Мы работаем меньше, чем люди в странах с развитой экономикой

Продолжение истории о том, почему четырёхдневная рабочая неделя — это вредная сказка, особенно для России.

Количество отпусков и праздничных дней в разных странах в 2016 году

На инфографике нет России, но по производственному календарю в том же году у нас было 14 праздничных дней. А согласно трудовому кодексу РФ, продолжительность оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Причём для врачей, учителей и учёных это значение гораздо больше.

Для сравнения ещё добавлю, что на страны Евросоюза распространена директива, согласно которой оплачиваемый отпуск должен быть не менее четырёх рабочих недель или 20 дней. В Китае продолжительность оплачиваемого отпуска составляет 11 дней, в Гонконге — семь дней, в Индии — 24 дня, включая праздники.

Вернёмся к России. Получается, что в сумме у нас официально 42 нерабочих дня, не считая обычных выходных. Де-юре это в четыре раза больше, чем в США, почти на 15% выше, чем в Великобритании, которая первая в списке на изображении выше.

Кстати, о США. Это единственная в мире страна с развитой экономикой, в которой нет установленного законом гарантированного отпуска. Конечно, абсолютное большинство компаний ведёт себя гуманно и предоставляет своим сотрудникам от 10 до 15 дней оплачиваемого отпуска. Однако 23% работающих американцев вообще не имеет оплачиваемых отпусков.

Отечественные работодатели должны обеспечивать наибольшее количество оплаченных выходных дней среди вышеперечисленных стран. У нас одинаковая продолжительность отпуска с Великобританией, но в Соединённом Королевстве за праздничные дни не платят. То есть в России фактически предоставляется 42 дня оплаченного отпуска, а в Англии чаще всего — 28 дней.

Процент рабочих, которые воспользуются всеми днями оплаченного отпуска — по данным YoGov за 2015 год. Есть ещё данные IPSOS за 2018 год

Не менее важно то, что далеко не все люди используют все дни предоставленного им оплачиваемого отпуска. Больше всего меня поражает трудолюбие жителей США и Китая. С наименьшим количеством предоставленных им отпускных дней около половины китайцев и американцев не пользуется всеми этими днями.

Раз мы проводим сравнение с нашей страной, то сравнивать надо справедливо. Но мне не удалось найти похожих исследований в России. Есть только информация о том, что 44% россиян в 2017 году заявили, что вообще не пойдут в отпуск. Однако «Левада-Центр» говорит о 38% людей отказавшихся лишь от летнего отпуска.

В таком контексте надо добавить, что в Великобритании 69% жителей не используют две недели своего отпуска. И напомню, что у нас праздники оплачиваются в отличии от туманного Альбиона, где граждане совмещают их с отпуском.

В целом приведённую статистику по использованию отпусков трудно наложить на значения из первой инфографики, так как это немногочисленные опросы населения, а что было в действительности в каждой из стран — неизвестно. Хотя не упомянуть этого я не мог. Эти данные послужат читателю для эмпирического понимания картины мира.

Процент людей работающих больше 50 часов в неделю

По итогу в России самые длинные оплачиваемые отпуска среди всех стран с развитой экономикой. Дальше пуще. По распространённости 40-часовой рабочей недели мы абсолютные лидеры в списке из 38 стран Организация экономического сотрудничества и развития. На втором месте Нидерланды с показателем 0,5%.

Многими принято считать США эталоном всего, что связано с бизнесом и экономическим успехом. Предлагаю спроецировать трудовые нормы США на Россию. То есть мы берём за основу 15 дней отпуска (максимальное среднее значение штатах), восемь оплачиваемых праздников и увеличиваем долю сотрудников, которые работают больше 50 часов в неделю до 11%

По производственному календарю 2016 года человек должен отработать 1974 часа — 246 дней (1974/8). Из этого числа нужно вычесть отпуска. Пусть половина трудящегося населения их не берёт, согласно приведённым выше опросам. Поэтому мы вычтем 14 дней, а не 28. Итого: чистого трудового времени получается 1856 часов или 232 рабочих дня — 100%.

Логично предположить, что если праздники не будут оплачиваться, то люди будут работать в эти дни. Тем более, что почти половина россиян вроде как и в оплачиваемый отпуск не уходит. А праздничных дней на шесть меньше. Следовательно к изначальным 246 дням прибавим шесть и получим 252 дня. Аналогично вычитаем половину отпуска. 252 – 7 = 245.

245 рабочих дней — это 1960 часов при 40-часовой рабочей неделе. Но среди американцев, людей работающих более 50 часов, на около 11% больше. Итого: (19,6 * (50/40) * 11%) + (19,6 * 89%) = 269,5 + 1744,4 = 2013 часов или 251 рабочий день — 108.5%.

На 8,5% потенциально мог быть больше ВВП нашей страны.

«Что за вздор?!» — вероятно, подумали некоторые. Но без размышлений о величине погрешности, кто разрушит плюсовое значение этой банальной арифметики? Ведь количество трудовых часов имеет непосредственное отношение к ВВП.

Я построил график процентного изменения реального ВВП США и общего количества трудовых часов по данным ФРС в период с 1950 по 2015 годы. Обратите внимание на кризис 2008 года. Тогда общее количество рабочих часов снизилось на 5%, а мы говорим о большем значении.

По-прежнему считаете всё это какой-то небылицей? Я вас понимаю. Предположение о ВВП очень вольное, поэтому предлагаю посмотреть на получившиеся 8,5% с другой стороны.

Отечественный предприниматель выплачивает своему сотруднику годовую зарплату за 232 полноценных рабочих дня, в то время как американский бизнесмен платит за 251. Следовательно за одну и ту же сумму денег наш работодатель получает на 8,5% человеко-часов меньше.

Главное не количество, а качество.

Бесспорно правильный, но условный тезис, который возвращает нас к вопросу о целесообразности введения четырёхдневной рабочей недели.

Хотите уменьшить количество рабочих дней с пяти до четырёх? А теперь представьте двадцатипроцентное сокращение человеко-часов на графике выше. Жаль, что у ФРС нет данных за период Великой депрессии, было бы с чем сравнить.

Если глобально по сотням тысяч компаний США количество трудового времени влияет на валовую добавочную стоимость, которую создают эти компании, то случай увеличения производительности вашей компании при сокращении рабочего времени будет лишь дисперсией.

В предыдущей статье я доказал, что между продуктивностью и общим количеством трудовых часов на человека нет никакой видимой корреляции от года к году. Значит, нет синхронного эффекта, но остаётся вероятность, что в долгосрочной перспективе человеко-часы всё-таки влияют на продуктивность.

Готовы ли вы инвестировать в эксперимент по сокращению рабочей недели с надеждой на долгосрочный эффект, при условии, что в ближайшей перспективе вероятность успеха этого опыта на уровне отклонения от матожидания?

Возвращаюсь к нашей большой и необъятной.

Баланс работы и жизни в разных странах

Индекс work-life balance включает в себя такие показатели, как количество рабочих часов, личное время и уровень трудоустроенности матерей. Россия, как мы видим, занимает восьмое место в списке стран ОЭСР, США на 28 месте с индексом 5,8. Высокий баланс работы и жизни некоторые эксперты в Давосе ассоциируют с счастьем, которое влияет на продуктивность.

Получается, мы почти максимально продуктивны, но мы отрабатываем мало часов. Кто-то, наверное, подумает, что если «working hours» входит в индекс, то, работая больше, мы уменьшим наш work-life balance. Спешу вас заверить, что этого не произойдёт.

Чтобы в этом убедиться, нужно знать один нюанс от ОЭСР. Их статисты в индексе work-life balanceпод working hours подразумевают распространённость 40-часовой рабочей недели. У нас же, как вы помните, только 0,2% людей работает больше 50 часов в неделю.

Упрёк

Среднее количество рабочих часов на человека в год

Бдительный читатель помнит эти таблички ещё с предыдущей статьи. Видно, что в России среднее количество трудовых человеко-часов за год больше, чем в большинстве стран. Невольно возникает вопрос: «Что за чушь ты нам втирал всю эту статью?» Но посмотрите внимательнее и вы увидите, что этот показатель в России равен количеству часов по нашему производственному календарю.

Обращаемся к методологии ОЭСР. Количество трудовых часов включает в себя учёт праздничных дней, отпусков, больничных, травмы и временную инвалидность, декретный отпуск, отпуск по уходу за ребёнком, обучения и тренинги, плохую погоду и другие показатели.

Производственный календарь из всего вышеперечисленного учитывает только праздники. Очевидно, что присутствие России в этой таблице — филькина грамота.

ОЭСР ссылается на Росстат. Я не изучал вопрос досконально, но, по-моему, Росстат вообще не ведёт статистику по отработанным часам. То есть ОЭСР ссылается на наш производственный календарь.

Как их аналитики допустили это — я не знаю. Правильнее в таком случае вообще не упомянуть Россию в контексте отработанных часов за год, так как это противоречит их методологии.

Кстати, о декретном отпуске. У нас его продолжительность составляет минимум 70 дней до родов и 70 после. В Калифорнии декрет длится всего шесть недель.

Апофеоз

Все мои выводы остаются в силе. Мы работаем значительно меньше, чем люди в странах с развитой экономикой. Количество праздничных и отпускных дней у нас одно из самых больших в мире.

Также у нас самая большая распространённость 40-часовой рабочей недели среди стран из списка ОЭСР. У нас высокий баланс работы и жизни, который в теории свидетельствует о высокой производительности труда.

Наши работодатели оплачивают самое большое количество праздничных и отпускных дней. Русские предприниматель покупает меньшее количество человеко-часов, чем американский бизнесмен при одинаковых условиях труда.

Я определил, что та разница в человеко-часах между нами составляет 8,5%. Хочу предложить свою интерпретацию этого значения — налог на лень.

Помимо подоходного налога работодатель платит 22% от зарплаты своего сотрудника в ПФР, 5,1% — в ФФОМС, 3,1% — в ФСС и 8,5% ленивого налога.

Думаете о введении четырёхдневной рабочей недели? Многие предприниматели недовольны квази-отягощением из-за повышения НДC, а вы намеренно хотите поднять свою налоговую нагрузку? Одумайтесь, вы подаёте плохой пример.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, невписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

0
101 комментарий
Написать комментарий...
Александр Привалов

1. А хде собственно работать? У нас что, предприятий дохрена? У нас условия на этих предприятиях не скотские? Полстраны состоит или из бюджетников, в носу ковыряют (в ПФР тот же зайдите) или прочий амебный стиль жизни а-ля офисный планктон. А другой работы нет, сорян (для всех желающих уж точно). Сделает ли бОльшее или мЕньшее просиживание штанов страну крепче?

2. А условия этой работы кто-нибудь берет в расчет? Условный американец садится в машину, заезжает за кофе, едет в офис, где профсоюз обеспечивает его рабочим местом. Наш брат встает в 6 утра, 2 часа едет стоя в электричке, приезжает в неотапливаемый склад с чайником. Нормы освещения? Рабочая оргтехника? Отдельный кабинет для принтеров, чтобы не дышать тонером? Спортзал? Да что вы, что вы, мах 1% таких. Зарплаты в т.ч. за переработку сравним? Зато, смотрите, американец не будет брать до конца отпуск! Какой молодец.

Очередная статья в стиле наших чиновников "у вас всё хорошо, не бузите".

Ответить
Развернуть ветку
К М

еще насколько я знаю переработки в США оплачиваются, то есть фиксируем +2 часа на работе сотрудника соответственно и платим ему в конце месяца за переработку, иначе американец засудит компанию. В России, насколько я знаю, большинство систем учета созданы только для фиксации пятиминутных опозданий и лишения премий, но сверхурочное пребывание на работе руководству похер

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда