{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес в долг: хорошо или плохо

Стоит ли вести бизнес в кредит или только на свои? Разбираемся в статье.

Всем привет! Мы делаем лучший* сервис финансового учета ПланФакт и знаем, что заемные деньги в бизнесе ускоряют как развитие, так и закрытие бизнеса. Все зависит от умения ими распорядиться.

*по версии Startpack

Бизнесмен Ваня решил открыть ресторан. Своих сбережений не хватило, он взял кредит в банке, купил оборудование и начал работать. Сначала все шло хорошо — новое место имело успех, зал всегда был полон. Но по факту ресторан работал в минус: цены были рассчитаны неправильно, и рентабельность была очень низкой. Денег стало не хватать, Иван взял еще один кредит, потом снял деньги с кредитной карты, занял у родственников, знакомых… В итоге ежемесячные платежи стали в три раза больше, чем прибыль ресторана. Иван подал на банкротство, а друзьям долги так и не вернул.

Предприниматель Петя решил развиваться исключительно на свои. Поэтому купил павильон на отложенные деньги и начал продавать цветы. Доход стабильный, кассовых разрывов нет, удалось даже сформировать подушку безопасности. И вот владелец соседнего цветочного магазина решает продать свой бизнес. Петя мог бы взять кредит под залог квартиры, чтобы выкупить магазин. Но ему стало страшно — вдруг ничего не получится… И от сделки он отказался. Соседний магазин купила конкурирующая сеть и быстро вытеснила Петра с этого пятачка. Павильон пришлось закрыть, но с ним хотя бы здороваются друзья.

Дмитрий Мазанов, финансовый советник MediaChain Ecosystem:

«Заемные средства в бизнесе — это очень хорошо. В идеале их должно быть 100%. Нужно уметь зарабатывать, не вложив ни копейки. Конечно же, риски есть, поэтому очень важно грамотно все оформить.

Например, вместо классического договора займа можно создать потребительский кооператив и сделать заемщиков фактически своими партнерами. А средства принимать в качестве паевого взноса, а не займа.

Даже если у вас есть собственные средства для развития вашего бизнеса, заемные деньги очень полезны. Главное, чтобы цена за пользование ими не съедала прибыль»

Быстро развиваться без заимствований не получается. Но кредит — опасный инструмент, он может стать фатальной ошибкой для нестабильного бизнеса и отличным решением для налаженного. Итак, как понять, что ваша компания готова к кредитованию?

Мы выделили четыре условия, при которых кредиты не повредят бизнесу:

  • налаженный финансовый учет;
  • правильно рассчитанная рентабельность активов;
  • прогнозируемый спрос на товары и услуги;
  • кассовые разрывы — показатель нехватки оборотных средств, а не убыточности бизнеса.

Разберем их подробнее.

Компания ведет финансовый учет

Если не знать финансовых показателей своего бизнеса, то кредит может стать ловушкой. Создается иллюзия, что проблемы временны, и заемные деньги помогут пережить сложные времена. А потом, когда дела наладятся, долги будет легко отдать. Но потом деньги тратятся на все, что угодно, кроме кредита: нужно обновить оборудование, дать премию сотрудникам, купить директору путевку на Бали… И у фирмы опять нет денег. Нужно брать новый кредит.

Алексей Ковалев, предприниматель:

«Если бизнес-модель понятна, имеет практическое обоснование, и средства нужны, например, на расширение уже существующей деятельности или выполнение реально существующего заказа, заемные средства — прекрасный вариант финансирования. Такую модель часто используют предприниматели, работающие с государственными заказами, где контракт уже заключен и по нему прописан срок оплаты, а для реализации заказа нужны деньги.

Также считаю отличным вариант заемного финансирования на запуск бизнеса с нуля, но по модели франшизы, которая уже доказала свою эффективность как минимум в десяти различных локациях, схожих с той, где планируется открывать бизнес по экономическим, социальным и климатическим условиям. Если же франшиза основана после открытия пары собственных филиальных точек — это очень сомнительная затея.

Вливание заемных средств в бизнес, находящийся в стадии стагнации — очень рискованно. Велик риск того, что займом лишь заткнут существующие дыры, оставив бизнес-модель, приводящую к их появлению, неизменной. И она просто «переварит» и заемные средства тоже»

Рентабельность активов выше процента по кредиту

Рентабельность — это доходность бизнеса. Если рентабельность активов ниже процента по кредиту, то брать его не стоит — он «съест» бизнес.

Рассчитывается она как отношение между операционной прибылью за год и среднегодовой стоимостью активов. Период может быть и меньше, например, полугодие или квартал.

Рентабельность активов = Прибыль : Активы

Операционная прибыль — это разница между доходами и расходами компании по основному виду деятельности. За год доходы Петиного бизнеса составили миллион рублей, а расходы — 800 тысяч. Операционная прибыль за год равна 200 тысяч рублей.

Активы бизнеса — это то, что приносит компании прибыль.

Они включают:

  • недвижимость, транспорт, оборудование или основные средства;
  • товарный знак, патенты, лицензии (нематериальные активы);
  • сырье, материалы, готовую продукцию и незавершенное производство;
  • деньги на счетах и в кассе;
  • суммы, которые контрагенты должны компании (дебиторскую задолженность).

У Пети есть:

  • павильон, который стоит 100 тысяч рублей;
  • холодильник и оборудование для торговли — 150 тысяч рублей;
  • запас цветов на 80 тысяч;
  • 70 тысяч на расчетном счету.

Общая стоимость активов составляет 400 тысяч рублей.

Для более точного расчета лучше брать среднюю стоимость активов. Для этого стоимость активов на начало и конец года суммируют и делят на два. Но мы предположим, что она не менялась.

Рентабельность активов = 200 000 : 400 000 х 100% = 50%

Петя прекрасный бизнесмен, он смог заработать 50 копеек на каждый вложенный в активы рубль. Если ставка кредита ниже 50%, его можно смело брать на расширение бизнеса.

Александр Щербаков, директор группы компаний «АКМ»:

«Заемные средства в бизнесе не только допустимы, но и необходимы для ускорения развития. Помимо классических банковских кредитных ресурсов, займами можно считать средства инвесторов и лизинг. При грамотном расчете такие вложения позволят расширить бизнес.

Могут ли долги привести бизнес к краху? Да, если ими злоупотреблять или неправильно рассчитать риски. Когда долговая нагрузка растет неконтролируемо, и бизнес функционирует исключительно за счет заемных денег, это ни к чему хорошему не приведет. Уровень рисков сегодня сильно возрос, в таких условиях бизнесу сложно планировать даже на полгода вперед.

Сегодня безопаснее брать недорогие короткие деньги — под низкие проценты и для немедленного использования. Эти средства нужно направлять не на пополнение оборотных средств, а на какие-то проекты, которые можно реализовать здесь и сейчас. Брать взаймы дорогие и длинные деньги в сегодняшних условиях я считаю нецелесообразным»

Спрос поддается прогнозу

Часто бизнес сталкивается с проблемой роста, когда нет возможности обслужить всех желающих, и из-за этого теряется часть прибыли. В этом случае, заемные деньги помогут увеличить прибыль.

Денис Малютенко, владелец автотехцентра «Малюта»:

«Шиномонтаж — это сезонный бизнес. Да, в течение года люди едут, чтобы подлатать шину или починить диск. Но больше всего мы зарабатываем осенью и весной, на смене резины.

В прошлом сезоне я понял, что мы не успеваем «переобуть» всех желающих: люди выстраивались в очереди, приходилось работать до поздней ночи. Поэтому летом я занял денег, расширил рабочую зону и купил дополнительное оборудование. Сейчас мы работаем намного быстрее, чем в прошлом году, обслуживаем больше клиентов, больше зарабатываем. Я планирую полностью отдать долг с прибыли, полученной в этом сезоне. Если бы не занимал, часть клиентов мы бы потеряли»

Причина кассовых разрывов не в убыточности бизнеса

Кассовый разрыв также частая причина долгов в бизнесе. Клиенты не заплатили вовремя, сорвался контракт, пришлось вернуть предоплату… И бизнесмен вынужден брать кредит, чтобы залатать дыру в бюджете. Кассовые разрывы могут случиться и в стабильном бизнесе, тогда долг оправдан. Не закрывать же прибыльную компанию из-за того, что однажды не хватило денег на оплату товара.

Но если бизнес убыточный, постоянные кредиты на покрытие кассовых разрывов только приблизят его конец.

Николай Журавлев, генеральный директор ООО «Эксперты Бизнес-Планирования»:

«Долги для бизнеса естественны, а в случае, когда дополнительный доход, обеспечиваемый кредитным рычагом, превосходит процент по кредиту — полезны.

Но нужно понимать разницу между хорошими и плохими долгами. Первые — необходимая часть делового пути, без которой дальнейший рост невозможен. Вторые же создают риски для бизнеса и нередко его приводят к гибели. Хороший долг приносит прибыли больше, чем его стоимость»

Резюмируем

  1. Долги могут как ускорить рост, так и приблизить крах бизнеса.
  2. Для понимания целесообразности займа нужно вести финансовый учет и знать рентабельность активов своего бизнеса, чтобы сравнить ее со ставкой по кредиту.
  3. Бизнес-модель должна быть понятна, чтобы была возможность прогнозировать спрос.
  4. Кредиты для покрытия кассовых разрывов можно использовать только в том случае, если бизнес прибыльный.
0
3 комментария
Андрей Колобов

Долги во всех сферах это плохо

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Васюк

Долги соседу - плохо.
А в бизнесе, посмотрите финотчетность любой компании на бирже. Это норма для развития

Ответить
Развернуть ветку
Диана Полякова

на фотографии сто процентов картошка должна перевешивать деньги

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда