ак Барс Онлайн Web с помощью мобильного приложения Ак Барс Онлайн 3.0. Решение призвано упростить процедуру авторизации в личном кабинете Ак Барс Онлайн. Предлагается новый способ авторизации в веб-версии Ак Барс Онлайн — по номеру телефона. После ввода номера телефона клиенту приходит пуш-уведомление с сообщением о попытке входа в веб-версию. Остается лишь подтвердить вход одним касанием. При этом не нужно помнить свой логин, пароль или реквизиты банковской карты. В перспективе решение может быть использовано в едином сервисе авторизации, который может объединить мобильный банк, платформу лояльности GoPoints и другие партнерские сервисы.
- Финансовый шаринг — добавление в мобильный банк удобного инструмента для разделения расходов между участниками группы и их контроля. Если все члены группы находятся рядом, то они могут связать свои гаджеты с помощью Bluetooth/Wi-Fi. Технология сопоставляет найденные устройства со списком друзей и предлагает пользователю контакты для создания группы. При этом в решении прописаны удобные механизмы для добавления счета или чека прямо в группу, разделения счета на всех участников, а также механизмы контроля оплаты с уведомлениями.
- Ак Барс Милосердие — мобильное приложение для отправки денег на благотворительность под конкретные нужды благотворительных фондов.
- Конструктор ботов для чата (aimee) с возможностью конструировать сложные сценарии и обучаться на основе данных из редактора. Решение может быть использовано колл-центром для создания собственных сценариев с использованием удобного user-friendly интерфейса конструктора.
- CI/CD pipeline as code. Проект направлен на оптимизацию внутренних разработок. Решение предполагает новый еще более улучшенный подход к разворачиванию и запуску приложений.
Победителю — командный приз — XBox
Победителем хакатона была признана команда, представившая проект открытого API для Ак Барс Онлайн 3.0. В качестве главного приза они получили XBox. Теперь в свободное время игровая консоль доступна не только для членов этой команды, но и для всех сотрудников, потому что ребята установили его в зоне отдыха в офисе.
В цели хакатона не входило сделать отсев проектов, поэтому не только у проекта-победителя есть перспектива на дальнейшее развитие. Все сгенерированные в процессе IT-решения в той или иной мере станут частью онлайн-банка и будут включены в будущие продукты.