Инвестиции в финтех – один из главных трендов 2018-го. Прогноз на 2019 год

Несмотря на прогнозы скептиков, финтех-индустрия в этом году показала рекордный рост. И, судя по всему, останавливаться на этом ни компании, ни венчурные фонды не собираются.

В закладки

В своей колонке инвестиционный директор GFS Шомоиль Рабаев рассказывает о том, почему венчурным фондам стоит если и не включить финтех-стартапы в свою инвестиционную стратегию, то по крайней мере – начать пристально присматриваться к идеям этих амбициозных и пока ничем не ограниченных новичков.

Стоило индустрии показать незначительный минус в некоторых сегментах – когда, например, в 2016-ом количество сделок сократилось лишь на один процент, – как многие фонды поспешили отказаться от своих планов, связанных с финтехом. Якобы банки с приставкой 2.0 не смогли покорить по-настоящему массовую аудиторию и являются не более чем приятным бонусом для поклонников гаджетов и интернета. А доверяют клиенты по-прежнему лишь крупным финансовым организациям, что называется, «с историей».

Однако вскоре всем стало ясно: для потребителей скорость и удобство получения услуги выходят на первое место. И без внедрения новых технологий даже самые уважаемые и успешные компании очень скоро могут уступить место вчерашним стартапам. Тем более, что крупнейшие мировые инвесторы активно пополняют свои портфели именно финтех-стартапами в сферах, которые они считают наиболее перспективными. Goldman Sachs вкладывается в компании, специализирующихся на онлайн-кредитовании, Citibank – в базы данных и кибербезопасность, а JP Morgan – в цифровые платежи.

Глава 1. Цифры и рекорды

По данным KPMG, только за первое полугодие 2018-го было совершенно 875 сделок, в которые было вложено почти $58млрд. Для сравнения, за весь прошлый год эта сумма составила чуть более $38млрд.

Самое заметное событие в отрасли – китайская аналитическая платформа Mars Finance, специализирующаяся на блокчейне и криптовалютах, смогла привлечь $51млн на относительно ранней стадии развития. Инвесторы также поверили и вложили в кэшбэк-сервис Dosh $45млн. И наконец $22млн было выделено на развитие мобильного приложения Neon, которое помогает пользователям отслеживать и контролировать платежи по кредитным картам.

Инвестиции на российском финтех-рынке выглядят скромнее, но и здесь – движение вверх очевидно. ФРИИ выделил $800 тыс компании Stafory, разработавшей технологию автоматизированного поиска и подбора персонала – по сути, робота-рекрутера.

Финтех сегодня интересен фондам в первую очередь быстрыми темпами своего развития, а также вполне прозрачной перспективой получения прибыли. С каждым годом эта сфера вбирает в себя всё больше направлений.

Глава 2. Самые привлекательные направления и технологии

Если посмотреть на список самых успешных глобальных финтех-стартапов, то на его вершине будут американские компании GreenSky и Kabbage, которые занимаются разработкой решений, связанных с автоматизацией кредитования – digital lending.

Механизм этот привлекателен для клиентов, которые желают получить средства как можно скорее. В основном, это касается малого и среднего бизнеса, а также ипотечных займов. Ответ на заявку приходит за считанные минуты. Не нужно собирать ворох документов, идти в отделение, общаться с сотрудниками банка, чтобы в итоге получить отказ.

И даже если ставка в банке, предлагающем digital lending, будет чуть выше, чем у конкурентов, то потребитель в большинстве случаев останется там, где он получил одобрение заявки сразу. В следующий раз он наверняка вернётся именно в эту кредитную организацию, памятуя о простоте процесса и, возможно, попросит займ посерьёзнее. Таким образом банк получит самый ценный актив – постоянного клиента.

Разработкой подобных механизмов как раз и занимаются многие финтех-компании. Так, например, британский разработчик решений по автоматизации основных банковских процессов Ezbob предлагает финансовым учреждениям решения цифрового автоматизированного кредитования по подписке. Разработчики заявляют, что их продукты позволяют сократить издержки до 80-ти процентов. В октябре было объявлено, что партнером Ezbob стала American Express. Благодаря этому сотрудничеству появилась система, которая позволяет МСБ получить ответ на заявку по кредиту в течение 10 минут, и в случае одобрения в этот же день – и запрошенные средства.

Правда, некоторые банки всё ещё доверяют только самим себе, и по старинке пытаются самостоятельно создавать новые решения. На это требуются не только средства, но главное – время, которого в современных реалиях катастрофически не хватает. Потенциальный клиент не будет ждать несколько лет, пока его банк придумаете нечто похожее на продукт конкурента – он просто сразу уйдёт к нему.

Кроме того, никто не даст гарантии, что разработанное решение, будет эффективным. Ведь оно «новое», а значит – «непроверенное». Гораздо надежнее, дешевле и быстрее купить готовую платформу, которая уже доказала свою работоспособность на рынке.

Многие основополагающие системы, с которыми работают банки, кредитные, телеком и страховые компании были разработаны ещё в 70-ых годах. Их модернизация, а тем более замена неизбежно потребует остановки деятельности всего организма, что недопустимо для большинства крупных корпораций.

Не смотря на стремление крупных компаний стать технологической платформой, потенциальные риски и сложность при подключении нового решения отбивают желание компании даже пытаться что-то новое внедрять.

Отчасти решить эту проблему позволяет решить Open banking. Кредитные организации, или страховые компании, обладающей всей необходимой информацией о клиентской базе, стремятся стать технологической платформой. И уже к ней - подключать новые решения через открытый API. Будь то вход в личный кабинет с помощью отпечатка пальца, либо обмен валюты внутри своих вкладов.

Так как количество систем примерно равно количеству банков, которые на них работают, подобрать что-то универсальное для них – невозможно, поэтому Open banking чаще всего создается с нуля, а не на базе существующего банка.

Но на рынке не так давно появилось уникальное решение решение от OpenLegacy (Legacy это и есть название основополагающей системы корпорации), которое позволяет быстро (за дни или недели вместо месяцев) настраивать API под быструю и легкую интеграцию внешних решений. При этом удобный и понятный интерфейс позволяет потом работать на этой платформе штатным программистам компании. Рост подобных проектов понятен: их заказчиками становятся всё больше банков, а значит и доход увеличивается.

Некоторые компании пытаются привлечь инвесторов заявляя, что они занимаются разработкой технологии на базе искусственного интеллекта. Нет сомнений, что за подобными технологиями – будущее, однако пока лишь немногие проекты могут похвастаться созданием решений с применением реально действующих моделей ИИ.

Например, Binah специализируется на построении предиктивных моделей. Собирая информацию из прошлого, программа делает прогнозы на будущее. Платформа просчитывает эффективность маркетинговых акций, финансовую выгоду и даже валютный курс на ближайшую перспективу. Этот инструмент уже активно использует ведущие банки США. Несколько российских банков также начали процесс интеграции технологий Binah в свою структуру.

Искусственный интеллект сегодня активно применяют и в области кибербезопасности. Например, российская Cybertek Lab сотрудничает с компанией Cronus. Это платформа для автоматического пентестинга, которая собирает и анализирует информацию – по сути, занимаясь пресечением инцидентов взлома, дабы оградить охраняемую систему от внешних угроз. Подобная технология может использоваться финансовыми организациями, а также для аудита и обеспечения корпоративной безопасности.

Одна из самых заметных российских компаний, работающая в области машинного обучения, – VisionLabs. Она создаёт решения по распознавания лиц и объектов, а также – технологии дополненной и виртуальной реальности. Её основные инвесторы – венчурный фонд Sistema VC и Сбербанк. Сумма вложений в проект оценивается в $5,5 млн. Разработки VisionLabs применяются и в банковском деле, и в системах видеонаблюдения. Среди партнеров и клиентов компании – более 40 финансовых организаций и такие мировые гиганты как Google и Facebook.

Ещё одно перспективное направление – Insurtech – автоматизация процессов страхования. По самым смелым оценкам за последние пять лет в эту индустрию было инвестировано около 9 миллиардов долларов. Удачный пример реализации подобной технологии – молодая израильская компания Atidot. Благодаря внедрению алгоритмов на базе искусственного интеллекта, система сама анализирует всю имеющуюся информацию о потенциальном клиенте, рассматривает предложения конкурентов и выдаёт предложения, которое с одной стороны будет привлекательно для покупателя, а с другой – выгодно самому страховщику.

Однако в целом подобные проекты пока не могут похвастаться серьёзной капитализацией. Основной доход всё равно приходится на страховые компании. Чтобы insurtech-стартапы начали зарабатывать, им необходимо, во-первых, разработать понятную бизнес-модель, а во-вторых, начать накапливать базу крупных клиентов. Это и станет лучшей рекламой их продуктов.

Тем не менее рынок этот также развивается. Во многом за счет внедрения в нашу повседневную жизнь технологий и мобильных устройств. Современные гаджеты, например, уже умеют отслеживать состояние здоровья человека – а это как раз то, что позволяет оценить риски для страховщика.

Глава 3. Про Россию

Если говорить о российском финтех-рынке, то здесь пока совсем немного фондов, которые готовы делать серьезные вложения в уже зрелые компании. Из этого можно сделать вывод, что в будущем у инвесторов могут возникнуть сложности и с экзитом из российских стартапов. Игроков на рынке гораздо больше, чем инвесторов, поэтому находить финансирование под свои проекты им гораздо сложнее, чем на западе. Связано это с тем, что в целом в стране инвестиционная среда менее активна, да и инфраструктура, которая позволяла бы совершать относительно быстрые и прозрачные экзиты – оставляет желать лучшего. Зарубежные фонды тоже не спешат вкладываться в проекты на территории России – слишком велики риски. Однако интерес к отрасли всё равно сохраняется.

В качестве успешных отечественных финтех-компаний можно привести примеры облачного банкинга: Рокетбанк и Talkbank. Зачастую интересные решения появляются внутри крупных финансовых организаций. Так «Альфа-Групп» инвестировал в собственный стартап Mango, занимающийся онлайн-страхованием, по разным оценкам – несколько миллионов долларов.

Но в целом, российским финтех-компаниям ещё предстоит научиться «продавать себя». Самое главное – созданное решение должно быть уникальным. Если его легко скопировать и воспроизвести – служить своим разработчикам оно будет совсем недолго. Плюс – фонды всегда сделают выбор в пользу той компании, у которой будут перспективы продвижения в том числе и на зарубежных рынках. Правда, там им, конечно, придётся столкнуться с жесткой конкуренцией с американскими, израильскими и китайскими стартапами. Кстати, некоторые российские компании – в основном, специализирующиеся на платежных решениях – уже пытаются покорить запад.

И наконец, инвесторам стоит обращать внимание на продукты, которые могут быть интересны банкам, как основным потребителям финтеха. Причем зачастую сама компания может и не знать, что разработанное ими решение подойдёт для кредитной организации. Задача инвесторов как раз и состоит в том, чтобы подсказать им это и направить их идеи в нужное русло. Ведь у финансовых учреждений есть опыт, бренд и доверие клиентов, а у стартапов зачастую появляются революционные предложения, как улучшить бизнес и привлечь новых клиентов.

Кстати, по статистике 75 процентов компаний отрасли ориентированы на совместные проекты именно с банками. В России финансовые организации моложе западных, построены на более гибких системах, а значит – более открыты к сотрудничеству. Успешные примеры такой деятельности – сервис по оценке рисков DoubleData, аналитическая платформа Rubbles и проект по предоставлению кредитов для МСБ – «Альфа-поток».

Так что венчурным фондам стоит если и не включить финтех-стартапы в свою инвестиционную стратегию, то по крайней мере – начать пристально присматриваться к идеям этих амбициозных и пока ничем не ограниченных новичков. Не исключено, что именно в их среде откроется «золотая жила», которая вскоре изменит всю финансовую систему и принесет значительные дивиденды тем, кто первым поверит в их успех.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Шомоиль Рабаев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 8, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 54305, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 25 Dec 2018 16:44:43 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
Торговля
Как мы вместе с «Магнитом» перевели 2200 работников на «удалёнку»
Рассказ о самом крупном внедрении на мобильной платформе «1С» в российской рознице.
0
{ "id": 54305, "author_id": 236107, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54305\/get","add":"\/comments\/54305\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54305"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарий удален

{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }