Самозанятые столкнулись с блокировками в банках из-за использования личных счетов для бизнеса Статьи редакции
Банки пока не понимают, как с ними работать: использовать для бизнеса личный счёт нельзя, но открыть предпринимательский счёт самозанятые не могут.
Самозанятые, перешедшие на экспериментальный налоговый режим, столкнулись с первыми блокировками счетов в банках, так как кредитные организации не всегда знают, как с ними работать. Об этом пишет издание «Банки.ру».
Несмотря на добровольную отчётность перед Федеральной налоговой службой, самозанятые не регистрируются как индивидуальные предприниматели и не могут открыть специальный счёт для ведения бизнеса, поэтому получают доход на личные счета физического лица.
Однако банки запрещают использовать счета физлица для предпринимательской деятельности. Такой запрет прописан в договоре обслуживания. Обычные клиенты, как правило, не получают множественные переводы от других физлиц или компаний, поэтому у банков возникают к самозанятым вопросы об источнике поступлений средств на счёт.
В результате есть риск, что банк заблокирует счёт и, возможно, личную карту самозанятого за подозрительные операции. В крайнем случае банк внесёт клиента в чёрный список.
«Банки.ру» в качестве примера приводят двух клиентов «Сбербанка» из Рязани и Красноярска, столкнувшихся с блокировками. Однако в этих регионах не действует специальный налоговый режим для самозанятых, эксперимент пока проходит только в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области.
Как избежать блокировки
Единого подхода к работе с самозанятыми у кредитных организаций пока нет. Опрошенные изданием банки советуют клиентам предупреждать их о статусе самозанятых, хотя по закону те не обязаны это делать.
Кроме того, банки советуют самозанятым открыть отдельный счёт для доходов от бизнеса.
Блокировки личных счетов самозанятых вряд ли в ближайшее время станут массовыми, считает гендиректор юридической компании Urvista Алексей Петропольский.
Обновлено 18:48 Налоговая служба отреагировала на сообщения о блокировках счетов самозанятых, пишет РБК. ФНС посоветовала самозанятым предоставить банкам справки о своей деятельности. А банкам в налоговой рекомендовали проверять статусы налогоплательщиков перед блокировкой.
Эксперимент по выводу самозанятых из тени начался 1 января 2019 года в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области. С начала года самозанятыми зарегистрировались 40 тысяч россиян.
Работающие на себя могут добровольно зарегистрироваться в ФНС и платить налоги по сниженной ставке: 4% для тех, кто работает с физлицами, и 6% для тех, кто обслуживает ИП и юрлица. В эксперименте могут участвовать самозанятые, чей доход не превышает 2,4 млн рублей в год.
Для регистрации в системе и оплаты налогов ФНС выпустила специальное мобильное приложение-кассу «Мой налог». Самозанятые не обязаны уведомлять банк о своём статусе и не ограничены в том, как получать доход: наличными, переводами на счёт или на карты.
Опытные самозанятые используют такие международные платёжные системы типа Payoneer и др.(PayPal давно не актуально). Для заказчиков это элементарно и удобно - не важно российские или не россиийские, юрлица или такие же самозанятые. Этот рынок очень развит, но не в России. Тинкофф-Банк, вроде, имеет какие-то программы. Что-то было у Альфа-Банк. Самозанятый сам решает, тратить деньги с того счёта или делать вывод на свой счёт в российском банке. А также сам решает, декларировать всё или частично. Полная свобода и выбор ответственности. На мой взгляд, если есть рынок, то предложение точно есть. Чем больше запретов, тем выше миграция.
У альфабанка можно зарегаться через него в налоговой как самозанятый и все. Остальная функциональность, похоже, еще в разработке, как и у остальных.
Я бы не стал регаться через банк, чтобы налоговая видела вообще все карточные транзакции. Впрочем, каждый сам для себя решает.
Ну там, во-первых, декларируется, что привязку банка к системе налоговиков можно разорвать (причем, со стороны налоговиков; у них, похоже, там oauth2). И, во-вторых, налоговая увидит только то, что ей пошлет банк.
Вопрос как раз в немалой степени в том, когда банки запилят нормальную интеграцию, чтобы декларировались только необходимые транзакции, а не, например, возврат долга за обед или перевод родителям. пока, насколько я понял, интеграции на деле нет никакой, даже у альфабанка.
Ну и да, можно еще вообще не интегрировать и заносить все платежи руками, но, опять же, банк должен тогда понимать суть операций и не блокировать счета. к чему кредитные организации сейчас не готовы (о чем и статья).
В статье написано про одну блокировку Сбербанком на самом деле. Есть информация о других банках делающих то же самое?
Я про такое не слышал, но пока что автоматически о статусе самозанятого гипотетически может знать только альфа (если вы потрудились нажать нужные кнопки в настройках приложения «Мой налог»). Насколько в банке это учтут при выполнении комплаенса ЦБ, сложно сказать.
В остальных же случаях вам придется топать в отделение, как-то объяснять клерку о своем статусе и молиться, что ЦБ дал отмашку банкам на этот счет, в банке уже разработаны нужные процедуры на такой случай и у клерка есть инструкции, что делать.
Иначе... можете ознакомиться в других статьях на vc, как российские банки любят работать с нетиповыми кейсами :)
Пока у репетиторов, которым время от времени капает копеечка на карточку, проблем нет, как я понимаю. Другие «нетиповые кейсы» надо рассматривать отдельно.
На самом деле все зависит от сумм и регулярности транзакций. До определенного момент банки не триггерятся на карточные переводы. А потом тупо блочат счет и посылают за мешком справок об отсутсвии принадлежности к разным видам млекопитающих.
Если получать на карту каждый месяц по 150к кучей переводов от разных источников, то вопросы определенно возникнут.