4 декабря сооснователь сервиса для бронирования отелей «Островок.ру» Кирилл Махаринский дал интервью журналу «Секрет фирмы». ЦП выбрал 11 важных тезисов из интервью.
1. О причине ухода из «Островка»
Кирилл Махаринский со временем понял, что дружба с сооснователем «Островка» Сергеем Фаге не помогает стартапу расти — они сильно пересекались в своих полномочия и оба хотели руководить компанией. Но лидером, по мнению Махаринского, должен быть кто-то один:
Мы не ссорились. У нас нормальные отношения. Я больше не занимаюсь операционным управлением, но до сих пор остаюсь акционером компании. Просто у меня и Сергея разные точки зрения на то, как развивать «Островок».
2. О родителях и образовании
Гениальным себя и Фаге Махаринский не считает — он говорит, что обоим помогли родители:
Благодаря родителям я получил хорошее образование. У Сергея такая же история, мне кажется. Единственное отличие между нами в этом смысле — он окончил Корнельский университет в США, а я — Оксфорд в Великобритании.
3. О переезде в Россию из США
До 2010 года Махаринский и Фаге жили в США. Когда им пришла идея создать общий стартап, они оба переехали в Россию:
Мы просто увидели тут нишу онлайн-тревела, которая показалась нам очень перспективной. В США она уже была занята компаниями, которые оценивались в миллиарды долларов.
Махаринский говорит, что он уехал из России в Англию с родителями в возрасте пяти лет, но всегда интересовался родной культурой и хотел вернуться.
4. О первых инвестициях
Осенью 2010 года, когда у «Островка» ещё не было готового продукта, Махаринскому и Фаге удалось договориться с фондом Kite Ventures и создателем AngelList Навалем Равикантом об инвестициях.
Честно говоря, мы сами не ожидали, что сможем так быстро привлечь инвестиции. Они дали нам чуть больше $1 млн.
Это было огромной удачей. И возможно, такая легкость меня и Сергея несколько дезориентировала. Мы подумали: если нам удалось так здорово стартовать, то что мешает точно так же быстро вырасти в большую компанию?
Сергей Фаге и Кирилл Махаринский
5. Об ошибках в развитии «Островка»
Махаринский признаёт, что в развитии «Островка» они сделали «массу лишних движений». Например, потратили слишком много денег на контекстное продвижение и рекламу в телевизоре, а также набрали слишком большую команду менеджеров, которая заключала договоры с отелями в СНГ:
Запустили помимо сервиса бронирования несколько проектов, которые напрямую не увеличивали наши продажи, а только работали на узнаваемость бренда. Например, у нас было приложение, с чьей помощью путешественники могли «чекиниться» в разных местах и общаться друг с другом.
Но это сейчас я понимаю, что какие-то шаги были лишними. В тот момент мы с Сергеем иначе смотрели на ситуацию. У нас было довольно много денег, и мы, чтобы быстро вырасти, решили попробовать все.
6. О финансовых показателях «Островка» и выходе на самоокупаемость
По данным журнала «Секрет фирмы», в год «Островок» тратил по $10-15 млн, а выручка была меньше: в 2012 году около $1 млн, в 2013 примерно $4 млн. Махаринский отмечает, что «Островок» официально не раскрывает свои финансовые показатели, но информация «Секрета фирмы» недалека от истины. Проект ещё не вышел на самоокупаемость:
В планах на 2014 год у нас как раз была выручка около $10 млн. Нам остается совсем немного до того, чтобы стать прибыльными.
Правда, по обороту мы еще сильно отстаем от Booking.com в России. У них он больше $1 млрд в год. У нас приближается к $100 млн. Но финансовые показатели «Островка» все время идут вверх. Не было ни одного квартала, когда они бы ухудшались.
7. О массовых увольнениях в 2013 году
В 2013 году из «Островка» уволили треть сотрудников. Махаринский объяснил это «неэффективностью экспериментов»:
Например, команда подписывала договоры с отелями в каком-нибудь регионе. Ребята подписали сотню отелей, прошло время — выяснилось, что толку от этого мало.
Что делать дальше? Нужно либо попрощаться с командой, либо дать ей другой регион. Кому-то дали, но людей было слишком много для текущих задач.
Пришлось увольнять 70 человек — в основном тех, кто договаривался с отелями, несколько разработчиков и сотрудников call-центра. Получилось болезненно, но это жизнь. Невозможно все просчитать заранее.
8. О выходе фонда General Catalyst
В сентябре 2014 года фонд General Catalyst, ранее инвестировавший в «Островок», вышел из стартапа. Свою долю, около $15 млн, фонд просто отдал обратно компании.
Кирилл Махаринский объяснил выход инвестора «проблемами коммуникации» с Сергеем Фаге — за три года представители фонда ни разу не приехали в Россию и потом их взгляды на стратегию разошлись с видением Фаге.
Почему они оставили долю [General Catalyst инвестировали в «Островок» около $15 млн] — для нас такая же загадка, как и для всех. Ситуация развивалась так. Осенью 2013 года мы начали искать еще инвестиции, обратились к ним и получили на это ответ: «Инвестировать в вас мы больше не готовы, но поможем компании тем, что оставим ей свою долю».
В каком-то смысле это действительно помогло, потому что мы смогли найти нового инвестора [фонд Vaizra Capital Льва Левиева и Вячеслава Мирилашвили проинвестировал «Островок» в июне 2014 года] и продать ему эту долю. Так мы решили проблему привлечения инвестиций как минимум до 2015 года.
9. О том, как стартапу выжить в России
Сейчас единственный способ остаться в живых — как можно быстрее показывать прибыль. И это не то что очень сложно, нет. Только вот сама философия стартапа, который с нуля может стать миллиардной компанией и стремится к этой цели, уничтожается.
Представь, что подростка жизнь заставила пойти на работу. Он должен приносить домой деньги и кормить семью. Да, он, конечно, что-то заработает, но только это вряд ли будет большая сумма и вряд ли это хорошо отразится на его будущем.
10. О текущем проекте
После ухода из «Островка», Махаринский занялся запуском глобального образовательного стартапа.
И в Quid [первый стартап Махаринского], и в «Островке» меня смущало то, что сотрудники не всегда могут развиваться как профессионалы.
Даже когда я инвестировал в их образование, посчитать отдачу от этих инвестиций было трудно. Сейчас я смотрю на человека как на софт с большим количеством «багов», влияющих на продуктивность: лень, прокрастинация, страх и другие эмоции не дают сосредоточиться на чем-то важном. Я хочу создать компанию, которая поможет людям в борьбе с этими «багами».
Стартап запустится в 2015 году в виде мобильного приложения, с помощью которого профессионалы смогут улучшать свои навыки, а менеджмент — измерять эффективность до и после обучения. Первым модулем станет программа обучения программистов.
11. О будущем «Островка»
Сейчас для меня «Островок» и Россия как девушка, с которой мы прожили несколько лет, а дальше решили пойти разными дорогами. Она очень красивая, интересная, умная. Отношения с ней были не без трудностей, но в общем прекрасными.
Я всем доволен, но, видимо, у всего есть свое время. Я уверен, что у нее все будет хорошо. И ей, и Сергею я желаю счастья и всегда готов помочь, если это будет в моих силах.
Островок вместе с турбизнесом идет ко дну. Поэтому Махаринский и сдриснул, вот и весь сказ.
Мне вот Тиньков не нравится, но нужно признать, что коммерс он отличный, умеет выжать бабки и сделать прибыльным (или выгодно слить). А эти ребята бездари какие-то, при таком жирном финансировании, связях и собственном еврействе так и не выйти в плюс. Пффф...
Как то грубовато, но в целом согласен с вами. Человек понял, что такой бабах ему может навредить и решил уйти в другое дело, пока Островок на устах как успешная история, хотя бы со связями с инвесторами. Хотя другие российские аналоги потихоньку, без диких инвестиций, наращивают свою прибыль.
Но с другой стороны, крах Островка явно навредит всему мизерному рынку стартапов в РФ, ни кто не станет сюда что то вкладывать. А вот если бы Островок выстрелил, то в РФ полезли бы и другие западные инвесторы.
Ну так надо же думать во что инвестировать, инвестировали такие бабки в стартаперов без опыта, хоть и с образованием хорошим, которое им не капли не помогло. Островок это отличный пример стартАпа в который не нужно инвестировать деньги.
Комментарий удален
мне кажется, или только российские стартаперы так помпезно пафосно фотаются? фотки американцев сплошь в футболках и джинсах у кирпичной стены
Фаге учился в Корнелле, там лучшая студенческая команда по лакроссу, с самым охуенным тренером, тренироваться у которого огромное наслаждение.
Это единственный плюс Островка^^
>> Представь, что подростка жизнь заставила пойти на работу. Он должен приносить домой деньги и кормить семью. Да, он, конечно, что-то заработает, но только это вряд ли будет большая сумма и вряд ли это хорошо отразится на его будущем.
Не согласен. Да, ситуации у всех разные.
Но, согласитесь, вы так и построили прибыльный бизнес на 5(?) лет с учетем инвестиций в несколько десятков млн. $
Возможно, у вас в проекте была зарплата 1 000 0000 рублей в месяц из инвесторских денег и вам в принципе было пофиг.
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарии