{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

BNPL – сервисы: что это такое и как работает

Frank Media выяснял, почему ЦБ хочет признать BNPL кредитом и что на самом деле нужно покупателям

Фото: Unsplash.com

Рассрочка BNPL – один из самых быстрорастущих сервисов в мире – становится популярной и в России. Сейчас многие россияне стремятся отказаться от платных услуг и снизить свои траты в моменте. BNPL позволяет оплачивать товары и услуги равными частями без переплаты.

В условиях, когда реальные располагаемые доходы населения как минимум не растут, у этого рынка есть потенциал. На него уже пришли крупные розничные банки, маркетплейсы, сервисы электронных платежей и даже микрофинансисты. А ЦБ поднял вопрос о том, является ли BNPL кредитом, и задумался о его регулировании.

Frank Media разбирались во всех нюансах BNPL и проблемах, с которыми постоянно сталкиваются реальные клиенты.

Что такое сервисы BNPL

Покупка в беспроцентную рассрочку BNPL (Buy now, pay later, или “покупай сейчас, плати потом”) – самый быстрорастущий платежный метод в мире. По данным исследовательской компании Juniper Research, в 2022 году более 360 млн человек оплачивали товары и услуги таким способом. К 2027 году число пользователей сервисов BNPL, вырастет в 2,5 раза — до 900 млн, прогнозирует Juniper.

Через сервисы BNPL прошло более $214 млрд клиентских денег в прошлом году, подсчитал портал Statista. С 2019 года объем транзакций в BNPL ежегодно удваивался. Аналитики Statista ждут, что в этом году покупатели проведут через сервисы BNPL $300 млрд, а через четыре года – около $600 млрд.

Раньше BNPL был уделом финтех-стартапов. Однако сегодня лидеры индустрии – Affirm, Afterpay, Klarna – превратились в известные финансовые бренды. Например, американская Affirm торгуется на NASDAQ, ее капитализация в начале марта превышала $3,4 млрд. А в BNPL теперь устремился крупный капитал – технологические гиганты с опозданием принялись делить рынок. Например, PayPal запустил собственный сервис Pay in 4, Google стал партнером SplitIt, а Apple анонсировал Apple Pay Later.

Почему BNPL так популярны

Фото: Unsplash.com

Секрет мировой популярности BNPL среди покупателей прост – сервис позволяет оплачивать товары и услуги частями без процентов и переплаты, семейный бюджет не страдает.

Продавцам это тоже выгодно: конверсия продаж растет, клиенты, которым позволили разделить платеж, в итоге тратят более крупные суммы и приходят за новой рассрочкой. Оплату за товары и услуги продавцы получают сразу же – от оператора сервиса. Последний зарабатывает на комиссионных от партнеров: ритейлеры и компании из сферы услуг возвращают ему процент от каждой оплаты через BNPL.

Распространение BNPL заставило экономистов и журналистов заговорить о том, что сервисы BNPL станут убийцами кредитных карт. Миллениалы и зумеры предубеждены против классических кредитных продуктов и предпочитают менее дорогие и более технологичные решения. А банкиры стали адаптировать свои кредитные продукты под ожидания покупателей и чаще встраивают опцию рассрочки в стандартный функционал кредиток.

Как работают сервисы BNPL

Механизм BNPL не менее прост: долг делится на несколько равных частей, выплата проходит в короткие сроки. Чаще всего покупатели платят по 25% от суммы покупки раз в 2 недели. Если размер BNPL-рассрочки невелик, а срок возврата короток, она, как правило, бесплатна. За длинный срок возврата и крупную покупку клиенту придется заплатить оператору процент, за просроченный платеж – штраф.

Чем BNPL отличаются от рассрочки и кредитной карты

Это роднит сервисы BNPL с классическими рассрочками. Главное отличие – в канале оплаты.

BNPL обычно оформляют в онлайн-магазинах или через мобильные приложения на POS-терминалах без заключения кредитного договора. При этом кредитный рейтинг клиента не важен, а его платежная дисциплина не влияет на будущий скоринговый балл.

Классическую рассрочку же оформляют на более крупные покупки через ритейлера. У него есть партнерства с определенными некредитными организациями или свои дочерние структуры, которые предоставляют рассрочку. Записи о крупной рассрочке поступят в кредитное бюро и будут учтены новыми кредиторами клиента.

Владельцы кредитных карт также могут не платить проценты за пользование заемными средствами, если умело пользуются льготным периодом. Отличие здесь не столько в платности, сколько в ассортименте доступных товаров и услуг.

Кредитной картой можно расплатиться у парикмахера, на заправке или в булочной – везде, где есть терминал. А сервисом BNPL – только у партнеров оператора и иногда только за определенные товары, продажи которых хочет повысить ритейлер.

Кто выдает BNPL – рассрочку в России

Фото: Яндекс Сплит

Сервисы BNPL стартовали в РФ в 2021 году. Пионерами стали сервис “Долями” от “Тинькофф” и “Сплит” от “Яндекса”. В основу те и другие взяли финансовые модели зарубежных аналогов. “Долями” и “Сплит” также делят покупку на 4 части с выплатами раз в две недели. У “Сплит” есть платная опция удлиннения срока возврата: рассрочку можно растянуть на 4-6 месяцев в обмен на комиссию. Деньги выдаются без заключения кредитного договора, информация о платежной дисциплине заемщика в бюро кредитных историй в этом случае не заносится.

Сейчас на рынке сервисов BNPL больше игроков, они работают по тем же схемам. Это крупные розничные банки, сервисы электронных платежей и микрофинансовые организации. Кроме того, маркетплейсы продвигают собственные услуги беспроцентной рассрочки. В их числе:

  • “Плати частями” (оператор “Центр новых финансовых сервисов”, принадлежит Сбербанку),
  • “Подели” (оператор “А4 – Технологии”, принадлежит Альфа-банку)
  • Ozon Рассрочка (принадлежит Ozon),
  • “Частями” (входит в экосистему “Халва”, Совкомбанк),
  • “Заплатить по частям” (входит в сервисы ЮKassa, НКО “ЮМани” — также принадлежит Сбербанку),
  • “Мокка” (оператор МФО “Рево Технологии”) и другие.

Предлагая по сути схожие продукты, сервисы BNPL в России не борются за выживание, а переживают всплеск популярности. Во многом ее можно объяснить эффектом “низкой базы” – BNPL растут с нуля.

Однако своими результатами пионеры BNPL уже довольны. Например, “Тинькофф” рассказывал, что за 2022 год ежемесячный объем покупок, оплаченных “Долями”, вырос в 10 раз. “Более половины пользователей оформляют “Сплит” повторно после погашения”, — говорит представитель оператора рассрочки “Яндекса”. Конкретных цифр за прошедший год ни банк, ни оператор “Сплита” не называют.

В конце года Центробанк провел опрос крупнейших компаний, предоставляющих услуги BNPL-рассрочки, и пришел к выводу, что пока этот рынок не сопоставим с кредитованием и микрофинансированием, рассказал Frank Media представитель ЦБ.

Совокупные обязательства граждан по BNPL не превышают 10 млрд рублей при среднем размере долга [среднем чеке — FM] до пяти тысяч рублей. Вместе с тем рынок рассрочки имеет огромный потенциал роста, и мы продолжим его мониторинг на регулярной основе.

уточнила пресс-служба регулятора

Почему BNPL в России — новый финансовый хит

Фото: Unsplash.com

Сейчас, по данным Frank RG, 38% российских банков уже предлагают карту рассрочки или опцию рассрочки внутри карточных продуктов. Доля бесплатных кредиток достигла 65%. Средний срок льготного периода вырос до 111 дней. Однако вне его ставки по безналичным операциям варьируются от 11% до 35% годовых.

В то же время у потребителей есть запрос на снижение своих одномоментных трат и отказ от платных услуг. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения упали в прошлом году на 1,4 процентных пункта. Падение могло быть больше, однако в IV квартале они немного выросли после непрерывного снижения с начала года. При этом годовая инфляция достигла 12%. А ЦБ в своих релизах говорил о переходе россиян к режиму экономии.

Frank Media проанализировали отзывы на сервисы BNLP на трех крупнейших площадках, где клиенты делятся собственным опытом их использования. Большинство рецензентов позитивно оценили возможность купить товар за четверть цены и отсутствие переплат (например, вот и вот).

Это признают и финансисты. BNPL – это новый важный этап развития современного банкинга, говорит руководитель сервиса “Подели” Олег Ряженов – Симс. В конце 2023 года свой BNPL решил запустить ВТБ. “Рассчитываем, что сервис будет иметь высокий спрос в силу простого клиентского пути и закрытия потребности совершения покупки с отложенными платежами”, — сообщила пресс-служба банка.

Нужно ли регулировать BNPL?

Дискуссия о том, кто и как будет регулировать рынок BNPL началась в том же 2021 году. Тогда ЦБ выпустил письмо, в котором не рекомендовал профессиональным кредиторам участвовать в практиках рассрочки без заключения договоров потребительского кредитования. Банк России охарактеризовал эту практику как недобросовестную и обходящую положения закона “О потребительском кредите”.

Однако формально операторы рассрочки “от банка” часто оказываются вне досягаемости ЦБ – это отдельные компании, которые не получают банковскую лицензию, а самого понятия BNPL в российском законодательстве нет. Маркетплейсы вовсе неподотчетны Банку России.

Такое положение не устраивает ЦБ. “Рассрочка по экономической сути – это кредит. … Но это не регулируется. … Я не предлагаю полное регулирование включать. Но первое должно быть, на наш взгляд, то же раскрытие информации людям, как и по кредитам, чтобы они понимали, какую нагрузку в рамках рассрочки они несут, и какую цену они платят в конечном счете”, — говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина (цитата по “Прайм”).

ЦБ предлагает сблизить законодательство о потребительском кредитовании и с тем, что регулирует рассрочки, в том числе BNPL. В частности:

  • ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора (нужно, чтобы клиенты имели полную информацию об условиях продукта);
  • раскрывать полную стоимость (по аналогии с потребительским кредитом);
  • ограничить размер неустойки за просрочку (в отсутствии платности рассрочки операторы могут устанавливать несоразмерные долгу штрафы);
  • дать возможность покупателю запретить уступку прав требования (чтобы его долг, например, не попал к коллекторам);
  • запретить устанавливать разные цены на товары в BNPL – рассрочку и при оплате наличными (такая практика, например, распространена на первичном рынке жилья).
  • дать возможность в течение «периода охлаждения» отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара (по аналогии, например, с рынком страхования);
  • а также в любой момент досрочно выплатить рассрочку по заранее известной процедуре (по аналогии с потребительским кредитом).

Также регулятор настаивает на отправке информации о BNPL в бюро кредитных историй. Банк России уже давно говорит о проблеме перегруженных долгами заемщиков и мерах по “охлаждению рынка потребительского кредитования”. Появление данных о BNPL в кредитных бюро позволит банкам учитывать их при расчете предельной долговой нагрузки (ПДН) заемщика и ограничит системные риски закредитованности.

Ограничение долговой нагрузки населения осуществляется за счёт макропруденциального регулирования: обязательный расчет показателя долговой нагрузки, количественные ограничения и надбавки к коэффициентам риска. Эти инструменты могут учитывать, в том числе и обязательства заемщиков по рассрочке, говорит ЦБ.

Например, на 2023 год ЦБ установил лимиты для банков с универсальной лицензией – доля кредитов заемщикам с ПДН более 80% не должна превышать четверти портфеля.

Какой защиты хотят клиенты

Фото: Unsplash.com

Ситуации, когда у клиентов нет полных данных об условиях BNPL, часты. Например, многие из них не понимают процесс установки лимита рассрочки и их зависимость от платежной дисциплины (примеры здесь и здесь). В обратной связи операторы BNPL сообщают, что отображение лимита не гарантирует возможность им воспользоваться. Лимит динамичен: он меняется в зависимости от активности клиента в сервисах “Яндекса”, в том числе от истории погашения предыдущих «Сплитов», объясняет представитель компании. “Обращение обрабатываем автоматически внутри сервиса и учитываем многие факторы. Точные причины отказа назвать не можем”, — пишет ответ клиенту представитель “Тинькофф”.

Также покупатели описывают проблему изменения цен при выборе оплаты частями, а также многочисленные технические проблемы. Иногда такие проблемы – не прошло списание с привязанной к сервису карты при наличии на ней средств – ведут к штрафам (примеры здесь и здесь). При этом выяснить, по чьей вине не прошло списание, клиенты не могут: эмитент карты и оператор BNPL обвиняют друг друга.

Когда все изменится?

Регулирование BNPL пока не самая горячая тема для ЦБ. Проработкой подходов и проведением изменений в законодательство регулятор будет заниматься в 2023-2024 гг. Опрошенные операторы сервисов BNPL пока не волнуются, признаются их представители, так как под прямой надзор ЦБ они не попадают.

“Регулятор должен найти разумный баланс между уровнем защиты прав потребителей, ожиданиями клиентов цифровых сервисов в части удобства, качества и скорости предоставляемых финансовых услуг и интересами кредиторов”, — говорит представитель ВТБ.

Читайте также:

Подпишись на наc в Telegram: Frank Media и Frank Media Invest.

Без анонимности и фейков.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Лера Змеева

сама система «Купи сейчас, заплати позже» вообще звучит как пузырь

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Прасковьин

Для отсталых стран с большой инфляцией - самое оно. И спокойно наблюдаешь, как твой "долг" превращается в песок

Ответить
Развернуть ветку
Leo Tokarev

Да, согласен. Я о том же

Ответить
Развернуть ветку
Leo Tokarev

Как обычно банки навариваются на наших гражданах, ничего удивительного. Спасибо, что прояснили

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Без сплита стоит 99 руб. Со сплитом 4 платежа 2 месяца 99 руб.
Что не так?

Ответить
Развернуть ветку
Leo Tokarev

Такой сплит опасен тем, что не требует подтверждения и одобрения банков. Да, нет процентов, но при этом у рядовых и так закредитованных граждан появляется лишняя возможность взять очередную рассрочку.

К тому же сейчас не прописаны регламенты такого инструмента, как я понимаю. Поэтому сервисы не напоминают о приближающейся дате платежа, а при оформлении покупки продавец может не предупредить о штрафных пенях.

Так что инструмент, конечно, хороший, но на текущий момент действительно не доработан, как и пишут

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

появляется лишняя возможность взять очередную рассрочку.
Это ужас ужасный и опаснее некуда? Мозги либо есть либо никогда не было.
Поэтому сервисы не напоминают о приближающейся дате платежа,
Я пользуюсь Яндексом. Он предупреждает о списании за несколько дней.
И в общем-то звучит или похоже на речь чиновника...

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Voronova

Не хотелось чтобы вы думали, что кто-то на ком-то наживается. Но любой финансовый инструмент стоит денег.

Ответить
Развернуть ветку
Евгения

Здравствуйте! А кому они подконтрольны?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда