Бизнес в долг: хорошо или плохо
Стоит ли вести бизнес в кредит или только на свои? Разбираемся в статье.
Всем привет! Мы делаем лучший* сервис финансового учета ПланФакт и знаем, что заемные деньги в бизнесе ускоряют как развитие, так и закрытие бизнеса. Все зависит от умения ими распорядиться.
*по версии Startpack
Бизнесмен Ваня решил открыть ресторан. Своих сбережений не хватило, он взял кредит в банке, купил оборудование и начал работать. Сначала все шло хорошо — новое место имело успех, зал всегда был полон. Но по факту ресторан работал в минус: цены были рассчитаны неправильно, и рентабельность была очень низкой. Денег стало не хватать, Иван взял еще один кредит, потом снял деньги с кредитной карты, занял у родственников, знакомых… В итоге ежемесячные платежи стали в три раза больше, чем прибыль ресторана. Иван подал на банкротство, а друзьям долги так и не вернул.
Предприниматель Петя решил развиваться исключительно на свои. Поэтому купил павильон на отложенные деньги и начал продавать цветы. Доход стабильный, кассовых разрывов нет, удалось даже сформировать подушку безопасности. И вот владелец соседнего цветочного магазина решает продать свой бизнес. Петя мог бы взять кредит под залог квартиры, чтобы выкупить магазин. Но ему стало страшно — вдруг ничего не получится… И от сделки он отказался. Соседний магазин купила конкурирующая сеть и быстро вытеснила Петра с этого пятачка. Павильон пришлось закрыть, но с ним хотя бы здороваются друзья.
Дмитрий Мазанов, финансовый советник MediaChain Ecosystem:
Быстро развиваться без заимствований не получается. Но кредит — опасный инструмент, он может стать фатальной ошибкой для нестабильного бизнеса и отличным решением для налаженного. Итак, как понять, что ваша компания готова к кредитованию?
Мы выделили четыре условия, при которых кредиты не повредят бизнесу:
- налаженный финансовый учет;
- правильно рассчитанная рентабельность активов;
- прогнозируемый спрос на товары и услуги;
- кассовые разрывы — показатель нехватки оборотных средств, а не убыточности бизнеса.
Разберем их подробнее.
Компания ведет финансовый учет
Если не знать финансовых показателей своего бизнеса, то кредит может стать ловушкой. Создается иллюзия, что проблемы временны, и заемные деньги помогут пережить сложные времена. А потом, когда дела наладятся, долги будет легко отдать. Но потом деньги тратятся на все, что угодно, кроме кредита: нужно обновить оборудование, дать премию сотрудникам, купить директору путевку на Бали… И у фирмы опять нет денег. Нужно брать новый кредит.
Алексей Ковалев, предприниматель:
Рентабельность активов выше процента по кредиту
Рентабельность — это доходность бизнеса. Если рентабельность активов ниже процента по кредиту, то брать его не стоит — он «съест» бизнес.
Рассчитывается она как отношение между операционной прибылью за год и среднегодовой стоимостью активов. Период может быть и меньше, например, полугодие или квартал.
Рентабельность активов = Прибыль : Активы
Операционная прибыль — это разница между доходами и расходами компании по основному виду деятельности. За год доходы Петиного бизнеса составили миллион рублей, а расходы — 800 тысяч. Операционная прибыль за год равна 200 тысяч рублей.
Активы бизнеса — это то, что приносит компании прибыль.
Они включают:
- недвижимость, транспорт, оборудование или основные средства;
- товарный знак, патенты, лицензии (нематериальные активы);
- сырье, материалы, готовую продукцию и незавершенное производство;
- деньги на счетах и в кассе;
- суммы, которые контрагенты должны компании (дебиторскую задолженность).
У Пети есть:
- павильон, который стоит 100 тысяч рублей;
- холодильник и оборудование для торговли — 150 тысяч рублей;
- запас цветов на 80 тысяч;
- 70 тысяч на расчетном счету.
Общая стоимость активов составляет 400 тысяч рублей.
Для более точного расчета лучше брать среднюю стоимость активов. Для этого стоимость активов на начало и конец года суммируют и делят на два. Но мы предположим, что она не менялась.
Рентабельность активов = 200 000 : 400 000 х 100% = 50%
Петя прекрасный бизнесмен, он смог заработать 50 копеек на каждый вложенный в активы рубль. Если ставка кредита ниже 50%, его можно смело брать на расширение бизнеса.
Александр Щербаков, директор группы компаний «АКМ»:
Спрос поддается прогнозу
Часто бизнес сталкивается с проблемой роста, когда нет возможности обслужить всех желающих, и из-за этого теряется часть прибыли. В этом случае, заемные деньги помогут увеличить прибыль.
Денис Малютенко, владелец автотехцентра «Малюта»:
Причина кассовых разрывов не в убыточности бизнеса
Кассовый разрыв также частая причина долгов в бизнесе. Клиенты не заплатили вовремя, сорвался контракт, пришлось вернуть предоплату… И бизнесмен вынужден брать кредит, чтобы залатать дыру в бюджете. Кассовые разрывы могут случиться и в стабильном бизнесе, тогда долг оправдан. Не закрывать же прибыльную компанию из-за того, что однажды не хватило денег на оплату товара.
Но если бизнес убыточный, постоянные кредиты на покрытие кассовых разрывов только приблизят его конец.
Николай Журавлев, генеральный директор ООО «Эксперты Бизнес-Планирования»:
Резюмируем
- Долги могут как ускорить рост, так и приблизить крах бизнеса.
- Для понимания целесообразности займа нужно вести финансовый учет и знать рентабельность активов своего бизнеса, чтобы сравнить ее со ставкой по кредиту.
- Бизнес-модель должна быть понятна, чтобы была возможность прогнозировать спрос.
- Кредиты для покрытия кассовых разрывов можно использовать только в том случае, если бизнес прибыльный.
Долги во всех сферах это плохо
Долги соседу - плохо.
А в бизнесе, посмотрите финотчетность любой компании на бирже. Это норма для развития
на фотографии сто процентов картошка должна перевешивать деньги