{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Инвестиции в EdTech: стоит ли игра свеч?

Кто и зачем инвестирует в онлайн-обучение, на какие бенефиты рассчитывают инвесторы и почему EdTech будет расти

Запад вежливо уступает дорогу Востоку. Или это только видимость?

По прогнозам консалтинговой компании IBIS Capital, к 2020 году мировой рынок образовательных технологий вырастет до $252 млрд., причем доля Азиатско-Тихоокеанского региона достигнет 54%.

Основная конкуренция разворачивается между Китаем и США – 86% венчурных инвестиций 2015-2017 годов получили EdTech-стартапы из этих стран. Китай лидирует: $3,6 млрд против $2,8 млрд, - Пекин и Шанхай – современные центры EdTech.

Пока Штаты заняты решением проблем кибербезопасности и здравоохранения, Китай целенаправленно инвестирует в EdTech. Как сообщает iResearch, рынок онлайн-образования в Китае достиг в 2017 году $31,6 млрд., а к 2022 году вырастет до $85,8 млрд. К 2020 году китайские власти собираются инвестировать только в EdTech-проекты около $30 млрд. Сектор венчурного капитала в Китае тоже подчинен государственным интересам - в стране действует около тысячи государственных венчурных инвестфондов, контролирующих около $750 млрд.

Американскую сторону в конкуренции за влияние в EdTech представляют транснациональные корпорации, которые инвестируют в развитие успешных EdTech проектов. Например, в 2017 году Google поддержал Coursera, а Microsoft и GE профинансировали совместный проект на edX. Флагманом американских корпораций по-прежнему остается Udacity – платформу поддерживают IBM Watson, Mercedes Benz, Amazon, BMW, McLaren, Google, AT&T.

Не лишены внимания американских корпораций и перспективные стартапы. Недавно Google купил EdTech-стартап Workbench. В 2016 прогремела покупка Google - Launchpad Toys, Apple, конкурируя с Google, в 2016 приобрел LearnSprout.

4 доминанты EdTech

Если говорить о сферах образования, то прежде всего «оцифровка» затронула системы школьного и университетского образования. Активно развиваются МООС (дополнительное профессиональное образование), а также сегмент корпоративных систем обучения.

Еще одним локомотивом развития EdTech являются онлайн-сервисы для изучения английского языка - в данный момент число изучающих английский язык только в Китае превышает население США.

В 2018 году в Юго-Восточной Азии успешно привлекли финансирование языковые онлайн-сервисы:

DadaABC ($100 миллионов, Tiger Global Management, Oriental Fortune Capital, Yonghua Capital, TAL Education Group);

Liulishuo ($100 миллионов CMC Capital Partners, Cherubic Ventures, GGV Capital, Hearst Ventures, IDG Capital). Онлайн-сервисы для изучения английского популярны не только в Азии, но и в других регионах.

Эффективность инвестиций

EdTech - молодая сфера с огромным потенциалом развития, она будет расти в ближайшие десятилетия хотя бы только потому, что население далеко не всех регионов планеты имеет доступ к образованию, а онлайн-обучение - дешевый способ получить знания, не отрываясь от работы. Однако несмотря на перспективность сферы пока высоки риски потери инвестиций: большинство образовательных онлайн-проектов сосредоточены на захвате рынка и расширении аудитории и «проедают» деньги инвесторов – успешные модели монетизации только нарабатываются. В этой гонке в долгосрочной перспективе выживут только те проекты, которые научатся зарабатывать на онлайн-обучении или сохранят привлекательность для разных групп инвесторов.

В связи с этим возникает два вопроса: какие цели преследуют разные группы EdTech-инвесторов и как оценить эффективность работы EdTech-проекта?

Венчурные инвестиционные фонды обычно ожидают прибыль на капитал от 10x до 30x на горизонте планирования 3-7 лет. Существует немало методик оценки перспективности инвестиций в стартап. Не будем повторять азбуку, скажем только что несмотря на молодость EdTech на рынке уже немало примеров успешных выходов инвесторов из проектов. Например, в Пекине действует около 3000 EdTech-проектов, из них 109 единорогов. Активно финансируют EdTech 50 инвестфондов, с 2015 года совершено 6 успешных выходов. В области залива Сан-Франциско (т.н. Bay Area, родина EdTech-лидеров Coursera, Chegg и Udacity) работает 800 EdTech-компаний из них 178 единорогов. В образовательные проекты инвестируют 196 фондов и с 2015 года состоялось 45 успешных выходов инвесторов из проектов.

Интересный подход к оценке эффективности образовательных онлайн-стартапов недавно предложило агентство PR Online, которое провело любопытный сравнительный анализ. По результатам исследования, в число лучших мировых образовательных онлайн-сервисов для изучения языка по эффективности использования инвестиций вошли Busuu, Puzzle English, Duolingo, SkyEng, LinguaLeo, Memrise и Babbel.

Авторы анализировали динамику окупаемости затрат в разработку и развитие проекта. В результате оказалось, что Puzzle English при наименьших вложениях, демонстрирует наилучшие приросты ежегодной выручки относительно объема осуществленных инвестиций среди всех конкурентов, уступая только мультиязычному сервису Busuu.

Вероятно, предложенный PR Online подход будет полезен для венчурных инвестфондов, стремящихся получить прибыль. Но, похоже, что финансовые выгоды не являются единственной целью инвестиций в EdTech.

Государственные инвестиции. Очевидно, что государства, финансирующие развитие EdTech, не планируют возврата инвестиций в классическом смысле. EdTech не самый большой с т.з. инвестиций сегмент, но при этом весьма значимый. Например, китайскому правительству нужны разработчики для реализации программ технологического роста. Поэтому правительство Поднебесной в 2016 году приняло пятилетний план по модернизации китайской образовательной системы и выделило значительные средства для финансирования развития онлайн-образования. За два года страна совершила мощный рывок и, если внимательно проанализировать результаты отчета CB Insights AI 100 за 2018 год, в Китае появилось немало успешных стартапов в сфере робототехники, а также разработчиков межотраслевых решений на базе машинного зрения и распознавания видеоинформации. Очевидно, что правительство Поднебесной стремится занять лидирующую позицию в сфере развития технологий, ведь «лидер по созданию искусственного интеллекта станет властелином мира».

EdTech в данном случае один из инструментов реализации геополитики, и инвестиции принесут не только финансовые плоды, но и влияние на глобальные события в долгосрочной перспективе.

Корпоративные инвестиции в EdTech принято считать вложением в саморазвитие и рассматривать через призму целей и задач HR-департаментов. Образовательные онлайн-платформы корпорации используют для глобального HR-маркетинга и для обучения сотрудников корпоративных офисов в разных странах, управления обучением и развитием персонала. Сами корпорации нередко говорят о важности доступа к молодой перспективной аудитории, предпочитающей черпать знания в Интернет. Большая IT-четверка (Google, Apple, Amazon и Microsoft) стремится внедрять свои продукты в EdTech – перспективную развивающуюся сферу. Все это так.

Однако есть и более весомые потенциальные выгоды. Внедряя свои образовательные программы на МООС или на онлайн-сервисы для обучения школьников и студентов, корпорации привносят вместе со знаниями еще и профессиональные стандарты, подходы к оценке ситуаций, структуру восприятия реальности, деловые практики и корпоративную культуру. По сути, корпорации, распространяя через онлайн-обучение свое видение того или иного предмета, готовят единомышленников и создают условия для экспансии в любой регион планеты. Другими словами, если врач прошел при повышении квалификации спецкурс «Медицинская техника», подготовленный Microsoft и GE, то на вопрос коллег, какой томограф купить для больницы, вероятнее всего он предпочтет технику GE. И можно до бесконечности совершенствовать систему государственного заказа, пропагандируя необходимость поддержки отечественных производителей, рынок будет выбирать знакомое решение, которому доверяет.

В случае с корпорациями EdTech - мощный инструмент конкуренции и развития бизнеса в глобальном масштабе в долгосрочной перспективе. Поэтому просчитать возврат корпоративных инвестиций в EdTech непросто.

Резюме

Оценка эффективности во многом зависит от целей инвестирования, а EdTech – многофункциональный инструмент, с помощью которого можно не просто транслировать знания, но овладевать умами и сердцами, захватывать рынки и делить сферы влияния. Поэтому интерес инвесторов гарантирован. И хотя EdTech не самая масштабная по объемам инвестиций сфера, это не умаляет ее значимости. Как говорят на Wall Street: last but not least.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Никита Чистов

С чего вдруг PR Online эффективность инвестиций начал анализировать?

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Gorokhova

Да, инфоповоды надо же как-то придумать, вот и начал

Ответить
Развернуть ветку
Елена Абрамова
Автор

Возможно. И скорее всего Вы правы :) Но интересно, что они решили попробовать не просто о числу зарегистрированных пользователей или объему инвестиций сравнение сделать, а проанализировать, какие средства потребовались для достижения тех или иных бизнес-показателей (выручка, число пользователей)

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда