«Если Apple решит вывести Apple Card в Россию, они столкнутся в первую очередь с сильной конкуренцией» Статьи редакции

Мнения представителей «Тинькофф банка», «Модульбанка», «Банки.ру» и других компаний о перспективах нового финансового сервиса Apple в России.

На презентации 25 марта Apple представила кредитную карту с бесплатным обслуживанием и кэшбеком — Apple Card.

Карта виртуальная, она выпускается с помощью смартфона и приложения Apple Wallet. Пользователи смогут оплачивать покупки через несколько минут после её активации — во всех точках, где можно расплатиться с помощью Apple Pay.

Apple обещает возвращать 3% от покупок в собственных магазинах и сервисах и 2% — от покупок в других местах. Кроме того, пользователь может выпустить физическую карту из титана, однако при расчётах с её помощью кэшбек составит 1%.

Apple будет развивать сервис в партнёрстве с банком Goldman Sachs и платёжной системой Mastercard. Apple Card заработает в США летом 2019 года, о запуске в России и других странах пока ничего не известно.

Представители российских банков, финансового маркетплейса «Банки.ру», а также аналитической компании Frank RG предположили, с кем могла бы заключить партнёрство Apple для выхода на российский рынок и с какими трудностями бы столкнулась.

Если компания решит запускать Apple Card в России, ей потребуется заключить партнёрство с одним из банков. Как вы думаете, у кого самые высокие шансы?

Шансы зависят от тех требований, которые Apple будет предъявлять к банку-партнёру. Мы не исключаем участие в переговорном процессе, если вдруг Apple решит выйти с этим продуктом в Россию.

Данил Анисимов, вице-президент, директор департамента продуктов и портфельного менеджмента «Тинькофф банка»

Банк должен быть технологичным, успешно работать с клиентскими сегментами среднего класса и выше — на их долю приходится 60% объёма всех платежей банковскими картами в магазинах и сфере услуг.

Таким партнёром мог бы стать и «Сбербанк», и «Тинькофф банк», и «Альфа-банк», и ВТБ, и дочки иностранных банков.

Анастасия Чувило, руководитель проектов в аналитической компании Frank RG

Наиболее вероятным партнёром нам видится «Сбербанк». В первую очередь из-за большого количества клиентов и регионального покрытия.

Конкуренцию ему могут составить ВТБ и «Альфа-банк». Последний активно развивает digital-технологии. Кроме того, указанные банки входят в топ-10 по активам.

Екатерина Марцукова

, руководитель отдела анализа банковских продуктов финансового маркетплейса «Банки.ру»

Скорее всего, они попытаются заключить партнёрство с топ-3 банками для физических лиц, что даст им большую базу клиентов уже на старте. Но при этом непонятно, чем они будут делиться, если будут раздавать 2% кэшбека на все покупки.

Иво Димитров, управляющий директор «Модульбанка» по продуктам

С какими ограничениями могла бы столкнуться Apple в России при запуске Apple Card?

Российский банковский рынок технологичный, конкурентоспособный, выглядит более продвинутым на фоне банков многих западных стран, но в то же время он небольшой, со своей спецификой — в том числе с точки зрения законодательства, правил БКИ (Бюро кредитных историй — vc.ru) и идентификации.

Поэтому запуск Apple Card будет выглядеть более логичным сперва на европейском или азиатском рынке. И только потом, в случае успеха проекта, продукт может появиться в России.

Данил Анисимов, вице-президент, директор департамента продуктов и портфельного менеджмента «Тинькофф банка»

Безусловно, предложение Apple для банковского рынка США — это прорыв с точки зрения технологий, который подстегнёт конкуренцию.

Если компания захочет выйти на российский рынок, ей придётся учитывать особенности сложившегося в нашей стране потребительского опыта.

Apple предлагает кэшбек до 3%, а для наших клиентов уже стал стандартом кэшбек до 5%. Кроме того, на российском рынке технология бесконтактной оплаты давно стала привычной для пользователей.

В «Яндекс.Деньгах» мы предоставляем возможность загружать карту в телефон и платить с нашим приложением бесконтактно с 2016 года.

Для российских пользователей карта и приложение — это не только возможность оплачивать покупки в магазинах, но и сервис для оплаты коммунальных услуг, налогов, платежей в пользу госорганов.

Марина Рычажкова

, руководитель PR-проектов «Яндекс.Деньги» в России

Если Apple решит вывести Apple Card в Россию, они столкнутся в первую очередь с сильной конкуренцией на уже сложившемся рынке.

Их преимущество в том, что у них нет цели заработать на этом продукте — он всего лишь привязывает пользователей к их экосистеме. Поэтому они могут себе позволить делать многие вещи, которые другие игроки не в состоянии предложить.

Иво Димитров, управляющий директор «Модульбанка» по продуктам

Если Apple Card всё же запустится, как это повлияет на российский банковский рынок? Какую долю платежей может получить Apple?

Предложение Apple, на первый взгляд, весьма привлекательно.

Однако пока непонятно, с какой ставкой компания предложит карту пользователям, какой кредитный лимит они получат, будет ли грейс-период и как будет работать скоринг.

Российский карточный рынок очень конкурентен: банки предлагают и большие бонусы-кэшбеки, и удобные мобильные приложения, и моментальные переводы, и учёт личных финансов.

По многим показателям российский банковский рынок более прогрессивен по сравнению с консервативными рынками США и Европы. Конкурировать на таком рынке будет непросто даже Apple.

Какая-то доля владельцев iPhone с Apple Pay попробует пользоваться картой любимого бренда.

Apple Card будет не единственной картой от технологического гиганта. Очень скоро о своих проектах объявят Google, Samsung, кто-то из китайских брендов.

Анастасия Чувило, руководитель проектов в аналитической компании Frank RG

Сервис Apple Pay уже достаточно распространён в России, поэтому можно говорить о том, что наша инфраструктура готова к работе с Apple Card. Тем более что в дополнение к виртуальной карте идёт карта на физическом носителе, которой можно пользоваться как раз там, где Apple Pay ещё не работает.

Преимуществом карты станет её бесплатное обслуживание. Сейчас российские банки в основном предлагают выполнить дополнительные условия для бесплатного обслуживания пластика — например, поддерживать обороты или неснижаемый остаток на картсчёте.

Также Apple анонсировала кэшбек в 2% за любые покупки с помощью Apple Pay и 1% при оплате с помощью карты. В настоящее время ВТБ и «Совкомбанк» предлагают повышенное вознаграждение за оплату с использованием сервисов Pay, в том числе Apple Pay, в размере 2–2,5% в зависимости от категории трат и их суммы в месяц.

Здесь Apple Card может столкнуться с конкуренцией. Однако если у Apple не будет ограничений по сумме покупок или вознаграждения в месяц, то преимущество продукта налицо.

Согласно статистике, представленной объединённой компанией «Связной-Евросеть», в 2018 году в России было продано 3,96 млн смартфонов (на 2% больше, чем в 2017 году) и 260 тысяч планшетов Apple.

Таким образом, значительная доля граждан может быть заинтересована в новом продукте. Бесплатные переводы между владельцами карты так же будут занимать существенную долю рынка.

Екатерина Марцукова, руководитель отдела анализа банковских продуктов финансового маркетплейса «Банки.ру»

Представители «Сбербанка» отказались от комментариев.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Yakov

У Apple Card нет не только платы за обслуживание, но и штрафов за просрочку (даже если не вносить минимальные платежи), и прочих скрытых платежей. Это, как я понимаю, принципиальная позиция Apple, которая не будет меняться от страны к стране.
В России же у многих банков штрафы и скрытые платежи — это чуть ли не основной источник дохода по кредитным продуктам.

Можно много говорить о том, что в России высокая конкуренция в банковской сфере (и это правда), но сложно отрицать тот факт, что Apple Card — это продукт следующего уровня, даже для России.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Эмитентом карты является не Apple, ставки ставит банк, а не Apple, вот и всё. Вряд ли у тех кто оформил карту через Apple (вроде Goldman Sachs эмитент) будут особые привелегии в % и сроках по просрочкам в отличие от этих кто сделал это у того же банка, но не через устройство Apple. И почти всю сумму по просрочкам и пеню будет получать банк эмитент-обслуживающий. И даже если, например, будут проблемы с картой, скорее всего их будет решать банк. Устройство Apple это просто оборудование для выпуска карты банком, который сама Apple выбрала. Все обязательства и тд и тп по банку. Чтобы осуществлять банковскую деятельность нужно иметь множество лицензий и быть финансовой организацией или банком - коей Apple не является.

Ответить
Развернуть ветку
Yakov

Дело в том, что Goldman Sachs не выпускал карты для физлиц до проекта с Apple, поэтому однозначно говорить об условиях сложно. Не соглашусь с тем, что это просто обычная банковская карта, а Apple только яблочко нарисовала.

Будет совсем круто, если у клиентов будут отношения только с Apple, а банк станет невидимым посредником. Думаю, это именно то, к чему Apple стремится. Но сейчас непонятно, как получится в реальности.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey

Тогда им придется переобучать (нанимать новый) штат для обучения консультирования по банковским услугам и будет работать цепочка (клиент -> поддержка Apple -> поддержка банка (невидима для клиента)), зачем тогда увеличивать штат, если можно всё перекинуть на банк и не создавать лишних связей. Всё равно, вряд ли банк даст полный доступ поддержке Apple даже если и только по клиентам Apple (конфиденциальность и всё такое), все равно скорее всего всё в конце сведется к работникам банка (либо напрямую от клиента, либо от работника поддержки Apple, а это уже лишнее время, как минимум), как никак счет в банке открыт и как одна компания они работать не смогут.

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда