{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Три сегмента, в которые не стоит инвестировать, даже если очень хочется

Российский венчурный рынок «застоялся».

Исследование «Венчурный Барометр», проведённое в конце 2018 года, чётко показало: инвесторы рвутся в бой. 87% из опрошенных игроков собираются увеличивать свою инвестиционную активность в 2019 году.

Это, конечно, хороший знак, но где найти на всех желающих такое количество инвестпригодных проектов? Очевидно, что в ближайшее время и без того высокая конкуренция за привлекательные проекты резко возрастёт и найти достойный объект для вложения станет ещё сложнее.

Чтобы снизить риски ошибок и финансовых потерь, очень важно понимать инвестиционную конъюнктуру отраслевого сегмента, в котором ведётся поиск.

Часто начинающие инвесторы следуют венчурной «моде» и вкладывают средства туда, где происходят значимые, масштабные сделки и явный всплеск инвестиционной активности. Увы, такой подход оправдывает себя далеко не всегда. Ажиотаж вокруг какого-то сегмента и появление в нём большого количество новых игроков не всегда равны возможности заработать здесь по венчурной модели.

Сегодня в моём персональном «антисписке» для инвестирования: блокчейн, новые технологии в образовании и нишевые маркетплейсы. Давайте разбираться почему.

Блокчейн

Массовый ажиотаж вокруг блокчейна начался в мире в 2017 году и к концу 2018 года заметно поутих. Так, по данным «Венчурного Барометра 2017», блокчейн и криптовалюта (их тогда никто особо не разделял) набрали почти 50% голосов в рейтинге инвестиционной привлекательности и сразу попали на призовое третье место.

В 2018 году блокчейн упал с третьего места на десятое: популярность ICO сошла на нет, а вместе с ним «просела» и связанная технология.

«Венчурный барометр»

Тем не менее международные эксперты предрекают технологиям блокчейна большое будущее. Прошлым летом исследовательская компания IDC опубликовала прогноз, согласно которому к 2022 году общемировые расходы на связанные с блокчейном решения превысят $11,7 млрд.

Интерес к подобным технологиям, очищенный от ожиданий быстрой наживы на криптовалютных махинациях, будет нарастать, что вполне закономерно: диапазон возможностей использования этой технологии крайне широк. Это и трансграничные платежи, и интеллектуальные контракты, и медицинские записи, и упрощение цепочек поставок. Проблема в том, что реальный спрос на эти технологии в бизнесе пока ещё, мягко говоря, невелик.

Исследователи Gartner выяснили, что подавляющее число ИТ-директоров (77% из 239 опрошенных) не испытывают интерес к блокчейну, а 43% не планируют проводить какие-либо работы и исследования в этой области. Лишь 1% респондентов заявил о применении блокчейна в своём бизнесе!

Большой зазор между идеалом и реальностью может говорить о том, что современный бизнес не готов к таким масштабным преобразованиям, которых требует внедрение блокчейн-технологий. Ведь речь идёт о ломке всей текущей системы ценностей и бизнес-процессов и переходе на принципиально новые механизмы работы. При такой низкой востребованности — кто будет покупать новые разработки? Как инвестору выйти из стартапа и получить прибыль?

Инвестиционный венчурный рынок явно играет на опережение спроса. Согласно данным компании PitchBook Data, за первую треть текущего года венчурные инвесторы вложили в блокчейн-проекты $850 млн.

В сравнении с предыдущим годом, Microsoft и London Stock Exchange Group увеличили объём инвестиций в пять раз — до $2,4 млрд. Особо впечатляет размахом китайский рынок. Так, Ant Financial, компания-оператор крупнейшей в Китае платформы онлайн-платежей, привлекла $14 млрд инвестиций. Китайская международная биржа финансовых активов Lufax — $1,33 млрд.

Цифры ошеломительные, но если спуститься с небес больших денег на бренную почву ежедневной предпринимательской рутины, то можно обнаружить чрезвычайно слабую результативность основной массы блокчейн-стартапов.

По данным Deloitte, из почти 27 тысяч блокчейн-проектов, размещённых на платформе GitHub, активно поддерживаются разработчиками спустя год лишь 8%. 92% разработок фактически оказываются мёртвыми. Да и более опытные и уже привлекшие инвестиции проекты нередко сходят на нет.

Например, компании Basis пришлось закрыть дело и вернуть около $133 млн своим инвесторам, среди которые были финансовые «монстры» вроде Google, Andreessen Horowitz, Alphabet, GV и Bain Capital Ventures.

На место почивших в бозе блокчейн-инноваторов тут же приходят новые, что может дезориентировать инвесторов, желающих вложить деньги в технологию. У них создается иллюзия больших возможностей для выбора, что существенно повышает риски ошибки.

Вероятность сделать правильную ставку в этом сегменте супернизкая, значительно ниже, чем в других, поэтому заходить сюда стоит только исключительно опытным серийным инвесторам, специализирующимся на вложениях в блокчейн.

Новые технологии в образовании (EdTech)

В 2018 году, по данным исследования «Венчурный барометр», новые технологии в образовании впервые вошли в список инвестиционно-привлекательных сегментов. На первый взгляд всё логично: необходимость в непрерывном обучении и развитии дополнительный навыков становится все более актуальной.

Рынок «нового образования» растёт в среднем на 20% в год и к 2021 году может превысить 50 млрд рублей (данные «Нетологии-групп», НИУ ВШЭ и фонда «Общественное мнение»).

Безусловно, такая динамика не остаётся незамеченной инвесторами. За последние пару лет в России произошло несколько значительных сделок в этом сегменте. Mail.ru Group приобрела долю в GeekBrains, фонд Sistema VC вложился в MEL Science. «Нетология-групп» привлекла инвестиции от «Севергрупп». Baring Vostok инвестировал в Skyeng.

По моим подсчётам, у нас в стране не менее 100 развивающихся EdTech-компаний, несколько десятков из которых уже получили инвестиции. Я сам (как предприниматель, а не инвестор) запускаю новый образовательный проект, буду обучать предпринимателей, где и как привлекать инвестиции в свой бизнес. На международной арене происходит то же самое, но в гораздо больших масштабах.

Ну как в такой ситуации не побежать вместе со всеми и не впрыгнуть во всё быстрее разгоняющийся поезд? Но насколько велики шансы успешно из него выйти и получить прибыль от своих вложений? Ведь именно в этом и состоит суть венчурных вложений: риск ради прибыли.

К сожалению, с перспективами больших прибылей на рынке EdTech всё очень проблематично. Венчурная модель подразумевает выходы, то есть продажу части или всей компаний стратегическим инвесторам, а вот с последними у нас в стране большая беда. Их катастрофически мало, а те, что есть, в большинстве своём уже сделали свой выбор и новые стартапы вряд ли будут приобретать.

Иностранцы тоже отпадают, так как для того, чтобы попасть в их поле зрения, нужно быть международной и именно технологической, а не просто контентной компанией (как, например, многочисленные онлайн-курсы изучения иностранного языка). Увы, проектов, способных конкурировать на мировом рынке EdTech, у нас в стране практически нет.

Рынок новых технологий в образовании большой, быстро развивающийся, но мало пригоден для классической венчурной модели. Абсолютное большинство таких проектов не способны дать своим инвесторам «выход», а значит инвестиции не будут оправданы.

Нишевые маркетплейсы

Маркетплейсы — ещё один сегмент, который сейчас на слуху. О создании AliExpress Russia с участием РФПИ, Alibaba Group, Mail.Ru Group и «Мегафона» стало известно в сентябре 2018 года. Недавно «Почта России» объявила о намерении создать маркетплейс с зарубежным партнёром.

В бета-версии работает совместное предприятие «Яндекса» и «Сбербанка» Bringly — трансграничный маркетплейс, сотрудничающий с онлайн-площадками из разных стран. Собственный маркетплейс строит Мосбиржа.

В последнее время создаётся впечатление, что только ленивый не хочет построить свой собственный маркетплейс или вложить деньги в чужой. Вот только несколько фактов из мира инвестиций в маркетплейсы за последнее время:

  1. Alibaba Group и японский холдинг SoftBank возглавили раунд инвестиций в индонезийский онлайн-маркетплейс Tokopedia, компания привлекла $1,1 млрд.
  2. Ozon планирует привлечь инвестиции на сумму более $200 млн в качестве ответа на запуск совместного маркетплейса «Сбербанка» и «Яндекса».
  3. BlaBlaCar объявила о привлечении €101 млн, надеясь, что инвестиции помогут ему стать крупнейшим в мире маркетплейсом для автодорожных путешествий.
  4. Сооснователи Lamoda и экс-глава «Газпром-медиа Технологии» вложили $500 тысяч в маркетплейс стройматериалов Gdematerial.
  5. Венчурный фонд Larix проинвестировал $1 млн в индийский маркетплейс Ninjacart, который собирает продукцию небольших фермерских хозяйств и поставляет её ретейлерам и ресторанам.
  6. Международный венчурный фонд Inventure Partners выступил лид-инвестором посевного раунда b2c-маркетплейса Refurbed, где мерчандайзеры продают отремонтированную электронику. Размер раунда составил €2,1 млн.
  7. Немецкий финансовый маркетплейс Raisin привлек $114 млн, чтобы собрать в одном сервисе все предложения европейских банков по сохранению сбережений.

Интерес и инвесторов, и ритейлеров к маркетплейсам вполне оправдан. Это бизнес-модель хорошо работает в разных областях и помогает ритейлерам преумножать свои доходы. Открывать свой собственный интернет-магазин далеко не всегда экономически целесообразно, особенно если у ритейлера монопродукт.

По данным Data Insight, 73% интернет-магазинов России имеют посещаемость меньше 20 человек в день. Трафик в интернет-торговле — самый ценный ресурс, и обеспечить его могут только крупные стратегические игроки, поэтому для производителей товаров и ритейлеров подключение к большему количеству агрегаторов может быть более успешной стратегией онлайн-продаж, нежели ставка на собственный интернет-магазин.

Даже Tmall недавно объявил, что отказывается от собственных закупок и начинает работать в России по модели маркетплейса, чтобы брать комиссию с покупок товаров сторонних продавцов.

Маркетплейсы — это также возможность расширить границы и выйти на новые рынки. Будучи технологической платформой, маркетплейсы хороши отсутствием родины: для пользователей абсолютно неважно, кто и в какой стране его создал.

Российские интернет-магазины могут присоединяться к AliExpress, китайские — к Amazon, а американские — к «Беру». Электронная торговля намного интереснее и перспективнее, и маркетплейсы — самый короткий путь выйти на мировой рынок онлайн-торговли. А такая перспектива не может не остаться незамеченной у инвесторов. В этот бизнес идут сегодня большие деньги.

В чём же подвох? Массовый ажиотаж создаёт иллюзию простоты процесса: раз все открывают, почему бы и мне не попробовать? В какой нише ещё не придумали маркетплейс? Допустим, в свадебной. Тогда почему бы нам не собрать в одном месте все профильные предложения, включая, рестораны, салоны красоты, салоны свадебных платьев, диджеев, ведущих и не начать продвигать площадку среди молодоженов? Казалось бы, что тут сложного?

Недооценка усилий, ресурсов, вложений — первая ступень к краху. Но даже если на старте и удастся построить шатко работающий бизнес, то впоследствии возникнет вопрос: а кому его продать? Кому инвестор в итоге перепродаст такой вот свадебный маркетплейс, чтобы не только вернуть, но и преумножить свои вложения?

Маркетплейсы — сложный бизнес, требующий не разовых, а регулярных больших вложений. Но грамотно выстроить процесс — это ещё полбеды, очень быстро придётся обороняться от массы набежавших в ваш «эксклюзивный» нишевый сегмент конкурентов. Свято место пусто не бывает.

Вспомните, что случилось с каршерингом. А какой красивой и перспективной казалась эта модель на старте! Подавляющее большинство компаний в этой сфере убыточны, на плаву только самые сильные, те, кто смог обеспечить стабильный финансовый поток и за счёт этого выжить и обойти конкурентов.

Сейчас таким огоньком, на который слетаются множество предпринимателей и инвесторов, является заказ еды на дом. Но много ли шансов взлететь, имея такого конкурента, как Delivery Club?

В узких нишах вероятность построить прибыльную бизнес-модель практически нулевая. И даже если вы такую нишу найдёте, то через квартал в неё набегут конкуренты, сведут всю вашу уникальность на нет и положат маржинальность на лопатки. Отсутствие перспективы выходов тем более не даёт повода рассчитывать на окупаемость вложений.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Роман Булкин

"Вспомните, что случилось с каршерингом" - а что с ним случилось?

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Rublev

Началось всё с 2-3 компаний, которые были чуть ли не "вау!", после чего набежала куча всех_кому_не_лень. В итоге всё идёт тупо к тому, что эту нишу подберут к рукам кого_надо_бизнесмены (в столицах - муниципалитет, оставив ещё (национализируемый, или уже?) "Яндекс").

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Ну и останутся несколько крупных игроков, остальные хорошо или плохо продадутся или закроются. Нормальная история и путь для любой ниши.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Rublev

Я говорю не о том, что это ненормальная история. А о том, что останутся сами_знаем_кто, без вариантов.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Так и нет особой цели быть первым-вторым-третьим, если это невозможно по причине наличия Кока-Колы и пепси, например. Но редбулу это не помешало. Цель бизнеса - бабло, а не дурацкое первое место.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Rublev

Первое место тут ни причём.
Ну да ладно...

Ответить
Развернуть ветку
Илья Чернышов

"По данным Deloitte, из почти 27 тысяч блокчейн-проектов, размещенных на платформе GitHub, активно поддерживаются разработчиками спустя год лишь 8%. 92% разработок фактически оказываются мертвыми."

Т.е. это данные по проектам, которые держат открытым исходный код? Связь этих данных с взрослыми проектами (кто код открытым не держит) сомнительна...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Соловьев
Автор

С каршерингом случился яндексдрайв

Ответить
Развернуть ветку
Антон Мисканин

Яндексдрайв всего лишь заставил этот рынок шевелиться. Слабые объединились, сильные поняли, что нужно развиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Sidyakin

А что случилось с каршерингом? В Москве теперь нет парковочного блока, где тебя не ждет каршеринговая тачка.
Я вообще этот выпад типа "там сложно, у вас иллюзия простоты" не понял. И отсюда вопрос в целом к посылу статьи. Рынок растет? Растет! Деньги есть? Есть! Рост планируется и дальше? Ага! Ну, так инвестируй. Или мы под инвестициями имеем в виду "открыть свой бизнес"? Ну, это не совсем инвестиции. Что вам мешает купить акций того же Яндекса?
Или вы хотите космический рост? Ну, тогда ловите тренды, типа того же блокчейна, пока оно по Гартнеровоскому Hype Cycle не начало падать на самое днище

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Rublev
Или вы хотите космический рост?

Статья как раз про венчур (рост от х10 раз).

Ну, тогда ловите тренды, типа того же блокчейна,

И про то, что блокчейн - уже не тренд.
И про то, что нужно ловить тренды (но ловить их надо раньше, а не позже. Вот тут перечислены те, что уже "позже".

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Stepanenko

Такой блок есть в каждом аэропорту Мск. Тачки есть, но тебя они не ждут :-D

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Komarov

Свадебных маркетплейсов у нас на рынке несколько и часть уже была продана от основателей новым инвесторам. Одной из сделок занимались мы в itbb.ru

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy L.

Алексей, можно чуть подробнее про продажу данного свадебного маркетплейса? Нашел его у вас на сайте. Всегда смущает, когда продают дешевле годового оборота. Как именно вы проверяете валидность указанных показателей?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Komarov

Дмитрий, оценка не растущих малых и средних онлайн-бизнесов редко когда определяется оборотом, важна EBITDA или чистая прибыль. В среднем по рынку, при продаже нишевых маркетплейсов можно ориентироваться на 2-3 годовые прибыли.

Что касается проверки показателей - мы в itbb.ru делаем базовую проверку, исключающую мошенников и проекты с накрученным трафиком (прогоняем через свой чек-лист с примерно 20-ю проверочными критериями). Детальную проверку бизнеса (due dilligence) делает покупатель перед сделкой.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ulitin

Theknot.com и weddingwire.com прекрасно продались с большой премией. Свадебные маркетплейсы есть почти во всех значимых странах.

А вообще конечно маркетплейс маркетплейсу рознь. В большинстве отраслей может существовать от 0 до 2 успешных маркетплейсов в зависимости от специфичностям отрасли и ее зависимости от UGC. А любой неуспешный маркетплейс не стоит вообще ничего.

Ответить
Развернуть ветку
трифанов андрей

Хорошая статья. Мне вообще начинает казаться что старая модель потребления себя изживает. Что то принципиально новое пока не придумали.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Ovchinnikov

Свадебный маркет плейс продать сложно, но можно, тем более что его можно сразу расширить вообще до маркета любой пати-движухи плюс кейтеринг. А вот, например нишевый маркетплейс аренды строительной техники и прочих услуг продать уже есть кому от Яндекса с мейлом до Петровича с Леруа. Есть и другие ниши, но в этой бардак полный и все на уровне спама на Авито, допотопных форумов и "езжай три км прямо, там будет будка - спроси Иваныча". Ещё объявления на заборе.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander A
подавляющее число ИТ-директоров (77% из 239 опрошенных) не испытывают интерес к блокчейну, а 43% не планируют проводить какие-либо работы и исследования в этой области

И правильно делают. Единственная задача, которую решает блокчейн — это проблема византийских генералов в общем виде. И в большинстве бизнес-процессов она не встает.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда