О привлечении к солидарной ответственности

Сразу предупредим, статья предназначена для собственников и руководителей организаций, бухгалтерам лучше не читать и не тратить нервы и время для написания гневных комментариев.

На публикацию этой статьи нас подтолкнуло решение суда о привлечении к солидарной ответственности за причинение убытков организации генерального директора и главного бухгалтера(- определение Арбитражного суда Свердловской области от 06.02.2019 по делу № А60-59392/20166). На двоих – 5,7 млн. рублей. Об этой истории, дошедшей до Конституционного суда (- постановление КС РФ от 08.12.2017 № 39-П), написано уже очень много, отметим только, что первопричина привлечения к ответственности – результаты выездной налоговой проверки, выявивший неправомерное применение упрощенной системы налогообложения и прекращенное по амнистии уголовное дело в отношении главбуха.

Это дело еще раз показало проблему распределения ответственности между генеральным директором и главбухом. На сколько руководитель должен вникать в вопросы налоговой оптимизации, бухгалтерского и налогового учета? Можно ли доверять главбуху? Совпадают ли интересы бизнесмена и главбуха? Кто ответит за возможные ошибки?

И вообще, кто такой главный бухгалтер в России? Перефразируя классика - главный бухгалтер в России, больше чем главный бухгалтер. В малом и среднем бизнесе он зачастую и финансист-экономист-юрист-кадровик-налоговый консультант, и еще много чего сразу. Отношение к главбуху у бизнесменов разное: от уважения, вызванного непонятным колдовством над бухгалтерской и налоговой отчетностью, которую руководитель подписывает, но часто не понимает содержание, до пренебрежительного: бухгалтер денег не приносит, надоедает с бумажками, да еще иногда и штрафы по несданной отчетности приходят, а то и лично в налоговую дергают. За что платить?

По данным HeadHunter, работодатели хотят чтобы соискатели на должность главного бухгалтера (в числе прочего) могли (- https://e.glavbukh.ru/article.aspx?aid=690619):

  • организовывать и контролировать бухгалтерский и налоговый учет;
  • готовить и реализовывать налоговую стратегию;
  • оптимизировать налоги.

За этого опытному главбуху готовы платить от 70 до 110 тыс. рублей (в Москве).

В целом, желаемый работодателями функционал совпадает с действующим с 2015 года профстандартом (- приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 N 35697)) для главбухов, в котором указано, что они должны (в числе прочего):

  • организовывать налоговое планирование в экономическом субъекте;
  • формировать налоговую политику экономического субъекта;
  • осуществлять меры налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов.

А как обстоят дела на самом деле? Мы посмотрели мнения бухгалтеров на профессиональных форумах и без купюр (только мат вырезали), вот что увидели (сразу оговоримся - мы не ставили целью провести полноценное социологическое исследование, поэтому выборку мнений бухгалтеров сделали с самых популярных площадок за последний месяц) (- https://www.facebook.com/groups/klerk/?fref=nf).

Так один из участников бухгалтерского форума спросил: «Простите мою незамутненность, но что потенциальные работодатели подразумевают под «оптимизацией налогообложения?» и получил ответы (орфография и пунктуация сохранены):

«Уж не знаю что имеют в виду, но если это то самое, то по мне хамство редкосное просить это от бухгалтера. Ведь никто не пойдёт решать за него проблемы и вытаскивать...»

«Оптимизация - навесить на бухгалтера работу юриста, кадровика, секретаря, напоминальника, разбирающегося с проверяющими и тд. и тп.... вопрос сколько работников вы готовы заменить работодателю? сколько он на вас в деньгах наоптимизирует?»

«Обычно подразумевают, что бухгалтер это такой волшебник, который найдет способ законно платить приемлемую для них сумму налогов. Уровень приемлемости у всех разный, вплоть до нуля. А если не можешь, то ты плохой бухгалтер»

«Потенциальные работодатели подразумевают, что бухгалтер знает секретные схемы, финансовые трюки, хитрые ходы и тп Такой потенциальный работодатель - потенциальный геморрой для бухгалтера, как минимум, для себя он стал геммороем уже давно».

«Я для себя считаю участием в оптимизации максимальное использование возможностей, предоставляемых НПА и судебной практикой. И допустимую долю риска, обоснованную личным опытом и мнением авторитетных для меня коллег. Об это говорю на собеседованиях прямо и прямо же предупреждаю, что в незаконных оптимизациях не участвую- потому что на допросе сразу все расскажу))»

«Оптимизация налогообложения по сути рекламная х…(цензура) тсс, нас могут читать предприниматели, жаждущие дорого за это заплатить. ( кто реально оптимизирует, не пишет об этом в инете в вакансиях и предложениях). Ну или если пишет... То не стоит на эти вакансии откликаться».

«Последние десять лет так и работаю, да е.. (цензура), как хотите, только меня не трогайте и зарплату вовремя платите».

«В критический момент, а их в последнее время стало больше, директора и собственники норовят ответственность переложить на главного бухгалтера, при первой же возможности, хотя изначально типа "отвечают"сами, так что нечего))»

«Так работодатели хотят бухгалтера высшей категории, а платят как помощнику счетовода. Хотят, чтобы при неправильно построенных бизнес- процессах бухгалтер занимался оптимизацией налогообложения. Иными словами: зарабатывают миллионы, а бухгалтеру оклад 60к-100к. Чо, правда?! за оклад оптимизировать десятки миллионов?! Работодатели, ауу!»

«С опытом это приходит. С опытом. Мне за переживание не платят. За креатив тоже. А раз не платят - пусть сами креативят. Могу проконсультировать. Но разрабатывать никаких схем не буду. Меня в долю в чужой бизнес не брали».

Справедливости ради отметим, что большинство бухгалтеров настроены на сотрудничество с собственниками бизнеса и ревностно относятся к своей работе, стремясь не подпустить в нее сторонних консультантов:

«На самом деле организации, имеющие хорошего квалифицированного главбуха, не обращаются к налоговым юристам, налоговым консультантам и прочим приглашенным специалистам для решения проблемы. Потому что эти проблемы или главбух сам успешно решает (в т.ч. и судебные дела по налогам), или, что еще чаще, эти проблемы нивелируются еще на стадии возникновения. Лично я среди своих знакомых главбухов, наоборот, не знаю таких, которые решали вопросы в пользу себя и во вред организации.

А вот различные "консультанты", которые любят вешать лапшу на уши недалеким директорам, у меня вызывают подозрение. Ибо как раз они в погоне за личной прибылью и советуют директорам фирм хитроумные "схемы", от реализации которых только лишь дополнительный "геморрой" как буху, так и самому директору. И при этом минимум гарантий законности.» ( - https://www.klerk.ru/buh/articles/482170/)

От себя отметим, что такая самоуверенность некоторых главбухов – не к добру, ведь нежелание учиться и советоваться у коллег – профессиональный тупик. «Что там на этих семинарах расскажут, я сам могу кого хочешь научить» - фраза, которая, к сожалению, часто звучит не только от главбухов, но и маркетологов, юристов, эйчаров, маститых «производственников». Когда мне как собственнику бизнеса ее говорят – для меня это тревожный сигнал.

Но если честно: вот сколько собственников бизнеса и руководителей реально и объективно знают ситуацию в своем бухгалтерском и налоговом учете? И сколько из них знают не только проблемы, но и пути их решения? И сколько главбухов способны дать им эти решения?

А неправильные решения приводят и к реальной субсидиарной (имущественной) ответственности бизнесменов (- Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2018 № Ф04-1730/2018 по делу № А27-19151/2016, Постановление АС Московского округа №Ф05-14178/2018 от 13 сентября 2018 года по делу №А40-162110/2016, Определением Верховного Суда РФ от 16.05.2018 N 308-ЭС17-21222 по делу N А32-9992/2014 и др.). И про уголовную не стоит забывать (хотя она, несмотря на страшилки, – редка) (- http://www.cdep.ru/index.php?id=79):

Кстати, к субъектам преступления, предусмотренными статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) и лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера) (- П. 7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления"). Если спихивать вину друг на друга, то можно не только солидарно понести имущественную ответственность, но и образовать группу лиц.

Так можно ли доверить налоговую оптимизация главному бухгалтеру? На наш взгляд можно при одновременном соблюдении следующих условий:

  • У него есть на это время;
  • Он заинтересован в результате;
  • У него есть необходимые и достаточные знания не только в бухгалтерском учете, но и в праве (налоговом, корпоративном, гражданском, при необходимости международном и т.д.);
  • И самое главное – он должен мыслить как собственник бизнеса и не просто видеть, но понимать все бизнес-процессы в группе компаний, перспективные направления для его развития, возможности обособления отдельных бизнес-направлений, предусмотреть способы обеспечения безопасности активов собственника и бизнеса, его уголовно-правовой защиты, способы предотвращения корпоративных конфликтов и т.д.

Может ли это качественно сделать сторонний налоговый консультант, не обремененный многочисленной отчетностью – тоже не факт. А самое главное, бизнесмен это не сможет проверить (пока его самого не проверят налоговики): он либо должен довериться мнению своего главбуха, либо консультанта. Это вовсе не означает, что собственники и руководители бизнеса должны становиться бухгалтерами или налоговыми консультантами – отнюдь, более того, если в микробизнесе еще можно обойтись без главбуха, то в малом и среднем без него – никуда и пока все рассуждения о профессии «бухгалтер» как вымирающей – фантазии.

Но конечная ответственность за принятие стратегических решений в области налоговой оптимизации, лежит на собственнике бизнеса (- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). А для того, чтобы их правильно принять, объективно и критически оценивать предложения главбуха или налогового консультанта, эти решения нужно знать, так же как необходимо хотя бы в общем разбираться в маркетинге, продаже или производстве, в объеме необходимом и достаточном для того, чтобы тебя не дурили. Ну и чтобы не сесть, конечно.

-------

Иван Кузнецов — руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса "Compliance Решения" Аттестованный налоговый консультант, эксперт по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, автор книги "Реальная оптимизация налогов" и экспертных публикаций в СМИ.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда