Челябинская компания отсудила у «Тинькофф банка» 1,6 млн рублей, списанные при закрытии счёта по инициативе банка Статьи редакции

Условия обслуживания «Тинькофф банка» позволяют ему забирать комиссию в 15% при закрытии счёта, если клиент не предоставил пакет документов по запросу.

Московский арбитражный суд Москвы частично удовлетворил иск челябинской компании «УралРезерв», у которой «Тинькофф банк» списал 1,6 млн рублей комиссии за вывод денег со счёта после закрытия счёта по инициативе банка. На дело обратил внимание сайт «Финсайд».

В решении суда говорится, что «УралРезерв» открыл расчётный счёт в «Тинькофф банке» в марте 2018 года. 19 апреля компания подала в банк распоряжение о переводе денег по платёжному поручению ИП Устюгова Александра Александровича.

На следующий день, 20 апреля в 10:00 «УралРезерв» получил от банка просьбу предоставить документы в рамках 115-ФЗ — закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк попросил выслать документы в срок до 16:00 20 апреля — то есть в течение шести часов. В частности, «Тинькофф банку» понадобились:

  • договоры с пятью контрагентами, с которыми компания проводила операции в «Тинькофф банке», среди них был ИП Устюгов Александр Александрович, после перевода которому банк запросил документы;
  • информационное письмо с данными о том, как формируется выручка и прибыль, каким образом осуществляется поиск контрагентов, производится ли привлечение сторонних лиц и компаний с целью осуществления деятельности, какова фактическая численность персонала и другой информацией;
  • копия налоговой отчетности за последний отчетный период с отметками о принятии (при наличии) и другие документы.

«УралРезерв» выслал все запрашиваемые документы 20 апреля, но два договора были отправлены позже 16:00.

Около 16:45 «Тинькофф банк» сообщил компании о прекращении дистанционного обслуживания и необходимости закрыть счёт. При этом компания могла разово вывести все деньги из личного кабинета, уплатив комиссию в 15% от оставшейся на счёте суммы.

Банк вправе удержать комиссию по любому из открытых расчётных счетов в размере 15% от суммы перевода за перечисление остатка денежных средств в связи с закрытием расчётного счета клиента в случае непредоставления либо ненадлежащего предоставления клиентом документов и информации, запрошенных банком в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

из пункта 5.9 условий комплексного банковского обслуживания (УКБО) юрлиц и ИП «Тинькофф банка»

«УралРезерв» не согласился с условиями банка и отправил претензию, однако в «Тинькофф банке» пояснили, что действуют в рамках 115-ФЗ, так как компания не предоставила запрашиваемый пакет документов. При этом список непредоставленных документов в банке не уточнили.

Суд решил, что «УралРезерв» не мог предоставить все документы в срок, потому что компании дали на это слишком мало времени. По мнению суда, срок предоставления документов не регламентирован банком, а значит, устанавливается для каждого клиента индивидуально.

Анализируя последовательность действий банка, а также неисполнимый срок для представления документов по запросу, суд приходит к выводу, что при изложенных обстоятельствах банк применил комиссию в отсутствие на то оснований. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не доказан факт правомерного и обоснованного применения к истцу комиссии по пункту 5.9 УКБО.

из решения суда

Кроме того, по 115-ФЗ «Тинькофф банк» должен был в течение трёх рабочих дней передать регулятору данные о подозрительных операциях клиента. Однако банк не передавал данных об «УралРезерве» в указанный срок, выяснил суд.

Компания требовала от «Тинькофф банка» вернуть 1,58 млн рублей неосновательного обогащения и выплатить проценты, а также покрыть 50 тысяч расходов на адвоката. Кроме того, компания потребовала признать недействительным пункт 5.9 УКБО банка.

Суд постановил выплатить «УралРезерву» требуемые деньги, но часть иска о правилах банка не удовлетворил.

В «Тинькофф банке» сообщили vc.ru, что будут обжаловать решение в вышестоящей инстанции.

0
316 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Дроздов

Какой-то сюрр. У вас есть 6 часов чтобы предоставить нам документы или мы украдём у вас 1,6 млн.

Ответить
Развернуть ветку
Rimma Simonova

Мне не очень верится, что из-за этих 15 сраных процентов один Тинькофф уже в который раз рискует репутацией. Что-то здесь нечисто, хочется знать что было на другой стороне

Ответить
Развернуть ветку
Всеволод Михайлов

Моему заказчику Тинькофф заблокировал зарплатную карту по той же формулировке, хотя при выплате дивидендов он честно заплатил НДФЛ и был готов предоставить все документы. Ну и кто они после этого? Та же Точка сначала вежливо просит предоставить документы и всегда идет навстречу и подсказывает что нужно дослать, плюс у них есть услуга информирования о предстоящей блокировке счета по решению ФНС, которая стоит всего 200 рублей в месяц. Поэтому каждый раз когда мне предлагают бесплатные три месяца обслуживания в Тиньке - я шлю их лесом.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Бобров

Услуга информирования о предстоящей блокировке счета по решению ФНС - это 5 с плюсом. Обычно такие "услуги" стоят несколько дороже 200 рублей ))

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Вообще это на грани фола мне кажется.
Это как услуга смс оповещения для барыг о выезде гнк :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Бобров

Ну формально фола нет, система работает именно так, что сначала решения появляются в инфо-системе ФНС (открытый доступ), а потом отправляются в банки, а банк не обязан исполнять решение до его получения, хоть и знает о нем. В принципе можно и сервис какой нибудь замутить "по подписке" за 99 р в месяц, "получи оповещение о блокировке раньше чем оно придет в банк". Парсер, боты, сетка адресов и реклама )))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
313 комментариев
Раскрывать всегда