{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как правильно выбрать аудиторскую компанию в 2019 году

Напомним, что сейчас государство обязывает бизнес сдавать аудиторское заключение в органы статистики. А уже заключение за 2019 год придется предоставлять снова в налоговую инспекцию. Теперь ФНС может запросить аудиторов открыть информацию: данные, которые клиенты по каким-то причинам не предоставили в ФНС.

Эти обстоятельства вынуждают собственников, управленцев и бухгалтерию найти надежного партнера на рынке аудиторских услуг. Верный выбор аудиторов позволяет успешно отчитываться перед налоговыми органами, исключить риски и даже обнаружить скрытые ранее финансовые резервы и возможности для укрепления бизнеса.

Большая четверка VS Российские аудиторские компании

Крупный бизнес часто заказывает услуги у транснациональных гигантов из так называемой Big4 (Большая четверка). Правда в последнее время наметилась тенденция, когда серьезные игроки переходят на услуги российских аудиторских компаний.

ТОП-20 списка крупнейших аудиторских групп и сетей по итогам 2017 года, RAEX ("Эксперт РА")

Для среднего и малого бизнеса международные акулы аудита слишком дороги. Поэтому наши советы именно для тех, кто не имеет возможности переплачивать за бренд, но кому нужны гарантии и максимум дополнительных опций.

На что же следует обратить внимание, чтобы выбрать надежного партнера на долгие годы и при этом не разориться? Рассказывает Маргарита Дружинина, управляющий партнер «ПРАВОВЕСТ Аудит».

4 признака надежной аудиторской компании

Признак №1: Опыт и хорошие рекомендации

Самый рабочий принцип выбора партнера. Не стесняйтесь спрашивать друзей и коллег по отрасли. Когда найдете кандидата, изучите его клиентов и попросите рекомендации, а лучше всего не поленитесь, позвоните в компании, где аудит уже прошел.

Признак №2: Гарантии

Цена налоговой ошибки сегодня невероятно высока. Владельцы бизнеса и должностные лица отвечают собственными деньгами и даже свободой. Средняя цена ошибки для бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге - 65 млн руб. Поэтому, хорошо, когда аудиторская компания может разделить с вами ответственность и нивелировать налоговые риски.

Какие именно риски? Часть аудиторов страхуют очевидный риск не выявления существенных ошибок и выдачи недостоверного аудиторского заключения в связи с этим.

И только самые ответственные аудиторские компании страхуют также выданные рекомендации и не выявление несущественных ошибок. Но в этом случае, все детали должны быть прописаны в страховом полисе компании и указаны в договоре на аудит.

Также надо понимать, что для получения возможности страховки от не выявленных рисков требуется, чтобы аудит максимально глубоко был погружен в бизнес.

Кстати, многие не верят в возможность получения страховой выплаты. Но, например, у нас был такой случай, когда после аудита налоговая инспекция в рамках камеральной проверки предъявила клиенту требования доплатить налог на землю и пени. По итогам нашего внутреннего разбирательства выяснилось, что у компании закончилась льгота, а аудитор этот нюанс пропустил. Наша ответственность была застрахована, и мы согласовали со страховой компанией выплату в пользу клиента за не обнаруженную ошибку. Страховая компания быстро и без проблем выплатила клиенту деньги.

Рекомендую при заключении договора на аудит детально ознакомиться со всеми документами, касающимися страховки.

Страхование рекомендаций и не выявленных налоговых рисков – это уже расширенная страховка. Мы, например, предлагаем юридическую поддержку и защиту бизнеса в течение 3 лет по итогам проверенного нами периода. Даже если мы не пролонгировали договор, мы обязуемся помогать клиенту грамотно отвечать на запросы ФНС, сопровождать его во время налоговых проверок.

Признак №3: Уровень сервиса

В этот пункт я хочу объединить три взаимосвязанных параметра оценки:

1. профессиональный уровень и состав команды аудиторов;

2. возможность постоянно обучаться и узнавать новое от аудиторской компании;

3. спектр услуг, который оказывает компания.

Не будем касаться ситуации, которая сейчас происходит на рынке, но простой ее назвать нельзя. Скорее наоборот: невероятное количество нововведений, претензии налоговой растут, судебная практика неоднозначна... В общем, на сегодняшний день один аудитор не в состоянии оценить ситуацию комплексно и просчитать все риски. Поэтому выбранная вами компания должна иметь команду. Идеально, если в команду войдут специалисты разных профилей: аудиторы, налоговые консультанты, налоговые юристы с опытом работы в налоговых органах, адвокаты, которые защищают клиентов в суде.

Избегайте ситуации, когда вам предлагают аудиторов и их помощников зачастую с малым опытом работы – этим, кстати, грешит ряд очень крупных компаний. И еще, следите, чтобы аудиторы были в штате, так как часто компании нанимают малоквалифицированных подрядчиков в высокий сезон. То есть за ваши же деньги вы не получите нужный опыт, а наоборот, станете учителями.

Профессиональная команда аудиторов и экспертов будет помогать, делиться знаниями. Почему это важно? Про изменения было сказано выше, они происходят постоянно и угнаться за ними, тем же бухгалтерам, погруженным в обязательную рутину, весьма сложно. Поэтому ищите партнеров, которые будут на острие событий, которые специально для вас отожмут всю воду и переведут с законодательного языка на язык, понятный бизнесу, поделятся практикой. Чтобы понять это, просто зайдите на сайт компании. Регулярные экспертные встречи, мастер-классы, возможность пройти повышение квалификации 40 часов ИПБ (институт профессиональных бухгалтеров) – станут маркерами профессионального подхода.

Экспертная гостиная - закрытая встреча с экспертами Experum.ru

Наконец, спектр услуг. Это когда компания с вами не 1-2 раза в год встречается, а предлагает много различных вариантов поддержки: несколько видов аудита, консалтинг, те же встречи профессионального сообщества, возможность получать консультации в любое время в течение года, например, когда вам нужно оформить новую нетипичную сделку и помочь провести ее оптимально, не переплачивая налогов.

Признак №4: Личная встреча и немного практики

Я считаю, что выбирать аудиторов нужно не менее тщательно, чем врача. Не принимайте решение без личной встречи. Звучит пафосно, но ваши ДНК должны совпадать. Ваши ценности должны совпадать. Вы должны чувствовать людей и доверять им. Помните, что эти люди через некоторое время будут знать о вашем учете и рисках, возможно, больше чем вы сами.

Кроме того, активно проверяйте уровень компетенции. Как? Задавайте вопросы! Об опыте работы, о сотрудниках в штате, об уровне их квалификации, просите показать портфолио по проверкам в вашей отрасли…

Здорово, если аудиторы предложат вам провести предварительный аудит, например, учетной политики или базы 1С, помогут выявить слабые моменты в учете и, возможно, скрытые резервы. То есть, если вы совпадаете в малом, то, вероятно, совпадете и в большем.

Лайфхак. Например, вы хотите получить аудиторское заключение без оговорок и замечаний, чтобы не привлекать внимание банков, партнеров, налоговой. Аудиторы же следуют строгим международным стандартам и не могут в некоторых ситуациях не сделать такого замечания. Как этого избежать? Первое решение - провести предварительный аудит, заранее обсудить точки несогласия и найти решение.

Таким образом, оптимальная формула при выборе аудиторской компании – «цена – качество – ответственность - доверие». Надеюсь, что этот материал поможет вам сделать правильный выбор.

0
4 комментария
Dmitry Zilbert

Четверка — безусловно молодцы, а ведь когда-то была восьмерка, потом пятерка и только с 2002 стала Big4. И как показывает история, даже миллиардный (в долларах) аудиторский бизнес может в момент потерять репутацию и позиции, как было с Arthur Andersen.

По теме выбора  — все логично, аудит не менее фидуциарный (требующий доверия), чем, скажем медицинские или юридические услуги. Поэтому в некоторых странах реклама юридических услуг ограничена или вовсе запрещена.

Оно и понятно, найти хорошего врача или юриста (ну давайте уже и аудитора добавим) по рекламе — нереально. Единственный путь — понаблюдать сначала издалека, затем познакомиться вблизи и только потом думать о выборе.

И такая методика выбора «по доверию» возможна если компания открыта к общению, организует встречи, делится полезными советами и материалами — иначе говоря помогает, упрощает и образовывает сообщество. Ну и конечно имеет безупречную репутацию.

Ответить
Развернуть ветку
Н Б

Согласна с автором, важна личная встреча, понимание, насколько аудиторская компания может закрыть качественно и оперативно все вопросы и «боли» бизнеса, и в каком объём аудиторская компания готова нести ответственность! Просто «бренд» уже не работает в наше время...

Ответить
Развернуть ветку
Liubov Ershova

Полезная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Дружинина
Автор

Да, благодарю за комментарий)) выбор через доверие и уверенность/убежденность в профессионализме команды тех, кто будет проводить аудит✅

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда