«Если Apple решит вывести Apple Card в Россию, они столкнутся в первую очередь с сильной конкуренцией» Статьи редакции

Мнения представителей «Тинькофф банка», «Модульбанка», «Банки.ру» и других компаний о перспективах нового финансового сервиса Apple в России.

На презентации 25 марта Apple представила кредитную карту с бесплатным обслуживанием и кэшбеком — Apple Card.

Карта виртуальная, она выпускается с помощью смартфона и приложения Apple Wallet. Пользователи смогут оплачивать покупки через несколько минут после её активации — во всех точках, где можно расплатиться с помощью Apple Pay.

Apple обещает возвращать 3% от покупок в собственных магазинах и сервисах и 2% — от покупок в других местах. Кроме того, пользователь может выпустить физическую карту из титана, однако при расчётах с её помощью кэшбек составит 1%.

Apple будет развивать сервис в партнёрстве с банком Goldman Sachs и платёжной системой Mastercard. Apple Card заработает в США летом 2019 года, о запуске в России и других странах пока ничего не известно.

Представители российских банков, финансового маркетплейса «Банки.ру», а также аналитической компании Frank RG предположили, с кем могла бы заключить партнёрство Apple для выхода на российский рынок и с какими трудностями бы столкнулась.

Если компания решит запускать Apple Card в России, ей потребуется заключить партнёрство с одним из банков. Как вы думаете, у кого самые высокие шансы?

Шансы зависят от тех требований, которые Apple будет предъявлять к банку-партнёру. Мы не исключаем участие в переговорном процессе, если вдруг Apple решит выйти с этим продуктом в Россию.

Данил Анисимов, вице-президент, директор департамента продуктов и портфельного менеджмента «Тинькофф банка»

Банк должен быть технологичным, успешно работать с клиентскими сегментами среднего класса и выше — на их долю приходится 60% объёма всех платежей банковскими картами в магазинах и сфере услуг.

Таким партнёром мог бы стать и «Сбербанк», и «Тинькофф банк», и «Альфа-банк», и ВТБ, и дочки иностранных банков.

Анастасия Чувило, руководитель проектов в аналитической компании Frank RG

Наиболее вероятным партнёром нам видится «Сбербанк». В первую очередь из-за большого количества клиентов и регионального покрытия.

Конкуренцию ему могут составить ВТБ и «Альфа-банк». Последний активно развивает digital-технологии. Кроме того, указанные банки входят в топ-10 по активам.

Екатерина Марцукова

, руководитель отдела анализа банковских продуктов финансового маркетплейса «Банки.ру»

Скорее всего, они попытаются заключить партнёрство с топ-3 банками для физических лиц, что даст им большую базу клиентов уже на старте. Но при этом непонятно, чем они будут делиться, если будут раздавать 2% кэшбека на все покупки.

Иво Димитров, управляющий директор «Модульбанка» по продуктам

С какими ограничениями могла бы столкнуться Apple в России при запуске Apple Card?

Российский банковский рынок технологичный, конкурентоспособный, выглядит более продвинутым на фоне банков многих западных стран, но в то же время он небольшой, со своей спецификой — в том числе с точки зрения законодательства, правил БКИ (Бюро кредитных историй — vc.ru) и идентификации.

Поэтому запуск Apple Card будет выглядеть более логичным сперва на европейском или азиатском рынке. И только потом, в случае успеха проекта, продукт может появиться в России.

Данил Анисимов, вице-президент, директор департамента продуктов и портфельного менеджмента «Тинькофф банка»

Безусловно, предложение Apple для банковского рынка США — это прорыв с точки зрения технологий, который подстегнёт конкуренцию.

Если компания захочет выйти на российский рынок, ей придётся учитывать особенности сложившегося в нашей стране потребительского опыта.

Apple предлагает кэшбек до 3%, а для наших клиентов уже стал стандартом кэшбек до 5%. Кроме того, на российском рынке технология бесконтактной оплаты давно стала привычной для пользователей.

В «Яндекс.Деньгах» мы предоставляем возможность загружать карту в телефон и платить с нашим приложением бесконтактно с 2016 года.

Для российских пользователей карта и приложение — это не только возможность оплачивать покупки в магазинах, но и сервис для оплаты коммунальных услуг, налогов, платежей в пользу госорганов.

Марина Рычажкова

, руководитель PR-проектов «Яндекс.Деньги» в России

Если Apple решит вывести Apple Card в Россию, они столкнутся в первую очередь с сильной конкуренцией на уже сложившемся рынке.

Их преимущество в том, что у них нет цели заработать на этом продукте — он всего лишь привязывает пользователей к их экосистеме. Поэтому они могут себе позволить делать многие вещи, которые другие игроки не в состоянии предложить.

Иво Димитров, управляющий директор «Модульбанка» по продуктам

Если Apple Card всё же запустится, как это повлияет на российский банковский рынок? Какую долю платежей может получить Apple?

Предложение Apple, на первый взгляд, весьма привлекательно.

Однако пока непонятно, с какой ставкой компания предложит карту пользователям, какой кредитный лимит они получат, будет ли грейс-период и как будет работать скоринг.

Российский карточный рынок очень конкурентен: банки предлагают и большие бонусы-кэшбеки, и удобные мобильные приложения, и моментальные переводы, и учёт личных финансов.

По многим показателям российский банковский рынок более прогрессивен по сравнению с консервативными рынками США и Европы. Конкурировать на таком рынке будет непросто даже Apple.

Какая-то доля владельцев iPhone с Apple Pay попробует пользоваться картой любимого бренда.

Apple Card будет не единственной картой от технологического гиганта. Очень скоро о своих проектах объявят Google, Samsung, кто-то из китайских брендов.

Анастасия Чувило, руководитель проектов в аналитической компании Frank RG

Сервис Apple Pay уже достаточно распространён в России, поэтому можно говорить о том, что наша инфраструктура готова к работе с Apple Card. Тем более что в дополнение к виртуальной карте идёт карта на физическом носителе, которой можно пользоваться как раз там, где Apple Pay ещё не работает.

Преимуществом карты станет её бесплатное обслуживание. Сейчас российские банки в основном предлагают выполнить дополнительные условия для бесплатного обслуживания пластика — например, поддерживать обороты или неснижаемый остаток на картсчёте.

Также Apple анонсировала кэшбек в 2% за любые покупки с помощью Apple Pay и 1% при оплате с помощью карты. В настоящее время ВТБ и «Совкомбанк» предлагают повышенное вознаграждение за оплату с использованием сервисов Pay, в том числе Apple Pay, в размере 2–2,5% в зависимости от категории трат и их суммы в месяц.

Здесь Apple Card может столкнуться с конкуренцией. Однако если у Apple не будет ограничений по сумме покупок или вознаграждения в месяц, то преимущество продукта налицо.

Согласно статистике, представленной объединённой компанией «Связной-Евросеть», в 2018 году в России было продано 3,96 млн смартфонов (на 2% больше, чем в 2017 году) и 260 тысяч планшетов Apple.

Таким образом, значительная доля граждан может быть заинтересована в новом продукте. Бесплатные переводы между владельцами карты так же будут занимать существенную долю рынка.

Екатерина Марцукова, руководитель отдела анализа банковских продуктов финансового маркетплейса «Банки.ру»

Представители «Сбербанка» отказались от комментариев.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

То что показали apple - это обычная американская кредитка + немного от современных российских интернет-банков. Конкуренция в России по части удобства банкинга очень сильная

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Yevseev

В России нет конкуренции среди банков. Есть Сбербанк и все остальные. Во всех основных категориях Сбербанк удерживает долю от 50% и выше - дебетовые и кредитные карты, потреб. кредиты, ипотека, брокерское обслуживание и так далее.

Все, что могут остальные, давать завышенные проценты на остаток и дикий кэшбек, окупая эти расходы дичайшими ставками, штрафами и комиссиями.

Конкуренция - это когда пять или десять банков стараются дать вам самую низкую ставку по ипотеке. А в России - есть два варианта ипотеки: ставка Сбера и ставка любого другого банка по формуле Ставка Сбера +1% годовых.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Сбербанк - это просто дефолтный зарплатный банк и ничего более того. Технологически конкуренция просто огромная. А понимаешь это, когда открываешь аккаунт в американском банке и не можешь через web-интерфейс сделать ничего. Самое больше - это сделать выписку и загрузить в какой-нибудь YNAB, чтобы нормально проанализировать.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

"А понимаешь это, когда открываешь аккаунт в американском банке и не можешь через web-интерфейс сделать ничего."

Скажите чего я не могу сделать в аккаунте американского банка, что доступно в вебе рф банков, и я пришлю вам скриншот с опровержением.

Если вы у вас нет опыта использования американских банков не нужно дезориентировать со своей диванной аналитикой.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Самый простой вариант: сделайте перевод по банковским реквизитам другому человеку.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov
Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Хотите другого примера: apple показали чат, через который можно решать все вопросы в реальном времени. У BoA такое есть?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

"А понимаешь это, когда открываешь аккаунт в американском банке и не можешь через web-интерфейс сделать ничего."

А причем тут Apple, если речь о российских банках.

Вот решение любых вопросов в реальном времени, чат, звонок, если нет желания ждать преезвонят.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

Еще есть какие то аргументы? Кроме минуса.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

У вас на скриншоте часть менюшки и больше ничего.

У меня в банке, например, перевод возможен по реквизитам только на подтвержденные счета. То есть я должен подтвердить получение небольших сумм с другой стороны. Только после этого я могу делать переводы. А так, выписывай чек.

Банальное приложение zelle (BoA тоже поддерживает) вызвало фурор среди моих знакомых. Потому что переводы денег стали гораздо проще.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

Часть менюшки доказывающая, что в у вас есть возможность переводить деньги по реквезитам. Zеlle это часть инфраструктуры банка, так же можно просто перевдить с помощью сторонних сервисов типо venmo.

Все это говорит о том, что вы не понимаете что говорите и продолжаете это делать, ведь признать что говорите ерунду намного сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

Говорить "ерунду" не сложно, когда каждый день с ней сталкиваешься и испытываешь боль от тупости местных банковских систем в простейших вопросах.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

Давайте по существу, опишите мне одну простейшую проблему от которой вы испытываете боль.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail

1. Невозможность простым способом перевести деньги в большинстве банков (у меня нет аккаунта в BoA)
2. Отсутствие смс/нотификаций о транзакциях
3. Ужасный поиск по истории. В одном из банков у меня есть только кнопка загрузить еще
4. Отвратительные мобильные приложения, которые чаще всего просто браузерная обертка над обычным вебом
5. Авторизация через ж*пу.
6. Никакого юзабилити. Если что-то можно сделать, то чаще всего это закопано на хрен пойми какой странице.
7. Типичная проблема с кредиткой: невозможно адекватно оценивать сколько ты потратил в конкретный момент времени. Pending transaction указываются отдельно и там много мусора. От одного из банка я получаю бумажные выписки (pdf-ки): по дебетовой карте красивые шрифты и полуторные интервалы между строк; по кредитной убогий шрифт и всё идет единым блоком текста, читать невозможно.
8. Время работы и реакции сотрудников. Если у вас есть какой-то вопрос выходящий за рамки стандартных, то его вас с блеском ответят, но только в рабочее время банка. За пределами этого времени обычно просто никто не отвечает.
9. То как я получал амазоновскую кредитку стоит отдельного пункта. Чейз попросил прислать им копии документов. Я пришел в их отделение, откуда их послали факсом. Дальше тишина. Через полгода история повторилась с тем же набором документов, только мне прислали карту.

Ответить
Развернуть ветку
Anton

у CapitalOne есть пушы на кредитки

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

Я запутался, местных, вы в штатах проживаете?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem Belov

Все кроме, покупки билетов, и видеооткрыток. Ну как по мне покупка билетов это не супер необходимая фича в банковском приложении.
А еще самое приятное чего нет в рф банках, защита от фрода, и мновенный возврат денег по одному телефонному звонку.
Сбер, мошенники украли бабосик с карты, забудь, пройдешь ады бюрократичких операций и так и не вернут бабки скажут сам виноват, или иди в тот филлиал где карту получал. Перевод из разных регионов невозможен, там разные Сбербанки. Списывают деньги в погашение штрафов за парковку, хотя я уже погасил эти штарфы и куча куча всякой несуразной херни, за то есть оплата билетов и видеооткрытки.

В штатах в любом банке.
Любое несанкционированное вами снятие денег с карты возвращается мгновенно по одному звонку. Такого в рф банках не помню.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Ништяки онлайн-банков напрямую связаны с особенностями работы банков и системы. Не может приходить автоматическое списание баланса, если у тебя операция офлайн, а такое возможно в европейских и американских терминалах

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Roslyakov

Посмотреть, во сколько (точное время) была транзакция по кредитке.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда