Госдума в первом чтении одобрила регулирование иностранных платежных систем, кошельков и систем бесконтактной оплаты Статьи редакции

WeChat Pay, Alipay, MoneyGram и другим иностранным платежным сервисам нужно создать кредитную организацию и получить лицензию ЦБ для работы в России.

12 марта 2019 года Госдума приняла в первом чтении законопроекты, обязывающие иностранные платежные средства регистрироваться в России, а банкам — регулировать деятельность приложений для бесконтактной оплаты. Поправки вводятся в ФЗ 161 «О национальной платежной системе». Трансляция заседания велась на сайте нижней палаты парламента.

Что предлагают законопроекты

Регулирование зарубежных платежных систем

Авторы законопроекта предлагают ввести в законодательство понятие «иностранные поставщики платежных услуг» (ППУ) — организаций, которые имеют право оказывать услуги по переводу денег в соответствии с законами страны, в которой она зарегистрирована.

Правки в ФЗ 161 «О национальной платежной системе» обязывают иностранные платежные средства и электронные кошельки создать юрлицо в России, открыть местное представительство и согласовывать правила работы с ЦБ, например, как это делает PayPal. В противном случае им запретят оказывать услуги по переводу денежных средств, а российским банкам — обеспечивать такие переводы, пишет РБК.

Также в поправках к закону указано, что российские банки смогут запрашивать у поставщиков платежных услуг информацию о клиентах для противодействия отмыванию денег, а ЦБ — получать от банков-партнеров ППУ документы и другую информацию о взаимодействии с платежными системами.

Регулирование приложений бесконтактной оплаты

Второй законопроект касается Apple Pay, Google Pay, Mir Pay, Huawei Pay и Samsung Pay и устанавливает новые условия к выполнению требований ЦБ к информационной безопасности.

Правки в закон предполагают, что российские банки смогут работать только с теми приложениями, у которых не будет доступа к паролям и другой личной информации пользователей. По запросу ЦБ банки будут обязаны предоставлять информацию и документы о компаниях-разработчиков приложений бесконтактной оплаты.

Также законопроекты вводят регулирование Центробанком QR-кодов, которые используются для оплаты — разработку требований к использованию QR-кодов, их безопасности и хранению.

Кого коснутся законопроекты

Законопроекты коснутся основных иностранных платежных систем — WeChat Pay, Alipay и MoneyGram, а также платежных приложений Apple, Google и других компаний. Например, Alipay и WeChat Pay в России используют азиатские туристы, студенты и другие граждане КНР, системы договариваются с российскими партнерами для приема платежей в магазинах.

По законопроекту ЦБ создаст реестр иностранных операторов платежных систем, в котором им нужно будет зарегистрироваться, получив статус платежного агента и найти банк-партнер. Сейчас в России только PayPal имеет собственную небанковскую кредитную организацию, остальные используют договоры с кредитными организациями в качестве иностранной компании.

Изменения в законы коснутся и платежных агрегаторов, которые на основании договоров с банками обрабатывают операции по картам и электронным кошелькам. Таких агрегаторов около 40 тысяч — среди них «Яндекс.Касса», Robokassa, UnitPay, CloudPayments. Их планируется приравнять к банковским платежным агентам.

Сейчас агрегаторы зачисляют деньги клиентов на свой счет и сразу передают продавцам-партнерам. Новые правки позволят ФНС и ЦБ следить за работой агрегаторов и обяжет их сначала зачислять средства на счет в банке-партнере, а только потом торговым точкам.

Если примут законопроект, регулирующий платежные приложения, банки будут обязаны уведомлять ЦБ о начале или прекращения использования таких приложений и не смогут предоставлять Apple, Google, Samsung и другим поставщикам доступ к паролям и электронным подписям клиентов, с помощью которых клиенты проводят финансовые операции.

Авторы законопроекта отмечают, что правки в закон также вводят обязательное подключение всех российских кредитных организаций к системе быстрых платежей.

Для чего вводятся правки

«Предоставление иностранных электронных кошельков российским пользователям ограничивается в целях стимулирования развития российских платежных инструментов и технологий и направлено на защиту интересов наших граждан и банков», заявили представители ЦБ изданию Forbes.

В случае банкротства банковского платежного агента средства со специального счета в конкурсную массу не включаются, арест на них также не может быть наложен, считает предправления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева. По её мнению, новые правки — «крайне важная норма, так как сейчас при банкротстве такого агента средства граждан никак не защищены».

Новые законопроекты позволят гарантировать защиту прав потребителей, считает зампред правления Ассоциации «Национальная платежная ассоциация» Мария Михайлова. По её словам, MoneyGram сейчас работает в России по агентской схеме, и в случае появления вопросов к качеству сервиса, нужно обращаться в американский офис. После принятия правок, российские пользователи смогут обратиться в региональное представительство, считает Михайлова.

Когда появятся изменения в законе

В случае принятия законопроектов у банков будет шесть месяцев для информирования ЦБ о том, с какими поставщиками платежных приложений они работают и заключенных договорах с иностранными партнерами-поставщиками платежных услуг.

Через 270 дней после принятия законопроектов должны прекратиться трансграничные переводы денег физлиц в платежных системах, которых нет в реестре ЦБ. У иностранных платежных компаний будет 180 дней для изменений в работе, чтобы соответствовать новым правилам.

0
150 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Нет, равные условия же, местным надо выполнять все требования ЦБ, а иностранцам нет.
Закон считаю правильный, если в рыночной экономике условия не равны, то это не рыночная экономика, а компрадорская.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

Денис, Вы читали книгу "Атлант расправил плечи"? Некоторым она не нравится, но мы сейчас прямым ходом движемся к тому, что в ней очень хорошо расписано. Ограничение конкуренции - плохо. Даже если изначально с благими намерениями.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Читай, также читал о писательнице ее написавшей, она ее написала под впечатлением о советском союзе, фактически, эта книжка такая же крайность, социалистическая экономика, дескать освободите капитал и все будет, нет, не будет, капитализм приобрел человеческое лицо, только после октября 1917, до этого он был ну очень уродлив.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Ostrenko

Скажите тогда, а сейчас, по Вашему личному мнению, у нас в стране что? Капитализм или что-то другое?
Если другое, то Вы лично верите, что это "другое" лучше (в долгосрочной перспективе) капитализма с его саморегуляцией рынка?
Если это всё-же капитализм, то как в нём могут существовать такие законы и к чему они нас приведут?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Сейчас у нас преимущественно компрадорская экономика, я даже удивлен этому закону, видимо у олигархов нет долей в иностранных банках и платежных системах, удивительно...

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

Денис, ну мы же уже не в начале 20-го века, чтобы термином компрадорская экономика раскидываться. Он уже вообще не к месту. Вернее сказать, в россии государственно-клановая олигопоническая экономика, отдающая преимущество офшорным фирмам и капиталу (в том числе и российскому)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Да все тоже самое, у нас иностранцам почет и уважение, а своих раком ставим, видимо ментальность такая еще со времен царя гороха.

Ответить
Развернуть ветку
147 комментариев
Раскрывать всегда