{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

У 58% проектов доход — $5 000, у 1,6% — свыше $1 млн: стартап-хаб Imaguru представил отчет «Стартапы Беларуси»

Беларусской стартап-экосистеме от силы лет восемь. Тем не менее в стране уже есть громкие истории успеха и достижения. Только за прошлый год беларусские стартапы привлекли $85 млн. 8 стартапов попали в международные акселераторы. Стартап-хаб Imaguru открыл Академию бизнес-ангелов. Google купила компанию AI MATTER, то есть произошел полноценный acquisition.

Татьяна Маринич

Во время международной конференции Всемирная неделя предпринимательства Татьяна Маринич, CEO группы компаний Belbiz, презентовала полноценное исследование беларусской стартап-экосистемы, пишет сайт bel.biz. Это первый подобный отчет, который дает представление о новом зарождающемся секторе беларусской экономики — технологических стартапах.

Исследование подготовлено в рамках проекта AID-Vеnture по развитию венчурной экосистемы Беларуси, который Группа компаний Belbiz реализует при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

В беларусском законодательстве не закреплена форма регистрации компании «стартап». Поэтому точной статистики о количестве стартапов в Беларуси нет. На основе пятилетнего опыта работы стартап-хаба Imaguru и его партнеров (инвесторов, центров поддержки, образовательных компаний) была создана база из 1000+ компаний. Авторы исследования полагают, что эта цифра — первое предположение о количестве стартапов в Беларуси. Imaguru направил приглашение принять участие в опросе всем участникам этой базы. 214 (21,4%) респондентов ответили на вопросы анкеты.

Итоги 2017 года для стартапов

Прошлый год стал одним из лучших с точки зрения объема инвестиций для стартап-экосистемы Беларуси. Беларусские команды привлекли около $85 млн инвестиций.

Крупнейшие сделки:

  • WorkFusion привлек $35 млн инвестиций в раунде D от группы компаний во главе с венчурным фондом Georgian Partners.
  • PandaDoc привлек $15 млн в рамках раунда B от фондов Rembrandt Ventures Partners, Microsoft Ventures, HubSpot и др.
  • Flo привлек $5 млн от фонда Flint Capital и бизнес-ангела Натальи Водяновой.
  • Banuba получил финансовую поддержку в $5 млн от инвестиционного фонда Larnabel Ventures и инвестиционной компании VP Capital.

Общие данные о стартапах

Средний возраст беларусского стартапа —менее трех лет. Это коррелирует со статистикой о компаниях подобного типа в ЕС, где средний возраст стартапа — 2,4 года.

Почти половина беларусских стартапов (42,9%) имеет двух основателей. Но у 19,5% стартапов — всего один фаундер. Это также в целом совпадает с европейским трендом, где предприниматели-одиночки создают чуть более 20% стартапов.

Большинству стартапов принадлежит более 75% доли компании. 6,5% респондентов владеет миноритарной долей менее 25% компании. На ранних стадиях инвестирования бизнес-ангелам или акселераторам принадлежит не более 20% стартапа. Так фаундеры сохраняют контроль и мотивацию развивать свою компанию.

Доля компании, находящаяся в собственности учредителя

Около половины всех стартапов (45,9%) имеет работающий прототип и команду, менторскую поддержку. Каждый четвертый работает на рынке, имеет клиентов. Это хороший показатель для рынка, на котором почти половина компаний работает менее года.

Самые популярные отрасли среди стартапов — SaaS, искусственный интеллект, финтех, игры и развлечения.

Чуть более 10% стартапов разрабатывают продукты с использованием технологии блокчейн.

Отрасли, в которых работают стартапы

Для более чем половины фаундеров самая актуальная задача — поиск финансирования, продажа и привлечение клиентов.

Экономическая эффективность стартапов

Большинство беларусских стартапов работает в сфере b2b. Их основные клиенты — частные компании и корпорации. Данный показатель близок к европейскому — например, в Польше он составляет 76%.

Практически каждый третий стартап имеет доход. Более 20% получают доход ежемесячно. Но большинство стартапов пока не имеет дохода, что может быть объяснено ранней стадией развития компании.

По мнению авторов исследования, доход по итогам первого года работы для стартапа — хороший показатель развития компании. Например, в Польше 30% стартапов не получает дохода и 41% — имеет регулярный доход.

Уровень доходов стартапов

При этом у 58% стартапов на момент исследования доход составил до $5 000. А у 1,6% — свыше $1 млн.

В целом респонденты неохотно делились информацией о финансовой составляющей своей деятельности. Рассказать об этом согласилось лишь 32% респондентов.

Самая популярная бизнес-модель — SaaS (Software as a Service). Её использует более четверти респондентов. Другие распространенные модели — прямая продажа потребителю, подписка на приложение и торговая площадка в интернете.

Больше половины стартапов (56,3%) реализует свои услуги и продукты на внутреннем рынке. Около трети нацелено на рынок России и Европы. На глобальном рынке работает 37% опрошенных стартапов

Беларусские стартапы пользуются выгодным географическим положением страны, которое позволяет работать как на восточном, так и на западном рынках. Большинство стартапов, которые работают в Беларуси, делает это на ранней стадии тестирования продукта и его вывода на рынок.

Подробнее о результатах исследования, в том числе источниках финансирования, команде, портрете основателя, читайте в отчете «Стартапы Беларуси».

0
2 комментария
Mike Espoo

Тема не особо раскрыта, но в целом очень даже хорошая.
Не вижу повода минусовать.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov
ai, fintech, blochain, big data
Но большинство стартапов пока не имеет дохода

почему меня так забавляют все эти темы)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда