Вся юнит-экономика в одной инфографике

21 метрика, 16 формул и более 40 связей на одном листе А4.

По статистике, около 75% стартапов, которые смогли привлечь инвестиции, не могут их вернуть и закрываются в первые три года. Согласно исследованию аналитической компании CB Insights, больше всего неудач происходит из-за того, что рынок не нуждается в продукте. Вторая самая распространённая причина — у компании заканчиваются деньги.

Чтобы не провалиться и начать зарабатывать, владельцам стартапов нужно как минимум уметь анализировать своих пользователей, свой продукт и экономические показатели.

Вместе с Владиславом Прищеповым, продуктовым аналитиком из «Яндекса» и куратором курса Product Analysis & Unit Economics в Digital October, мы нарисовали карту юнит-экономики. Она поможет увидеть взаимосвязь между метриками и чётко понять, как, изменяя одну из метрик, мы влияем на конечный результат.

Также карта будет полезна при моделировании экономики бизнеса в случаях, когда доступны не все данные: можно отметить то, что известно, для недостающих метрик, взять средние значения по рынку и затем посчитать остальное.

Карта в высоком разрешении доступна по ссылке. Чтобы посчитать метрики, воспользуйтесь нашим онлайн-калькулятором с готовыми формулами для подсчёта среднего чека, дохода на одного пользователя, стоимости привлечения пользователя и других метрик.

0
133 комментария
Написать комментарий...
Ilya Krasinsky

Ох, ссылку бы на первоисточник поставили. Учитывая что в таком формате названия метрик С1, AvPaymentCount, CPAcquisition, 1st Sale COGS популяризировал я и команда людей, которые со мной работала.

Cсылки на первоисточник ставить кажется правильным, но важнее другое — это позволяет развивать фреймворк и не совершать детских ошибок

(для справки: Влад Прищепов работал у меня и учился, а шаблон в таблице повторяет фреймворк созданный для ФРИИ стартапов и его используют и в Яндексе и в Мейле и множестве других компаний отдельные команды).

Конечно же фреймворку важно обучать и дорабатывать и принадлежит он сообществу вообще говоря — но не круто совершать ошибки и неточности.

В схеме выше много ошибок и неточностей
1.
Orders — это заказы, ARPPU и AMPPU считаются по оплатам, платежа, то есть payments.
например, в интернет-магазине: у 1000 пользователей 1700 заказов, но 1200 оплат — там еще конверсия есть.

2.
В ARPPU, а точнее AMPPU (Av Margin per Paying User) важно учитывать издержки. Артем Лисовский выше верно пишет.

Тут вообще смысл потеряли юнит-экономики — юнит — это то, что мы масштабируем, в цифровых продуктах это customers или платящие клиенты, так вот разница в бизнес моделях в формуле AMPPU

AMPPU транзакционной бизнес модели, когда у нас комиссия = AvPrice × Comission × AvPaymentCount
AMPPU с издержками (доставка, упаковка) = (AvPrice − COGS) × AvPaymentCount − 1st sale COGS
AMPPU в рекламной модели = AvPrice × AvPaymentCount = Imps / 1000 × Imps per User
AMPPU в подписной модели без масштабируемых издержек = AvPrice × AvPaymentCount = AvPrice × Lifetime
и т.д. по всем бизнес моделям — обратите внимание, структура формулы AMPPU очень похожа и зависит от ср. чека, который платит клиент, структуры издержек на payment и число payments на покупателя

В этом суть, что в зависимости от бизнес-модели формула AMPPU меняется, остальное остается таким же: все бизнесы привлекают пользователей или лидов из каналов и умножают их на С1 — конверсию в первую покупку и получают поток денег от покупателей AMPPU

3. Итого на схеме выше разобран 1 частный случай, не подходящий большинству и вводящий в заблуждение (((.

Почему так, потому что для ФРИИ мы обсчитали реально сотни кейсов с разными бизнес-моделями, все что в России встречалось (в папке на гугл.диске больше 1000+ расчитанных экономик для маркетплейсов, для модели с издержками и т.д.)

Немного смущает, что в заголовке написано: «Вся юнит-экономика в одной инфографике» — а по факту разобран 1 кейс с ошибками.

4. Даня Ханин, привет )).
Ты как в анекдоте: при попытке сделать 1 единый стандарт — создал 2й и теперь его форсишь. Аргумент простой — систему метрик, которую я и наша команда собрали для ФРИИ и, которую с шаблонами из ФРИИ взял и ты и Влад наша команда адаптировала к цифровым digital бизнесам на основе сотни стартапов ФРИИ, бизнесов Яндекса, Мейла, игровых кампаний.

Вклад в фреймворк внесло много людей, о которых важно сказать: Олег Якубенков, Алиш Якубов, Лена Столбова, Артем Азевич, Инга Фокша, Женя Калинин, а до этого многое взяли у Микиты Микадо, Егора Руди, Айнура Абдулнасырова, Алисы Чумаченко и еще множества людей, с которыми тестировали, вымеряли фреймворк, брали материалы и т.д. — все это именно диджитал продукты и сервисы и фреймвор продумывался для них.

Заводы так считать нельзя — у них структура издержек сложнее — нужно полностью Голдратта использовать. Для digital бизнесов схема выше работа и работает хорошо.

Мы эту схему собирали потому что продакты переходят из компании в компанию и путаются в разных названиях одного и того же — идея была показать, что разница только в формуле AMPPU. Продакты не переходят обычно на заводы и там не считают Юнит-экономику — у любого фреймворка есть область применимости. То что ты хочешь этот фреймворк к заводам применить — это хорошо и твой опыт и твой вклад, но имхо это опыт не массовый.

Я понимаю что личный пиар и продвижение калькуляторов и продуктов важно — но новые версии и названия метрик не делают индустрию лучше и проще — круто додумывать фреймворк, который немного изменяет текущие привычки, но не переучивает вообще всех — то есть требует минимального порога входа. Иначе будет несколько нотаций и стандартов на рынке и еще больше путаницы.

Хочешь, давай обсудим, я на связи )))

Я двумя руками за дальнейшее развитие фреймворка и за то, чтобы все цветы росли, слава богу от дальнейшей дискуссии вся индустрия выиграет и этот фреймворк — это то что принадлежит сообществу, но так же оставляю право давайть фидбек и указывать на то, что считаю неверным.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

я тоже уже видел сотни бизнесов и столкнулся с тем, что термины неудобные, а есть уже отработанные и удобные :) я всего-то заменил твое ARPPU на понятное ARPC. Просто потому что есть бизнесы где нет никаких PU :) и уж тем более никогда не был против тебя. и я за развитие и за тусовку.

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

А AMPU на ARPU зачем менять то было??? Или только меня смущает, что ltv тут и в твоём блоге считается через выручку, а не через маржинальную прибыль?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

А чего минусуем?

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Даниил, у илья как раз и арпу и маржинальность %, или аmpu в натуралке. А вот при чем тут gross? Ни revenue, ни gross revenue не скажет ничего об экономике, поэтому и вопрос, для чего оценивать ltv в выручке ? Что скажет эта метрика ? Какая в итоге экономика юнита, позитивная или негативная ?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

AvP - COGS это и есть Gross Profit. проценты и все остально это вопрос как считать. Просто это не Revenue. ARPU это Average Revenue Per User а по формуле это Average Gross Profit Per User. И проблема в том, что иногда в бизнесе есть люди, которые знают экономику и для них путница в терминах зло.

Ответить
Развернуть ветку
Reb Rending

Сори, вместо gp, прочёл gr. Тут вопросов нет. Но в блоге все равно расчёт Ltv указан через арпу, что на мой взгляд бессмысленно

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

бррр, смотря где и что, у меня. в блоге новые статьи выходят и могут уточнять старые, это же блог, я сильно изменил свое отношение к подходу и сейчас еще сильнее изменю. А про LTV и ARPU не понятно, что значит определен через? в моем мире cLTV это деньги которые принес клиент за все время (без вычитания COGS, так как в реальном бизнесе этот COGS никто посчитать не может, а люди с экономическим образованием считают не то, что надо, в итоге издержки должны идти отдельно). Есть же постоянные и переменные издержки, их можно считать на единицу сделки, а можно на клиента, а можно не делить и переписать формулу. Но это на любителя, тут главное начать с того, что мы хотим получить и для чего. Я просто не рассматриваю этот Фреймворк как бухгалтерский инструмент (пока не рассматриваю) и работаю. с ним как с инструментом ранжирования задач, поиска точек кратного роста, поиска оптимального пути изменения продукта и тп.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

Потому что arpu это нефига не revenue у Ильи, а брать gross profit он не хочет, и придумал margin

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

кстати, сейчас у меня LTV считается через Gross profit но не думаю, что это правильно и что именно так считать надо, но это вопрос терминологии, Илья вот предложил обсудить, я готов собрать круглый стол и можно обсудить терминологию, вопрос с кем обсуждать, тут методикой глубоко занимаются 2 человека ;)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Tryapitsyn

по уму в расчете LTV обязательно нужно учитывать что 1 руб через год не равен 1 рублю сегодня (time-money value).

В целом по расчету LTV есть несколько фундаментальны академических работ, которые берут свое начало в IBM (определяли кто из клиентов наиболее ценный).

но могу сказать, даже Harvard проедает tool по расчету LTV который считает с ошибкой.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

по уму надо, вопрос для чего?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Tryapitsyn

потому что маркетинговый бюджет просят вперед, а возвращают ROMI где-то там, за горизонтом ..

Второе (уже серьезно) - от LTV зависит оценка стоимости компании.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

а если вы считаете это для другого? юнит-экономика не является инструментом бухгалтерского, управленческого или финансового учета, и вообще ни разу не экономика. Это другой инструмент, кроме того он срезовый на момент времени.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Tryapitsyn

не понял Вашу логику.
Обычно бизнес это про деньги.
Если что-то мерять в деньгах и это не про бизнес - тогда это политика.

Если Вы считаете деньги, то это в любом случае деньги. Они меряют правильно ли выбран сегмент, есть ли куда расти и т.п.

Unit Economy по-другому называется Contribution Margin (CM) - сколько копеек с усредненной транзакции можно получить. Это дает понимание точки окупаемости в количестве транзакций. К примеру, "нам нужно 1000 продаж с чеком 500 руб чтобы быть операционно безубыточными по году". Ну и далее смотрим - а есть ли емкость рынка достаточная для этой 1000 продаж.

Все проблемы начинаются когда люди искренне верят, что взяв 1 рубль сегодня и отдать 1 рубль через 2-3 года - это хорошо. И потом обижаются когда им инвестиций не дают.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

хорошо, что рассказали, мне что такое contribution margin :) юнит-экономика это про принятия продуктовых решений, а не про бухгалтерию. и да 1 рубль сегодня не равен рублю завтра, это понятно. просто юнит-экономика инструмент для другого, например, чтобы понять сейчас надо оптимизировать онбординг, удержание или маркетинг. и если маркетинг то на какую величину его поднимать именно сейчас. Да это про деньги но по другому.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Tryapitsyn

Ну то есть мы упорно будем лить деньги в маркетинг даже если не понятно как и когда они вернутся? В чем логика? Может правильнее в моменте Fixed costs резать?
Продукт - это средство извлечения прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Khanin

а кто сказал что мы будем лить деньги в маркетинг? почему вы так решили? почему вы решили что стоимость денег не учитывается?

Ответить
Развернуть ветку
130 комментариев
Раскрывать всегда