{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем собственникам и руководителям инициировать внешний аудит?

Этот материал пригодится собственникам и руководителям среднего, малого бизнеса и быстрорастущих компаний, то есть тем должностным лицам, которые, как правило, не понимают в бухгалтерии, но несут субсидиарную ответственность перед государством, отвечая собственным имуществом и даже свободой.

Почему аудит отчетности касается не только бухгалтерии. Как понять, что что-то идет не так и почему надо помогать бухгалтерам, как внешний аудит предотвращает налоговые риски и помогает найти точки роста бизнеса, рассказывает Маргарита Дружинина, управляющий партнер «ПРАВОВЕСТ Аудит».

«ПРАВОВЕСТ Аудит» — российская компания, предоставляющая услуги аудита, налоговой безопасности и консалтинга. Основана в 2005 году. ТОП-18 в рейтинге крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по версии RAEX («Эксперт РА»).

Кого могут привлечь к ответственности за неуплату налогов?
Только руководителя
Руководителя и главбуха
Руководителя, главбуха и собственников
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Как понять, что что-то идет не так

Руководитель или собственник компании, как правило, полностью доверяет бухгалтерии. Однако он должен понимать, что на финансовые службы падает огромная нагрузка. Часто разгребая текучку бухгалтерия элементарно не успевает лавировать между изменениями в законодательстве. В 93% компаний при первичном аудите выявляются ошибки. Стоимость их доходит до нескольких сотен миллионов рублей. Так, размер субсидиарной ответственности для того же собственника (по данным судебной аналитики за 2018 год) или генерального директора составляет в среднем 65 млн. руб.

Часто возникают случаи, когда по итогам камеральных проверок возникают доначисления налогов, штрафов и пени. Такие проверки не требуют выезда налоговой службы в вашу организацию. Претензии ФНС (Федеральной налоговой службы) основываются лишь на несоответствиях предоставленных данных. В крайних случаях возможна блокировка расчетного счета, а это фактически остановка деятельности всей компании и большие убытки, а также удар по репутации.

Конечно, бывают и не такие радикальные проблемы, но тоже не самые приятные ситуации, которые должны обратить внимание собственника или руководителя в сторону финансовых служб. Явный сигнал неблагополучия в учете, когда вы приходите к инвесторам или в банк за кредитом, а вам либо отказывают, либо дают деньги под огромные проценты. Причина – плохая отчетность. Собственнику важен анализ не только рынка сбыта или тенденций самой отрасли, принимаемых управленческих решений, но и анализ скрытых финансовых резервов, которые иногда позволяют даже убыточную компанию превратить в прибыльную! В этом может помочь именно аудит.

Например, в нашей практике был такой случай. Клиенту требовалось предоставить отчётность иностранному партнеру для заключения контракта, а также в банк для получения очередного транша по кредиту на развитие бизнеса. С текущими показателями финансовой отчетности это могло привести к неутешительным последствиям. В ходе проверки аудиторская компания обнаружила, что фирма-клиент «создала» себе текущие расходы на 43 млн. руб., хотя такие затраты должны были формировать стоимость активов компании. В результате этой ошибки существенно ухудшились финансовые показатели, в том числе была занижена прибыль организации. По итогам аудита иностранному партнеру и банку были представлены достоверные данные. Организации был выдан кредит и продлен внешнеторговый контракт.

Можете ли вы объяснить налоговым органам деловую цель каждой сделки, совершенной организацией, кроме цели экономии на налогах?
Да
Иногда совершаем сделки, чтобы сэкономить на налогах
Я не задумывался, что придется объяснять кому-то, зачем провели сделку
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Страховка от налоговых претензий

Надо понимать, что налоговая очень пристально отслеживает в моменте все текущие операции бизнеса через онлайн кассы, АСК НДС, банки и т.д. Так, рост собираемости налогов в 2018 году составил 25%, а ВВП вырос на 2,3%. Очевидно, что цифровизация приносит свои плоды.

Одновременно, официальная статистика ФНС по суммам доначислений за одну выездную налоговую проверку по Москве в среднем – 53 млн. руб., Санкт-Петербургу – 73 млн. руб., по РФ – 24 млн. руб.

Что же делать бизнесу?

Есть такой инструмент – как внутренний аудит (когда аудитор или команда аудиторов состоят в штате и осуществляют постоянный мониторинг учета и отчетности). Но такие службы, как правило, существуют только в крупных компаниях. А ведь в средних и мелких - проблем не меньше! В 60% случаев у малого и среднего бизнеса система внутреннего контроля не выстроена должным образом, хотя законодательство обязывает ее иметь. Поэтому внешний аудит – это свежий взгляд, во многом позволяющий изменить в лучшую сторону внутренние процессы в компании, укрепить тыл в лице своей бухгалтерской службы, избежать потерь в виде доначисленных налогов, штрафов и пени.

Итак, бизнесу нужно найти внешнюю точку опоры и того, с кем он разделит растущие риски. По опыту «ПРАВОВЕСТ Аудит» на сегодняшний день классического обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности не достаточно для устранения растущих налоговых рисков: аудиторы уйдут, а вы останетесь. Поэтому на рынке появился тренд востребованности страхования как рисков субсидиарной ответственности должностных лиц (D&O insurance), так и налоговых рисков компаний в целом.

Опять же, возвращаясь к нашей практике, единственный способ исключения налоговых рисков – это системная проверка налоговой отчетности регулярно в течение текущего отчетного года (квартал, полугодие, 9 месяцев). Плюс, консалтинговая поддержка бухгалтерской и юридической служб компании. И, вишенка на торте – это когда аудиторы разделяют с вами ответственность за не выявленные ошибки и рекомендации, закрепляя финансовые гарантии и страховку в договоре. Такая страховка действует в течение 3 лет. Если налоговая обоснует доначисления, то организация получит компенсацию за штрафы и пени (это 20%-40% от суммы доначислений).

Если ФНС потребует от главного бухгалтера представить уточненную декларацию и доплатить налоги в спорной ситуации, как он поступит?
Если требования не обоснованы, платить не будет
Придет ко мне за советом
Сделает все, что потребует налоговый орган
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Аудит – финансовое здоровье бизнеса

Основная задача аудита состоит в том, чтобы подтвердить достоверность отчетности: правильность учета сделок, доходов и затрат, налогов. То есть подтвердить финансовое здоровье бизнеса и ответить на вопросы: «Можно ли верить отчетности и опираться на полученную прибыль?», «Не получит ли компания спустя несколько лет неожиданную обоснованную налоговую претензию?»

По сути, аудиторы выявляют самые страшные черные дыры, куда утекают время, деньги, внимание и делятся наилучшей практикой финансовых и налоговых резервов.

ТОП-3 ошибок, выявляемых в ходе аудиторских проверок:

1. Отсутствие правильно оформленной документации: договоров, накладных, актов и др., досье на контрагентов.

2. Искажение бухгалтерской и налоговой отчетности.

3. Незаконная оптимизация налогов.

Некоторые случаи из практики собственников бизнеса

…В течение последних лет я занимаюсь покупкой и продажей различных бизнесов. Неоднократно встречался с позицией представителей компаний, которые продаются: «Зачем давать заверения гарантии? Зачем делать аудит? У нас это все есть, и свой аудит в том числе». Российские собственники любят обижаться и говорить: «Ты нам не веришь?», на что я отвечаю: «Основная проблема не в том, что вы знаете и скрываете. Тем более, вы знаете о проверке. А в том, что сторонний аудит, возможно, откроет вам глаза». И на моем опыте не было случая, чтобы после полной проверки бизнеса нанятой мной аудиторской компанией: юридической, налоговой, финансовой, мы снова не садились за стол и не говорили: «Иван Иванович, вы думали так-то, а теперь давайте обсудим ваши риски, резервы и все остальное». И руководитель убеждался, что у него на самом деле не такое королевство в шоколаде, как ему докладывали его сотрудники».

Собственник торговой компании

Практически не существует бизнеса, у которого отсутствуют зоны рисков и упущенных резервов. Но мне всегда казалось, что как-то можно с этим жить, проскочить. И тут в мы обратили внимание на странную ситуацию: и цифры в отчетности хорошие, и продажи идут, а денег почему-то нет. Потом появились претензии от контролирующих органов и на моих глазах произошел взрыв проблем. Наученный горьким опытом, хочу избежать такого в будущем. Мне кажется, для этого обязательным условием является взгляд со стороны, независимая проверка цифр, декларируемых командой аудиторов. Система аудита, сверки, корректировки позволяет, по крайней мере, сохранять дисбалансы в какой-то управляемой форме, не дожидаясь пока «грянет гром».

Собственник производственной компании

Мы хотели передать недвижимость от одной компании к другой. Но не знали, как это лучше оформить. Оказалось, часто бывает, что налогообложение зависит от документов, которыми оформляется такая операция. При этом деловая цель (результат) один и тот же, а налоговые последствия разные. В итоге предложенный аудиторами вариант оформления позволил сэкономить мне 32 млн. руб., по сравнению с тем, который планировали».

Собственник производственной компании

Нам аудит помог наладить внутренние процессы. Оказывается, компании грозили безумные штрафы (586 млн. руб.) по причине отсутствия первичной документации. Просто прорабы не сдавали документы в бухгалтерию, отвечая в хамской форме, что заняты. Аудиторам пришлось налаживать процесс документооборота, рекомендуя административные методы влияния на сотрудников. Нам удалось максимально минимизировать риски, а отдельные устранить полностью. Процесс взаимодействия подразделений был максимально налажен и стал понятен всем участникам».

Собственник строительной компании

Значение аудита будет только усиливаться

В 2019 году сдача аудиторского заключения в налоговую инспекцию снова становится обязательной. В настоящее время рассматривается повышение штрафов до 700 000 руб. за не проведение аудита.

Хотим мы этого или нет, но по сути бизнес становится максимально прозрачным, а в ближайшей перспективе ФНС стремится автоматически исчислять и удерживать налоги в момент транзакций.

Резюме: Давайте понимать, что ни собственник, ни руководитель компании не могут быть в полной мере экспертами в бухгалтерии, у них другой фокус деятельности. Это нужно четко понимать, использовать аудит в свою пользу и страховать риски свои и бизнеса.

Следите ли вы за налоговой нагрузкой компании?
Да
Зачем это делать?
Эти показатели у нас низкие, но ничего делать мы пока не собираемся
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда