ФРИИ вернулся к идее платить россиянам за передачу персональных данных частным компаниям Статьи редакции

По оценке авторов инициативы, граждане смогут зарабатывать на их продаже до 60 тысяч рублей в год.

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) подготовил поправки в закон «Об информации», разрешающие россиянам продавать бизнесу свои данные. Об этом директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович рассказала «Коммерсанту».

Сейчас закон не даёт однозначного ответа на вопрос, кому принадлежат персональные данные, указывают в ФРИИ. Из-за этого некоторые компании распространяют их на коммерческой основе без согласия клиентов, а другие, наоборот, боятся ими торговать, что сдерживает развитие легального рынка.

Основные идеи проекта ФРИИ:

  • Фонд предлагает ввести термин «деперсонализированные данные» и обеспечить их свободное обращение на рынке. Тогда граждане смогут предлагать бизнесу свои данные с определённой целью и сроками в обмен на вознаграждение.
  • По оценке фонда, каждый согласившийся на обработку данных сможет зарабатывать от 15 тысяч до 60 тысяч рублей в год. При этом если клиент не даст согласие на обработку данных, бизнес должен будет исключить их из оборота.
  • Инициатива должна помочь в борьбе с нелегальной торговлей пользовательскими данными, а система вознаграждений должна стать «мощной мотивацией» для регистрации в качестве самозанятых — это принесёт в бюджет несколько миллиардов рублей налогов от физлиц, а также налоги от юрлиц, участвующих в сделках с данными.

В ФРИИ уточнили, что это не заключительная версия проекта, перед внесением в Госдуму он пройдёт дополнительное обсуждение. Фонд уже предлагал похожую концепцию в конце 2017 года, но её так и не рассмотрели.

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты считают, что законопроект ФРИИ недостаточно защищает конфиденциальность данных и разработан в интересах банков, операторов связи и крупнейших интернет-сервисов.

За счет слова «деперсонализация» он открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки.

Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID. При этом эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объём деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их конкретному человеку.

Ашот Оганесян, технический директор DeviceLock

Глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит считает суммы в 15-60 тысяч рублей завышенными. По его мнению, максимальный доход клиентов составит несколько тысяч рублей в год. На такие выплаты в масштабах страны ушли бы триллионы рублей, а весь рекламный рынок — потенциально основной потребитель таких данных — оценивается в 450 млрд рублей, заметил основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Стартапер-пессимист

ФРИИ - бесполезая организация, которой выдают государственные деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Camington

Скорей вредная

Ответить
Развернуть ветку
Leo Silaev

зачем так сразу, оптимистичней надо быть

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Я бы сказал вредная, с такими то инициативами, хотят похерить индустрию bigdata даже не успев ее взрастить. Я еще понимаю ЕС, у которой в IT нифига нет своего, они вводят свой GDPR чтобы хоть как-то на американцев давить, но нам там это зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Camington

«бизнес должен будет исключить их из оборота»

И как это можно проконтролировать?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Чукча не думатель, чукча законописатель.

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

снова етот кавртофель фрии ерунду придумал

Ответить
Развернуть ветку
Roman Novikov

А 60к в год только тому, кто свои данные качественнее всех отдаёт?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кудасов

«Приведи друга за 1000 рублей»

Ответить
Развернуть ветку
Тёма London

или «потеряй друга за 2000 рублей» слив всю инфу по его интересам

Ответить
Развернуть ветку
Максим Романов

Херня очередная ... данные воровали и будут воровать ...а этот цирк ФРИИ в очередной раз ворует идею

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Vladimiroff

а кто-то уже так делает? чья идея?

Ответить
Развернуть ветку
iLeonidze

Интересно, как будет вестись борьба с «фабриками данных», где группа человек генерирует фейковую инфу? Верификация через абстрактные госуслуги? Пфф, не панацея

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Идея не нова. Вопрос даже не в законодательстве, а наличии цифровой инфраструктуры, которая позволит ее качественно реализовать. Второй вопрос связан с тем, что компании тупо не знают нафига им эти данные. Они только предполагают, что данные им помогут расти.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

Воспользовался тут государственным приложением "Наш Город". Оставил жалобу, что с крыши течет. Через пару часов звонок в дверь. Открываю. Стоит мужик с монтировкой:
- Ну и х$5и, ты жалуешься? Мне теперь на крышу лезть. Еще раз напишешь, на тебя чего-то с крыши упадет.

Пишу на сайте "Наш Город".
- Почему вы передаете мои личные контакты третьим лицам? Для того, чтобы почистить крышу, не обязательно давать мой адрес, ФИО и телефон!
- Это не к нам, пишите в IT-департамент правительства Москвы.
Пишу. Получаю ответ:
- Ну, так у нас программа работает

Ответить
Развернуть ветку
Bilguun Billy

Сдай друга и получи 1,000 руб.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kachura

А кроме популизма в этой новости есть хоть какое рациональное зерно?

Ответить
Развернуть ветку
Эмиль Фейзуллаев

По-моему парадоксальная идея. Обычно пользователи платят сайтам своими данными за бесплатное пользование полезным веб-ресурсом (чтобы тот продал его рекламодателю), а тут наоборот веб-ресурс должен платить пользователям. Тогда рекламодатель будет напрямую платить пользователю, а полезный веб-ресурс останется без средств.
Я понимаю идею, чтобы пользователь платил за полезный веб-ресурс напрямую деньгами, а не своими данными. Но тут че-то вообще вверх тормашками

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда