{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Где $25 млн на «Спутник»?

В мае 2014 года структуры «Ростелекома» запустили в режиме бета-тестирования «безопасный» поисковик «Спутник», ориентированный на государственные сервисы и фильтрацию контента.

Заявленная миссия «Спутника» — обеспечить россиянам доступ в интернет, защищённый от «деструктивных явлений» и «недостоверной информации».

Дело в том, что ещё в апреле 2014 года Владимир Путин озвучил свой тезис о том, что интернет возник и развивается как спецпроект ЦРУ. «Все идёт через сервера, которые находятся в Штатах, всё там контролируется», — говорил Путин, отвечая на вопрос о Google (27,6% рынка интернет-поиска в России).

Досталось от Путина и «Яндексу»: «“Яндекс” — это национальная система, но часть регистрации у них тоже за границей происходит — и не только для цели налогообложения, но и по другим соображениям».

Ссылка на The New Times:

Официальной информации по реальной стоимости проекта нет.

В апреле Басов заявлял, что вложения в проект окажутся меньше, чем в сервис заказа такси GetTaxi, который в 2013 году объявлял, что совокупно получил от инвесторов $52 млн.

Основатель компании «Ашманов и партнёры» Игорь Ашманов считает, что развитие такого проекта, как «Спутник», может потребовать до $20 млн ежегодно в течение нескольких лет. Подробнее — на РБК.

Тот же The Times недавно назвал «Спутник» «провалом за $25 млн». $25 млн наших налогов!

Газета «Деловой Петербург» пишет: «Инвестиции в проект не разглашаются. Только по данным, просачивающимся в прессу (например, когда конкурсы для “Спутника” размещаются на портале госзакупок), в 2014–2016 годах государство потратило на развитие проекта 2 млрд рублей. До этого, по информации СМИ, в разработку было вложено ещё $15–20 млн».

Немного о планах и ожиданиях

22 мая 2014 года в газете «Ведомости» выходит статья «Госпоисковик “Спутник” должен за четыре года войти в топ-10 ресурсов рунета».

На 21 февраля 2019 года «Рейтинг Mail.Ru» оценивает долю «Спутника» на рынке поисковиков в 0,01%

Рейтинг поисковых систем на 2019 год «Рейтинг Mail.Ru»

Официальный запрос в «Ростелеком»

16 февраля 2019 года я направил официальный запрос в «Ростелеком» с просьбой разъяснить. Текст письма:

Добрый день, прошу официального разъяснения насчёт поисковой системы «Спутник». Обещали ещё в 2014 году, что за четыре года она войдёт в топ-10 сайтов рунета, обогнав «Яндекс», Google и другие.

Скажите, пожалуйста, кто ответственен за проект и на какой должности он сейчас. Какая точная сумма была инвестирована в развитие и есть ли аналитика по окупаемости? Спасибо.

Алексей Яковлев, генеральный директор SEM Complex

И 20 февраля 2019 года получаю официальный ответ на почту:

Уважаемый Алексей Александрович, здравствуйте!

В ответ на ваше обращение №602 от 16 февраля 2019 года сообщаем следующее:

«Спутник» меняет подход к определению целевых потребителей продуктов. Имеющиеся у «Спутника» технологии и компетенции позволяют их активно использовать внутри самого «Ростелекома».

Иную информацию предоставить не можем в виду соблюдения требований закона о персональных данных ФЗ-152. Спасибо за понимание.

С уважением, Департамент защиты активов ПАО «Ростелеком».

Ростелеком, департамент защиты активов ПАО «Ростелеком»

Согласен, что объяснить, на каких должностях находится ответственный сейчас, сложно. Тут они могут сослаться на ФЗ-152 о защите персональных данных. Однако где объяснения по инвестициям и окупаемости этих инвестиций?

А главное! Что означает фраза «“Спутник” меняет подход к определению целевых потребителей продуктов»? То, что «Спутник» нафиг никому не нужен, ни одной целевой аудитории из тех, что они уже протестировали? Но не расстраиваются, вкладывают ещё деньги налогоплательщиков и тестируют новые варианты целевых аудиторий продуктов?

А эта: «Имеющиеся у “Спутника” технологии и компетенции позволяют их активно использовать внутри самого “Ростелекома”»?

Мы для себя её делали и вообще счастливы, так как внутри себя и используем, радуемся и нарадоваться не можем?

А почему за наш счёт? Ведь 51% акций «Ростелекома» принадлежат государству. Да, можно сказать, что это инвестиции частных инвесторов, но так обнародуйте эффективность-то для этих частных инвесторов!

Инвестировали $25 млн, чистая прибыль и убыток на 2019 год составили Х млрд, например. Здорово $25 млн инвестировать (налогоплательщиков или частных инвесторов, уже даже не важно) для внутреннего использования «Ростелекома». Хочется спросить, а так можно было? Дайте контакты таких щедрых инвесторов.

Зачем я написал эту статью? Даже не знаю, интересно у нас всё, один кусок масла в магазине украдёт, его сажают. Другой $25 млн денег налогоплательщиков — его (в лучшем случае) накажут или понизят немного на время, а потом сошлются на статью ФЗ-152.

0
202 комментария
Написать комментарий...
Вася Бездомный

"Спутник" это аналог карты/платёжной системы "Мир" или суперджета - резерв на случай блокады, плюс проект для приобретения/сохранения компетенций (что-то вроде потешных полков Петра 1). Короч, шоб було.

25 лямов баксов вполне адекватный ценник за разработку такого продукта, кстати. Далеко не космос.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Иванов

Я за лям баксов готов разработать

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Читал что там 80 тел работали, в одного такое сделать нереально ))

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ляшенко

А ты по ищи и найдешь прикол что этот поиск был куплен в месте с сайтом. Да потопная технология))))

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Тем не менее ни у Германии, ни у других стран ЕС такой допотопной технологии нет, даже в таком убогом виде как Спутник. Может она не такая уж и допотопная?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ляшенко

А зачем Немцам или другим странам нужен свой собственный поиск им хватает норм и Google. Немцы лучше сделают дороги людям чем будут пилить государственные деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Ответ неверный. Поисковый движок это суперприбыльный бизнес, который приносит горы денег. Просто у немцы не потянули этот бизнес, а китайцы (байду) и русские (яндекс) смогли. Такова селяви.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

о, может быть вы нас просветите, как же зарабатывать на поисковом движке? Хоть один способ такого суперприбыльного бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Контекстная реклама - более 80% заработков google и яндекса. Миллиарды долларов.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Так, а как связана контекстная реклама с поисковым движком? Неужели для того, чтобы зарабатывать контексте необходим поисковый движок? Или поисковый движок гарантирует заработок на контекстной рекламе?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Напрямую связано, чтобы работала контекстная реклама нужен контекст, контент, цифровые портреты пользователей и сервисы по обработке этих тысяч терабайтов информации. Это ОЧЕНЬ дорого и для этого нужны спецы, коих на рынке очень мало. Просто сделать "парсер интернета" может много кто, а вот что потом делать с этой информацией, как ее классифицировать, хранить - это немногим пока удавалось.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Завтра компания N ввливает 30 миллиардов $ в создание поискового механизма и создает его. Компания начнет зарабатывать на контексте?
Вконтакте, в фб нет поискового движка, но заработок на контекстной рекламе - миллиарды. Как так получается?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Нет. Немного не так, моя версия такая:
1. Завтра компания N ввливает 30 миллиардов $ в создание поискового механизма
2. Через год-полтора его создает и начинает вваливать по миллиарду-другому в месяц на его продвижение.
3. Через лет 5 возможно выйдет на операционную прибыль, если не умрёт по пути.

Примерно так, очень грубо. Если не будет поддержки государства и наличия других целей у существования продукта, что наверняка было у Спутника. Это не 100% коммерческий продукт, я бы даже сказал что он некоммерческий.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

хм, т.е. через несколько уточняющих вопросов мы все же приходим к тому, что причинно-следственная связь все же не такая, как вы указали в самом начале? Может все же прибыльный бизнес на контексте происходит в следствии того, что у компании появляется большая аудитория? И значит все же написание поисковых механизмов на самом деле не является сверх. прибыльным бизнесом? А сверх прибыльным бизнесом является продажа доступа к своей аудитории? А это совершенно разные бизнес модели.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Связь всё же прямая, чтобы был массив данных для продажи нужно его собрать с помощью алгоритмов. Это базис. Первичен цех с грязными работягами и станками, а отдел продаж, маркетинг и т.п. это уже надстройка.
Просто разговор изначально идёт именно про поисковики, а то что слон у трёх слепцов свой это понятно. Так что вы правы разумеется, спору нет.

Ответить
Развернуть ветку
199 комментариев
Раскрывать всегда