Воскрешение Феникса. Что нас ждет на рынке венчура в начале 2023 года?

ФРС продолжает кошмарить экономику и инвесторов, не щадя на своем пути абсолютно никого и ничего. Особенно под раздачу попадают стартапы на частном рынке капитала, оценки и будущие денежные потоки которых последние пару лет были продисконтированы, мягко говоря, далеко в стратосферу.

Это и понятно, ведь при ускоренном ухудшении макро и снижении ликвидности на рынках, говорить о мегараундах частных компаний и успешных IPO особо не приходится. Инвесторам просто не до этого, им бы сохранить капитал, переждав текущую бурю в спокойных гаванях, как USD и трежерис. Назревает вопрос — не уж то венчурные капиталисты поставили развитие перманентной технологической революции на паузу? В какой-то степени да, но до полной остановки пульса наших пациентов с частного рынка стартапов еще ой как далеко.

Объемы привлекаемого финансирования ожидаемо упали, оценки сдулись, но только вот сами стартапы и новые, правда, более скромные раунды никуда не пропадали. Рынок продолжает жизнь, что говорит о сохранении инвесторами надежды на светлое технологическое будущее. Просто стали они НАМНОГО более выборочными и вредными в процессе предоставления венчурного финансирования, как будто выбирают себе первую машину.

Так что же все таки произошло на рынке частного капитала за последние кварталы и куда мы идем в ближайшие полгода?

Рынок частного капитала начал затормаживать еще в начале 2022 года с небольшим временным лагом к своим публичным визави. А вот уже Q2 2022 стал очевидным Рубиконом, когда рынок разделился на ДО и ПОСЛЕ по абсолютно понятным причинам. Устойчивая инфляция вкупе с геополитикой вызвали одно из самых стремительных монетарных ужесточений в истории, что предсказуемо нанесло сокрушительный удар кувалдой по голове рынка и инвесторов, которые до сих пор не могут толком оправиться от произошедшего.

Нисходящий тренд продолжился и в Q3 2022. Квартальный объем привлеченного капитала частными компаниями составил скромные, по реалиям последних лет, 81млрд$, сократившись на треть кв/кв и уполовинишись г/г, что стало худшим результатом аж с доковидного Q1 2020.

Интересно, что половина этого объема (40млрд$) пришлась на компании поздних стадий и еще почти столько же (34млрд$) ушло на фондирование ранних стартапов. То есть инвесторы сейчас активно перегруппировываются, стараясь занять так называемую crossover позицию. Они стремятся получить экспозицию не только на компании стадий pre-IPO с самым коротким маршрутом до момента ликвидности (публичного листинга), но и перекладываются в стартапы более ранних стадий, таким образом диверсифицируя свой риск.

Депрессивная динамика pre-IPO компаний в последние кварталы особо не вызывает удивления, повторяя маневры публичного рынка. Все достаточно закономерно, ведь главный канал для получения заветной ликвидности в виде IPO или SPAC для частных компаний поздних стадий пока что не издает почти никаких признаков жизни. Выходить сейчас частным компаниям по сути некуда, приходится либо ждать нормализации рыночных условий или быть поглощенными по заниженным оценкам. К тому же, мы так и не увидели публикаций S-1 от главных частных претендентов, вроде Stripe, Revolut, Databricks, Instacard или Reddit, о чем так широко пестрели СМИ и твиттеры еще в 2021 году.

Пока что стартапы не спешат с проведением раундов, максимально оттягивая момент унизительного прошения денег у VC инвесторов. Понятно, что на таком рынке даже сохранить свою оценку предыдущего раунда то сложно, не говоря уже о ее кратном увеличении. Задача №1 для стартапов сейчас — как можно дольше оставаться на плаву любыми способами и хитростями, просто пережив текущий кризис. И в основном они продлевают свою жизнеспособность, измеряемую в cash burn rates (сумма сжигаемого за месяц кэша на ведение обычной операционки), через жесткие сокращения своих операционных расходов и персонала.

Те, кому посчастливилось привлекать инвесторские деньги еще в 2021 году, сейчас могут немного расслабиться, если конечно не успели их все проесть на сверхагрессивный маркетинг. В противном же случае, down rounds (со снижением оценки к предыдущему раунду) по пути Klarna с размытием акционеров могут стать очень частой практикой уже в скором будущем среди стартапов. Конечно, есть и другие способы привлечения капитала, но далеко не всем смогут предоставить долговое финансирование, подобно Automation Anywhere. Да и самим VC фондам намного выгоднее сейчас брать акционерную долю в перспективных стартапах по супернизким оценкам вместо жалких 8-15% годовых от долговых инструментов.

Ложка оптимизма на грядущее полугодие

Однако не все так печально в мире единорогов. Есть целый ряд позитивных предпосылок, которые, по-моему мнению, могут обратить вспять текущую инертно-вялую динамику и вызвать хотя бы частичное восстановление активности на рынке стартапов. Сразу оговорюсь, принципиально коренного изменения тренда и бешеных оценок 2021 года в Q4 2022 точно ждать не стоит, здесь все зависит, как писал в одном из последних постов на моем тг канале Венчурная Прожарка, от политической воли властей. Кстати, милости просим на канал, подписывайтесь, буду рад каждому новому участнику нашего небольшого комьюнити! Так вот, какие же все-таки есть причины для начала нащупывания разворота депрессивного тренда:

  1. Мы наконец увидели оживление рынка и по-настоящему громкие раунды в Q3 2022, вроде Klarna на 800млн$ в июле или нового проекта Адама Ньюмана (ex-WeWork) Flow на 350млн$ от самого Andreessen Horowitz, что стало вообще самым крупным чеком для фонда за всю их историю существования с 2009 года.
  2. Свободных денег под размещение у фондов куры не клюют. Так называемый dry powder на почти 300млрд$ сможет запустить новую волну более частых раундов, только бы регулятор уже определился с потолком своей жесткости по ДКП. Да и инвесторы бы вернулись на рынок. В то же время управляющие этих VC фондов, сидя на заборе в ожидании новостей, рискуют совершенно потерять свое лицо перед партнерами, ведь по экспоненте все это время растет opportunity cost данных денег в отношении беспощадно их съедающей инфляции. Также дополнительным возможным триггером для размещения этих денег в ближайшие кварталы может стать просто фактор конца года и подсчета прибылей, ну и соответственно бонусов управляющим. Наверняка, кто-то будет не прочь быстренько провернуть успешную крупную сделку, заработав жирный гонорар, так еще и заложив основу для нового постепенного восстановления на частном рынке, кто знает…
  3. M&A активность начинает набирать обороты. Чего только стоит проданная душа Figma за колоссальные 20млрд$ при 50х ARR в пользу Adobe, учитывая, что еще в июне 2021 года стартап стоил 10млрд$. Однако несмотря на сильно просевшие оценки на рынке, крупняк пока что не торопится с консолидацией привлекательных активов по дешевке.
  4. Время самих частных компаний тикает, а денег у них далеко не безграничное количество. Встает вопрос даже не о сохранении оценки последнего раунда при привлечении новых средств, а о выживании в целом бизнеса, хватит ли им денег на покрытие операционной деятельности? Скорее всего фаундеры будут соглашаться на снижение оценок бизнеса, чтобы оставаться на плаву.
  5. Первое по-настоящему крупное IPO за последние полгода. 26 октября наконец произошел долгожданный публичный листинг, да еще какой – MobilEye, та самая дочка компании Intel, и которая делает наше беспилотное будущее с роботакси с каждым днем все ближе. Конечно, не совсем правильно называть это типичным IPO, ведь компания просто проводит обратный spin-off, но все же событие реально громкое для рынков. Да и открылись торги на ажиотаже достаточно бодрым ростом в первый день сразу на 30% выше изначального таргета. Все бы ничего, да только оценка размещения вышла с солидным дисконтом к ранее оговариваемым диапазонам. Вместо оценки в 50млрд$ на начало 2022 года, сейчас компания торгуется по 20-21млрд$. Получается, что даже с небольшой премией к той цене, за которую Intel и покупал частный израильский стартап в далеком 2017 году за 15,3млрд$. Пока что мощного камбека на рынке IPO не случилось, но моментального успеха и быть не могло. Всему свое время. Вполне возможно, в данный момент экзиты не решат проблем ликвидности, а восстановления рынка IPO скорее всего не стоит ждать ранее середины 2023 года. Рынок сейчас все еще проходит крайне важную детоксикацию от бездумных решений 2020-2021 годов.

P.S.:

Конечно, сегодня стартапы обделены финансированием со стороны венчурных акул, такие времена…Однако если компании удается на таком рынке привлечь капитал, то скорее всего строят там что-то по-настоящему нетривиальное и ценное, что будет пользоваться спросом в следующие декады. Как показывает нам история, полезные для социума продукты создаются именно в кризисные времена, а вот IPOошные сливки снимают, когда пир горой и доминируют так называемые animal spirits, ну или FOMO-эйфория у инвесторов. Поэтому ставить крест на частных компаниях точно не стоит, они еще свое покажут.

Так, например, в предыдущий кризис GFC 2008-2009 родились такие гиганты, как WhatsApp, Airbnb, Square (Block), Uber, Spotify, Okta, Github и многие другие…Сегодня история повторяется, на частном рынке полно крутых стартапов, которые до неузнаваемости могут изменить привычные для нас индустрии. Не все пройдут текущую кризисную проверку на прочность, про кого-то беспощадно забудут уже через пару кварталов, а кого-то вознесут на мировой Олимп. Таковы законы природы. Только время покажет, кто станет лидером рынка, а кто неудачно реализованной задумкой. Нам остается только держать руку на пульсе в попытке предсказать, куда же все-таки подует венчурный ветер.

Ну а если Вам понравилась данная статья, прошу Вас поделиться ей со своими друзьями и знакомыми, кто неравнодушен к теме для нас столь дорогого (в обоих смыслах) венчура. Также следить за моими последними лонгридами можно на тг канале Венчурная Прожарка, где пишу про частный рынок, макроэкономику, технологии, блокчейн и многое другое. Подписывайтесь, буду рад всех видеть!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда