{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как быстро оценить, сколько активов нужно для получения желаемой прибыли

Считаем рентабельность активов, чтобы планировать вложения в покупку имущества для получения желаемой прибыли, оценивать эффективность использования ресурсов компании, а также не попадать в поле зрения налоговой инспекции.

Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый анализ – штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Начал с показателей рентабельности – они характеризуют эффективность работы компании. Сегодня поговорим о том зачем считать рентабельность активов.

Рентабельность затрат (Return on Assets, ROA) – коэффициент, показывающий сколько копеек чистой прибыли приходится на 1 рубль стоимости активов (имущества) компании.

Зачем мне считать ROA?

Показатель рентабельности активов помогает собственнику компании ответить на три вопроса:

1. Сколько я заработаю, вложив определенную сумму своих и заемных денег в покупку имущества?

2. Насколько эффективно используются ресурсы компании?

3. Вероятен ли риск повышенного внимания налоговых органов к компании?

ROA близка по смыслу к ROE – рентабельности собственного капитала, о которой я уже писал. Но ROE показывает отдачу только от вложений собственных средств, а ROA учитывает привлеченное внешнее финансирование. Это кредиты, займы и кредиторка перед любыми контрагентами: от сотрудников до налоговой. ROA показывает эффективность управления имуществом компании. Чем выше ROA, тем лучше менеджмент компании превращает инвестиции в прибыль.

Пример: ROA вашей компании – 5%. В текущем году вы планируете вложить в компанию 2 млн. руб. своих денег и взять кредит на 8 млн. руб. Это означает, что вы можете рассчитывать на дополнительные 500 тыс. руб. ((2 млн. руб. + 8 млн. руб.) * 5%) чистой прибыли. ROA конкурента составляет 10%. Это значит, что его менеджмент эффективнее распоряжается ресурсами компании. При таких же вложениях, конкурент получит 1 млн. руб. ((2 млн. руб. + 8 млн. руб.) * 10%) чистой прибыли. Есть повод задуматься над компетентностью вашего директора. Если вы сами управляете компанией, то стоит прокачать финансовые компетенции или нанять профессионала.

Также ROA помогает прогнозировать риск проведения налоговой проверки. Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» установлены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Если компания соответствует любому из этих 12 критериев, налоговики заинтересуются ей. Одним из них является значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Под рентабельностью налоговики понимают две ее разновидности: ROA и ROCS – рентабельность затрат. Посмотреть среднеотраслевые уровни ROA можно на сайте ФНС России. Чтобы чувствовать себя в безопасности, необходимо поддерживать ROA выше этих величин.

Пример: Вы занимаетесь оптовой торговлей. ROA вашей компании – 5%. Среднеотраслевая величина составляет 6,4%. Это значит, что компания в зоне риска. Обычно в таких случаях налоговики обращаются с запросом пояснить причину отклонения. Если объяснения их не удовлетворят, ждите налоговую проверку.

Как считать?

ROA=(Чистая прибыль за год)/((Активы на начало года+Активы на конец года)/2)*100%

Где взять исходные данные?

В годовой бухгалтерской отчетности компании. Чистая прибыль берется из отчета о финансовых результатах (строка 2400). Стоимость активов – из бухгалтерского баланса (строка 1600). Если вы индивидуальный предприниматель или если у вас нет нормальной бухгалтерской отчетности, попробуйте рассчитать стоимость активов как сумму денег и стоимость другого имущества, вложенных в бизнес плюс все свои долги по кредитам, налогам, перед поставщиками и т.д. Чистую прибыль возьмите из книги учета доходов и расходов как разницу между доходами и расходами. Из этой суммы нужно вычесть уплаченные налоги. К сожалению, такой расчет будет очень приблизительным, для корректного определения ROA нужны бухгалтерские данные. Как и в случае с другими показателями рентабельности это связано с тем, что сумма поступивших в компанию денег вовсе не обязательно есть ее доходы, а сумма выплат – расходы.

0
2 комментария
Nikita Tuzhikov

Четко, без воды и примеры наглядные. Автору спасибо и продолжать в том же духе!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Спасибо! Буду постараться :)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда