{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как быстро оценить по карману ли компании кредит

Считаем EBIT и EBITDA, чтобы не надорваться, взяв непосильный кредит.

Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый анализ – штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Сегодня речь пойдет о прибыли.

В российской бухгалтерской отчетности выделяется четыре ее вида : валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Анализируя их можно понять насколько эффективны процессы производства, управления, продаж, неосновной деятельности и налогообложения. Среди банкиров, финансистов и инвесторов популярны еще два вида, которые напрямую в отчетности не выделяются:

👉 EBIT (Earnings Before Interest and Taxes) – прибыль до вычета процентов и налогов

👉 EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) – прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации

Читаются как «ибит» и «ибитдиэй», но в России все говорят «ебит» «ебитда». В Интернете полно статей о том, как при помощи этих неблагозвучных показателей сравнивать между собой компании с разной кредитной и амортизационной политиками. Но они полезны не только внешним аналитикам.

🤷‍♂️ Зачем мне считать EBIT и EBITDA?

EBIT помогает собственнику компании определить максимально допустимую сумму, которую можно потратить на уплату налога на прибыль (или налога по упрощенной системе) и обслуживание заемных средств. Понимание этого предела позволяет не надорваться, взяв непосильный кредит 🏋️‍♂️

Пример: EBIT вашей компании за прошедший год – 1 млн. руб. В текущем году вы планируете взять кредит на 10 млн. руб. под 20% годовых. Обслуживание долга будет обходиться в 2 млн. руб. в год. Чтобы кредит не похоронил компанию, в этом году вам нужно заработать вдвое больше, чем в прошедшем. Если финансовая модель этого не предполагает, от кредита нужно отказаться.

EBITDA нужна, чтобы понять какую сумму можно потратить на те же цели в краткосрочном периоде, если очень прижмет. Амортизация – это расход, который иногда можно отложить.

Пример: EBITDA компании из предыдущего примера за прошедший год – 3 млн. руб. То есть 2 млн. руб. из поступившей выручки нужно потратить на покупку основных средств и нематериальных активов. Если в текущем году не планируется такая покупка, то эти деньги могут быть потрачены на обслуживание кредита. Но через год нужно будет заработать достаточно EBIT, чтобы покрыть этот расход.

🧮 Как считать?

EBIT = Прибыль до налогообложения + Проценты к уплате

EBITDA = EBIT + Амортизация

📑 Где взять исходные данные?

В бухгалтерской отчетности компании. Прибыль до налогообложения и проценты к уплате берутся из отчета о финансовых результатах. Первый показатель – это сумма по строке 2300. Второй разные аналитики считают по-разному. Некоторые берут сумму по строке 2330 – это только расход по начисленным процентам. Я считаю, что логичнее считать чистый процентный расход – разницу между расходами по процентам к уплате и доходами по процентам к получению. Это разность между суммами по строкам 2330 и 2320. Если вы не даете денег взаймы и не имеете банковских вкладов, то результат будет одинаковым. Если даете и имеете – второй вариант расчета EBIT позволит учесть доход от размещения свободных денег. Как следствие – предел возможностей по обслуживанию заемных средств будет выше. Амортизация берется из пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Нужно сложить суммы амортизации нематериальных активов (строка 5100, графа «Начислено амортизации») и основных средств (строка 5200, графа «Начислено амортизации»).

Алексей Иванов, директор по развитию проекта бухгалтерского аутсорсинга «Гениальный штаб».

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Ruslan Omelchenko

Статья полезная, собственно как весь телеграм-канал, на который я наткнулся как раз на vc.ru.
Если статья читателям понравится, то зайдите в телеграм-канал, там море полезного и нужного для наших реалий.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Спасибо, приятно! :)

Ответить
Развернуть ветку
roman

"Амортизация – это расход, который иногда можно отложить" - не вводите людей в заблуждение. Амортизация это неденежный расход, который никуда "отложить" нельзя. А вот CAPEX (инвестиции) можно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Все верно пишете. Но статья ориентирована не на профессиональных финансистов - им и ебитду объяснять не надо :)

Ответить
Развернуть ветку
roman

Думаю будет лучше и понятнее, если вы укажите в статье, что амортизация это бухгалтерская заморочка для отражения снижения стоимости ОС, что в свою очередь является неким прокси CAPEXа, который можно отложить. А то некоторые люди считают, что из амортизации они смогут что-то финансировать :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Иванов
Автор

Что-то финансировать можно из поступившей выручки - об этом в примере русским по-белому написано.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда