Где $25 млн на «Спутник»?
В мае 2014 года структуры «Ростелекома» запустили в режиме бета-тестирования «безопасный» поисковик «Спутник», ориентированный на государственные сервисы и фильтрацию контента.
Заявленная миссия «Спутника» — обеспечить россиянам доступ в интернет, защищённый от «деструктивных явлений» и «недостоверной информации».
Дело в том, что ещё в апреле 2014 года Владимир Путин озвучил свой тезис о том, что интернет возник и развивается как спецпроект ЦРУ. «Все идёт через сервера, которые находятся в Штатах, всё там контролируется», — говорил Путин, отвечая на вопрос о Google (27,6% рынка интернет-поиска в России).
Досталось от Путина и «Яндексу»: «“Яндекс” — это национальная система, но часть регистрации у них тоже за границей происходит — и не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям».
Ссылка на The New Times:
Официальной информации по реальной стоимости проекта нет.
В апреле Басов заявлял, что вложения в проект окажутся меньше, чем в сервис заказа такси GetTaxi, который в 2013 году объявлял, что совокупно получил от инвесторов $52 млн.
Основатель компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов считает, что развитие такого проекта, как «Спутник», может потребовать до $20 млн ежегодно в течение нескольких лет. Подробнее — на РБК.
Тот же The Times недавно назвал «Спутник» «провалом за $25 млн». $25 млн наших налогов!
Газета «Деловой Петербург» пишет: «Инвестиции в проект не разглашаются. Только по данным, просачивающимся в прессу (например, когда конкурсы для “Спутника” размещаются на портале госзакупок), в 2014–2016 годах государство потратило на развитие проекта 2 млрд рублей. До этого, по информации СМИ, в разработку было вложено ещё $15–20 млн».
Немного о планах и ожиданиях
22 мая 2014 года в газете «Ведомости» выходит статья «Госпоисковик “Спутник” должен за четыре года войти в топ-10 ресурсов рунета».
На 21 февраля 2019 года «Рейтинг Mail.Ru» оценивает долю «Спутника» на рынке поисковиков в 0,01%
Официальный запрос в «Ростелеком»
16 февраля 2019 года я направил официальный запрос в «Ростелеком» с просьбой разъяснить. Текст письма:
И 20 февраля 2019 года получаю официальный ответ на почту:
Согласен, что объяснить, на каких должностях находится ответственный сейчас, сложно. Тут они могут сослаться на ФЗ-152 о защите персональных данных. Однако где объяснения по инвестициям и окупаемости этих инвестиций?
А главное! Что означает фраза «“Спутник” меняет подход к определению целевых потребителей продуктов»? То, что «Спутник» нафиг никому не нужен, ни одной целевой аудитории из тех, что они уже протестировали? Но не расстраиваются, вкладывают ещё деньги налогоплательщиков и тестируют новые варианты целевых аудиторий продуктов?
А эта: «Имеющиеся у “Спутника” технологии и компетенции позволяют их активно использовать внутри самого “Ростелекома”»?
Мы для себя её делали и вообще счастливы, так как внутри себя и используем, радуемся и нарадоваться не можем?
А почему за наш счёт? Ведь 51% акций «Ростелекома» принадлежат государству. Да, можно сказать, что это инвестиции частных инвесторов, но так обнародуйте эффективность-то для этих частных инвесторов!
Инвестировали $25 млн, чистая прибыль и убыток на 2019 год составили Х млрд, например. Здорово $25 млн инвестировать (налогоплательщиков или частных инвесторов, уже даже не важно) для внутреннего использования «Ростелекома». Хочется спросить, а так можно было? Дайте контакты таких щедрых инвесторов.
Зачем я написал эту статью? Даже не знаю, интересно у нас всё, один кусок масла в магазине украдёт, его сажают. Другой $25 млн денег налогоплательщиков — его (в лучшем случае) накажут или понизят немного на время, а потом сошлются на статью ФЗ-152.
"Спутник" это аналог карты/платёжной системы "Мир" или суперджета - резерв на случай блокады, плюс проект для приобретения/сохранения компетенций (что-то вроде потешных полков Петра 1). Короч, шоб було.
25 лямов баксов вполне адекватный ценник за разработку такого продукта, кстати. Далеко не космос.
Мир и суперджет из другой оперы. Суперджет где-то на 70% состоит из импортных комплектующих, включая американские, и в случае каких-нибудь санкций самостоятельно Россия производить его не может, не может даже экспортировать его в Иран без разрешения США. Мир решает не теоретическую, а реальную проблему - так как ряд банков УЖЕ под санкциями, включая все банки, работающие в Крыму, а другие банки могут внезапно под ними оказаться. А вот зачем нужен Спутник, когда в России уже есть два отечественных частных поисковика - ну, чисто поржать. Кто-то скучает по плановой экономике и хочет все засунуть в государство.
Я занимаюсь проектами и убедился в том, что со стороны очень сложно понять ЗАЧЕМ, не обладая инсайдерской инфой. Знаю только, что $25 миллионов для организации типа Ростелекома - это мелкая сумма для попила.
Вероятнее всего это был реальный проект с реальными планами, но не взлетел. Такое с проектами бывает часто, это нормально. После него остался опыт, опытные спецы и стало больше понимания что-почём. По крайней мере хочется в это верить ))
Не представляю, каким образом Спутник мог бы НЕ провалиться - ну разве что если бы бюджетников заставили им пользоваться. $25 млн - это слишком мало, для успеха в него на порядки больше нужно было бы заливать. Но все же это очень хорошо, что он провалился. Иначе очередная госконтора с доступом к халявному госбаблу объедала бы частные компании, отбирая у них часть рынка.
Есть мнение, слизали идею у китайцев, по манипулированию информационными потоками в положительном ключе, но по ходу даже близко понимания нет, как это делать.