Как заработать миллион на каршеринге

Отказавшись от личного авто

Мы с Виталиком окончили ФУПМ, и в душе мы математики. На втором курсе у него появилась своя машина – новенький KiaCeed – и все парни, конечно же, пускали по ней слюни: машинку хочется всегда и всем. Еще через год я сдал на права, затем появился каршеринг — и понеслось.

Конечно, дрифта или офф-роуда на арендованных автомобилях я себе не позволял, но «сделать» Mercedes-Benz на светофоре всегда было must have. Все плюсы я оценил после переезда на съемную квартиру: ночной тариф (3 рубля за минуту), МКАД без пробок, и — что самое прикольное после метро и долгопрудненских электричек – свое пространство.

Позже ночной тариф отменили, и это было разочарованием. Тем не менее, на иглу каршеринга я уже пересел и стал постоянным пользователем AnyTime. Потом появились и Делимобиль, и Юдрайв, и Яндекс.Драйв, а дальше все как в тумане: утренний тариф, Матрешки, грузовики, безнаклеечные, Бэхи, Ешки, фиксы… Словом, рынок насыщался.

Короче говоря, пока Виталик катался на KIA, я пробовал все, что мог предложить каршеринг после регистрации и смс. После полутора лет споров о том, что же лучше – ездить на собственной ласточке или на арендованных, мы с Виталиком решили все посчитать.

Условия задачи

Реальные данные

Начали мы со сбора данных. У Виталика собралась статистика трат за историю владения авто (все, что было потрачено на ремонт, бензин, ТО и т.д. за пять лет), и все (!) время пользования автомобилем за один год. Трат вышло на 1.15 млн рублей за пять лет, времени использования – 697 часов за один год (все-таки, удивительная и крутая статистика). Сам автомобиль стоил 780 000 рублей — примерно столько же стоит VW Polo у каршеринг-компаний.

Предпосылки

Условия подсчетов мы формулировали исходя из собственного и коллективного опыта Виталика, друзей и знакомых. Вот что получилось

  • Средства на покупку авто если и есть, то только частично: не обойтись без автокредита. Взяли стандартную рыночную ставку в 16.7%, срок – пять лет, а «собственный капитал» (далее СК) – в 100 000 рублей (ближе к концу - саммери, если не нужен кредит)
  • Длительность использования каршеринга — та же, что и личного автомобиля. Чтобы наша модель была ближе к реальности, мы все 697 часов разделили на три части: использование обычного каршеринга – 65%, использование каршеринга премиум – 10%, ожидание –25%
  • Купленный личный авто – новый, а его стоимость через пять лет стоставит 500 000 рублей
  • Место расчета – Москва. Передвигаться по ней можно только на автомобиле (без метро, такси и другого общественного транспорта)
  • Режим пользования автомобилем - ежедневные "дом-работа-дом", поездки по магазинам, на природу и три раза в год на дачу
  • Стиль вождения – условно агрессивный (адекватный, но не без «дать дёру» на светофоре)

Детали расчета

Основным критерием стали суммы, потраченные в месяц на свой автомобиль и поездки на каршеринге. В расчет вошли все возможные траты (мойка, парковка, ТО, бензин, расходы на ремонт, страховка) автовладельца и сумма, потраченная на каршеринг.

Мы оба интересуемся инвестициями, а я даже веду канал по теме. Поэтому, помимо экономии, мы решили посчитать, сколько можно было бы получить, если эти ежемесячные суммы инвестировать. То есть, из большей суммы вычитаем меньшую, и получившуюся разницу постоянно вкладываем. Во что именно — тема для отдельной статьи (и, честно говоря, не одной). Пока возьмем три абстрактных инструмента и сценария: консервативный, нейтральный и оптимистичный со ставками доходности от 7 до 14% годовых.

Все цифры мы положили в простенькую финансовую модель — ее можно скачать, посмотреть и, при желании, подкрутить под свои условия.

Результаты

В итоге за пять лет можно неплохо сэкономить. Пользуясь каршерингом, конечно.

Итак,

  • 15 630 рублей— столько можно экономить ежемесячно, если, изначально имея 100 000 рублей, отказаться от автокредита в пользу каршеринга. Если же вообще пересесть на метро, экономия составит уже 35 840 рублей
  • От 1 260 000 рублей до 1 546 000 рублей – столько можно «поднять» за пять лет, используя только каршеринг вместо покупки автомобиля в кредит
  • Точка равновесия. Когда брать кредит выгоднее, чем использовать каршеринг? При изначальной стоимости нового автомобиля в 780 000 рублей нужно иметь минимум 733 042 рубля, чтобы брать кредит стало выгоднее, чем кататься на каршеринговых авто

Но что, если эти собственные 733 042 рубля потратить не на покупку машины, а инвестировать, пользуясь при этом на каршерингом?

  • Инвестиционный результат здесь – от 1 033 000 до 1 453 000 рублей

Эта сумма даже чуть меньше, чем при СК в 100 000 рублей и ежемесячном инвестировании «разниц». Почему? Потому что те самые "разницы" становятся тем больше, чем выше траты на владение автомобилем — а траты на авто немаленькие.

И все-таки что выгоднее — водить собственный автомобиль или столько же, ни в чем себе не отказывая, кататься на каршеринге? Вычитаем из инвестиционного результата стоимость авто по истечении пяти лет. Вот, что мы получили в итоге:

  • Чистый результат: от 760 000 до 1 045 000 рублей – разница между владением авто и использованием каршеринга при покупке автомобиля в кредит с первым взносом в 100 000 рублей
  • Если 733 042 рубля у вас уже было, то чистый результат составит от 533 000 до 953 241 рублей

Выводы

Всем давно известно, что личный автомобиль – это пассив, он буквально ест деньги. С другой стороны, в некоторых обстоятельствах (например, семье с детьми) личный автомобиль необходим — и каршеринг не может его заменить.

Ну а наш с Виталиком спор разрешен, и прямо сейчас он ищет Е-шку на вечер!

0
98 комментариев
Написать комментарий...
Вася Пражкин

Автор, а где же собственно детальные траты Виталика и детальные траты на каршэринг?
А то просто фразы "15 630 рублей— столько можно экономить ежемесячно, если, изначально имея 100 000 рублей, отказаться от автокредита в пользу каршеринга" как-то совсем недостаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шатунов
Автор

Реальные затраты - по ссылке в тексте, можно найти нажав ctrl-f и введя "финансовую модель"

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Krylov

У самого Kia Ceed и на форуме писал пост с подсчётам. Итог оказался что своя, что каршеринг почти одинаково

Машину купил в феврале 2018 года и начал сразу ездить. Ceed - luxe комплектация
Авто - 950 000
Доп. оборудование - 50 000
Каско+Осаго - 123 000
ТО - 7 800
Переобувка - 5 100
Парковка - 10 000
Мойка - 4500
Аксессуары - 10 000

Пробег 27 000 км

Остаточная стоимость через год - 750 000
Амортизационный расходы 1 год составили - 200 000
Стоимость 1км пробега износа (950 000 - 750 000) / 27 000 = 7, 4074
Стоимость 1 км пробега топлива 110 000 / 27 000 = 4, 0741

Складваем всё:
Амортизационные расходы + Страховка + Бензин + ТО + Переобувка + Парковка + Мойка + Аксессуары
200 000 + 123 000 + 7 800 + 5 100 + 10 000 + 4 500 + 10 000 = 470 400

В месяц на свой авто получается 39 200

За год была командировка на 2 месяца в другой город, где каждый день приходилось ездить на машине по 60км, раз в неделю ещё 450км.
Если бы я взял на два месяца в аренду машину во время ЧМ, я бы без штанов остался. Но если не учитывать факта ЧМ, то средняя стоимость авто на 2 месяца этого класса без ограничения пробега составит около 120 000 + бензин за это время у меня ушло 32 600 на бензин. Итого 152 600 за 2 месяца командировки. (Если говорит, что компания должна была оплачивать это, то никто ничего не должен был, это фриланс).
Так же было ещё два больших путешествия по России, где в каждом случае аренда обошлась около 35 000 с бензином.

Каршеринг+такси у меня обходился около 24 000 в месяц, что получается куда выгоднее пользоваться ими, чем иметь свой автомобиль. НО, с каршерингом мне постоянно приходилось возиться и искать его когда нет рядом. Брать часто на долгое время, чтобы отвезти ребёнка, а это ещё детское кресло с собой таскать., плюс постоянно другая машина, возможно грязная, отсутствие дворников, омывайки и прочего дискомфорта.

Если посчитать мои передвижения без своей машины (2 месяца командировки, 1 месяц путшешествий и 9 месяцев в Москве пользованием каршерингом+такси), получается 152 600 + 35 000 + 35 000 + (24 000 * 9) = 438 600

Получается своя мне обошлась в 470 400, а сервисы обошлись в 438 600

Ответить
Развернуть ветку
Александр Нечаев

По сути одно и тоже, только голова не болит где найти машину с креслом, чтобы забрать/отвезти ребёнка в сад, заехать за продуктами и тд.

Ответить
Развернуть ветку
95 комментариев
Раскрывать всегда