{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

АУСН – ваши налоги посчитает сама налоговая. А надо ли?

С развитием предпринимательства в России возникла необходимость в эффективной налоговой политике, способной как обеспечивать государство финансовыми ресурсами, так и создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Для облегчения жизни малого бизнеса, были введены различные налоговые режимы, в том числе известная многим упрощённая система налогообложения (УСН). Малому бизнесу действительно тяжело было работать на общей системе налогообложения (ОСНО), система эта в России самая обременительная как финансово, так и в административном плане, с кучей сложностей в учёте, отчетности и работе с налоговыми органами.

Но прогресс не стоит на месте, автоматизация идёт в нашу жизнь широкими шагами, и вот с 1 июля 2022 года проводится эксперимент – вводится ещё одна разновидность налогового режима для малого бизнеса, называемая автоматизированной упрощённой системой налогообложения (АУСН). Но упрощенка на автомате имеет целый спектр существенных отличий, возможно, поэтому и проводят её в качестве эксперимента и ограниченно, в 4-х регионах, а именно в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Эксперимент должен продлиться до 31 декабря 2027 года.

Особенности АУСН

При АУСН исчислением налога будет заниматься федеральная налоговая служба (ФНС), а не сам налогоплательщик, что должно исключить ошибки последнего, хотя вызывает сомнение у них в том, что и налоговики не будут ошибаться. Исходные данные для расчёта будут поступать из банка, онлайн-кассы, данные по наличным операциям предприниматели самостоятельно будут вносить в личный кабинет. В личном кабинете должна отображаться актуальная информация в режиме реального времени.

Отчётным периодом принято установить 1 месяц. По окончании отчётного месяца, до 15 числа месяца следующего налоговая будет присылать уведомление с нужной суммой, а срок оплаты соответственно будет уже до 25 числа текущего месяца.

При этом бизнес освобожден от уплаты НДС, он платится только с импортируемых товаров или реализации конфиската. Нет налога на прибыль, за исключением дивидендов, операций с долговыми бумагами, доходов от иностранных организаций. Предприниматель не платит НДФЛ за себя, однако НДФЛ с дивидендов, процентов или выигрышей придётся заплатить. НДФЛ за сотрудников высчитывают банки из перечислений этим самым сотрудникам. Затем банки считают налог и отправляют платёжку. Бизнесменам необходимо своевременно подписать платёжное поручение. Налога на имущество тоже нет, но присутствует налог на недвижимость, который считается исходя из кадастровой стоимости. Страховые взносы за сотрудников платить не надо, за исключением фиксированных взносов на травматизм, на 2022 год это 2040 рублей за всех сотрудников, но сумма будет индексироваться.

Бизнес освобождается от сдачи многих отчётных документов – налоговой декларации, 6НДФЛ, 4ФСС, РСВ и т.д. И хотя автоматический режим спасает бизнес от решения большого объёма рутинных задач и операций, текущие задачи, в том числе контроль за балансом денежных средств и формирование различных счетов, остаются. Необходимо только хранить первичные документы, подтверждающие события хозяйственной деятельности, а так от ведения бухгалтерского, да налогового учета «малыши» должны быть освобождены.

Как и на обычной упрощенке, на «автомате» имеем выбор из двух объектов налогообложения, это либо «Доходы», либо «Доходы минус расходы». Здесь ставки по ним уже повышены и составляют 8% и 20% соответственно, а региональных льгот не предусмотрено и, скорее всего, до конца эксперимента не будет.

А для выбирающих «доход минус расход» есть сюрприз – минимальный налог равный 3% от выручки. И платится он в случаях, когда:

  • у бизнеса был убыточный год или нулевой доход;
  • налог по стандартному расчёту оказывается меньше минимального.

Базу налогообложения не получится уменьшить на материальную помощь сотрудникам, потраченные субсидии и расходы в материальной форме.

Выбравшие АУСН не будут подвергаться выездным проверкам, но остаются камеральные.

Однако не всем такое «счастье» доступно.

Кто сможет в этом поучаствовать

Избрать для себя АУСН смогут только субъекты малого бизнеса, да и то не все, есть ограничения. В эксперименте допускается участие предпринимателей или организаций при численности до 5 сотрудников, причём резидентов РФ, оформленных на полную ставку. Зарплату они смогут получать только на карточку по безналу. Годовой доход такого бизнеса не должен быть более 60 млн. рублей, а стоимость имущества не может превышать 150 млн. рублей. Не допускается наличие филиалов или обособленных отделений.

Доля других организаций в уставном капитале компании не допускается более 25%. Данное ограничение не действует на организации, уставный капитал которых состоит из средств, вложенных общественными организациями инвалидов. Да и то только если не менее половины их сотрудников будут людьми с инвалидностью, и доля их в совокупности всех расходов на персонал должна быть не меньше 25%.

Расчетный счет должен быть открыт только в одном из банков, определённых реестром ФНС, в конце 2022 года это «Модульбанк», Сбербанк, «АЛЬФА-БАНК», «Точка» (филиал «ФК Открытие»), «ВТБ», «Тинькофф» и «Промсвязьбанк». Но этот список вполне вероятно будет увеличен.

Как и стандартная упрощенка, АУСН будет недоступна для банков, кредитных организаций, инвестфондов, страховщиков, организаторов азартных игр, профессиональных участников рынка ценных бумаг, производителей подакцизных товаров, юристов, оценщиков, и пр.

Нельзя совмещать налоговые режимы, вообще ограничений достаточно много и, пожалуй, только микропредприятия смогут подойти под все требования.

Новичкам везёт – те, кто зарегистрировал бизнес после 1 июля 2022 года, могут сразу переходить на АУСН, ранее действующие компании могут сделать это только с 1 января 2023 года, при этом им надо через личный кабинет подать уведомление до 31 декабря 2022 года. После выбора АУСН уже нельзя перейти на другой режим налогообложения в течение одного календарного года.

Ну и адрес регистрации бизнеса должен быть в одном из четырёх регионов, где проводится эксперимент, хотя сам бизнес может «обитать» совершенно в другом месте, и хоть такое несовпадение допустимо, но оно может создать дополнительные сложности.

А надо ли?

Многие предприниматели, наверное, даже и не слышали о появлении АУСН, а если и слышали, то в силу своего географического положения могли и не обратить на неё внимания, но вдруг кто-то заинтересуется. Ну а если у такого бизнесмена и вид деятельности, и количество сотрудников, и планка предполагаемого дохода, и многие другие параметры соответствуют условиям режима АУСН? Что им следует сделать, что учесть, над чем подумать?

А подумать есть над чем, вот некоторые моменты, к которым стоит присмотреться:

  • выше по тексту обращалось внимание на то, что ставки по объектам налогообложения: «доходы» -– 8% и «доходы минус расходы» – 20%, и до окончания 2027 года, то есть до завершения эксперимента ставки изменяться не будут, не вырастут, но и не уменьшатся, а вот по обычной УСН ставку по «доходам» в некоторых случаях и в зависимости от региона можно снизить с 6% до 1% и по «доходам минус расходы» - с 15% до 5% соответственно, хотя и на обычном УСН ставки бывают 8% и 20%, но они начинают действовать при превышении определенного уровня выручки и количества сотрудников;
  • есть мнение, что на АУСН предприниматели хорошо могут экономить за счёт отсутствия взносов за своих сотрудников, что вполне возможно, когда их 5 человек. А если их 1-2 или вообще нет, будет ли тогда экономия? Тут без хорошего расчёта не разберёшься;
  • если по каким-либо причинам бизнес выпал из критериев «спец. режима», то он утрачивает право на АУСН и переходит на общий режим налогообложения (ОСНО), со всеми его особенностями и премудростями.

Вообще, готового ответа что лучше и что выбрать нет, надо считать. Считать налоговую нагрузку в различных системах налогообложения, учесть ставки, они могут отличаться в зависимости от региона, посчитать, можно ли сократить налог за счёт страховых взносов, больничных пособий, торговых сборов и т.д.

Хотя тут даже без расчётов нюансов много, будь то необходимость подтверждения работы без НДС, дилемма о необходимости наличия в штате бухгалтера или работоспособность различного программного обеспечения в новом режиме работы с «налоговой».

Ну и что касается сотрудников, то взносы на пенсионное, социальное, медицинское страхование за них всё-таки платят, и выплаты обеспечивает федеральный бюджет, так что и трудовой стаж, и пенсионные баллы им начисляются, в чём есть положительный момент. А вот имущественные и социальные вычеты по месту работы уже не получить, без обращения в налоговую по месту жительства не обойтись.

На сегодняшний момент у АУСН довольно много ограничений, режим экспериментальный, и по мнению ряда предпринимателей, ещё довольно сырой и пока что вряд ли сможет конкурировать в «своей весовой категории» с патентной системой или обычной УСН.

Как думаете, пока больше минусов или все-таки плюсов? Напишите в комментариях.

И, как обычно, если вам было интересно, подпишитесь на мой канал в Телеграме, там еще больше полезной и интересной информации.

Ваш финансовый консультант

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда