Не все стартапы одинаково высокотехнологичны

Пока что самыми популярными оказываются сервисы, переносящие привычную реальность в интернет.

Технологические стартапы далеко не всегда столь высокотехнологичны по факту, как может показаться на первый взгляд. Многие из самых популярных и дорогих стартапов занимаются скорее не сложными разработками, а воссозданием привычной реальности в онлайн-пространстве и оказанием обычных услуг, но с помощью интернета.

Уберизация против высоких технологий

Во-первых, иногда упоминание об искусственном интеллекте и других технологических разработках используется скорее для того, чтобы сделать компанию более привлекательной для инвесторов. Так, из доклада британской инвестиционной фирмы MMC Ventures следует, что для 40% европейских стартапов, которые предположительно занимаются искусственным интеллектом, на самом деле нет никаких свидетельств его применения.

Но дело не только и не столько в том, что часть компаний описывают свою деятельность более «высокотехнологично», чем она является на самом деле, чтобы повысить оценку и привлечь инвесторов. Второй – и более важный – фактор состоит в том, что многие популярные технологические компании по сути просто переносят те или иные функции в виртуальное пространство – от заказа такси и поиска отеля до занятия с репетитором и поиска сантехника. В апреле IPO уже провел один сервис заказа такси – американский Lyft, а в мае должен провести IPO, пожалуй, самый известный из таких сервисов – Uber. Ожидается, что компания будет оценена в $90 – 100 млрд долларов, так что ее IPO станет одним из крупнейших размещений технологических компаний в истории. А ведь притом, что Uber довольно активно работает над высокотехнологичными решениями от беспилотных автомобилей до летающих такси и таксипортов для них, основной его бизнеса остается по сути простое связывание с помощью приложения пассажира, который хочет взять такси, и водителя, готового принять заказ.

Сходным образом действует и популярная платформа краткосрочной аренды жилья Airbnb. Технологической эта компания является в основном в том смысле, что владельцы жилья и путешественники, желающие его снять, коммуницируют на запущенной Airbnb интернет-платформе. Есть и много других площадок самой разной направленности, действующих по такому же принципу – среди них и российская YouDo, где можно найти заказчиков и исполнителей для самых разных работ от уборки и ремонта до юридической помощи и разработки ПО.

Большинству Fintech-стартапов по самой природе сектора сложнее обойтись без технологических решений, тем не менее и здесь довольно активно развиваются сервисы, просто связывающие одних людей с другими и переносящие в виртуальную реальность обычные решения из офлайн-жизни. В первую очередь это получившие довольно большое распространение сервисы p2p-кредитования, которые позволяют привлекать ссуды от других людей через платформу, не прибегая к посредничеству финансовых организаций, или площадки для краудинвестирования.

Все подобные платформы описываются термином, названным как раз по популярному сервису такси, -- уберизация. Под уберизацией тех или иных сфер понимают создание цифровых платформ, позволяющих проводить пиринговые сделки, то есть связывать людей, готовых предоставить тот или иной продукт или услугу, с теми, кто хочет получить этот продукт или услугу, без участия традиционных корпораций. Притом, что уберизация и экономика совместного потребления – весьма популярные сейчас темы, надо понимать, что это в большей мере социально-экономические, чем технологические явления.

Низкотехнологичный Edtech

Хорошим примером того, что пока что простой перенос офлайн решений в виртуальное пространство – весьма выигрышный вариант, является Edtech. Если проанализировать крупнейшие инвестиции в эту сферу за последний год, становится очевидно, что больше всего финансирования привлекли именно такие компании. Во-первых, это сервисы-подсказки для школьников, позволяющие загружать домашнее задание и получать ответ на него. Особенно популярны такого рода сервисы в Китае – в прошлом году $350 млн привлек подобный местный стартап Zuoyebang, еще одна китайская компания такого рода, Yuanfudao, привлекла $300 млн. Очевидно, что такие платформы сложно назвать слишком высокотехнологичными, хотя некоторые из них и занимаются разработками в сфере ИИ, позволяющими лучше анализировать запросы и искать ответы.

Во-вторых, это разнообразные сервисы, позволяющие ученикам находить преподавателей и заниматься с ними онлайн, а преподавателям в свою очередь подбирать себе учеников. Многие из таких сервисов также направлены на школьников – здесь можно находить преподавателей по самым разным школьным предметам, готовиться к экзаменам и контрольным работам. Среди таких сервисов – китайский 17zuoye или российский «Фоксфорд», который организует онлайн-занятия с репетиторами по разным предметам для школьников, которые хотят улучшить оценки, подготовиться к ЕГЭ или олимпиадам.

Но особенно популярны подобные сервисы, нацеленные на обучение английскому языку. Среди лидеров прошлого года по привлеченным инвестициям оказалось сразу несколько стартапов – в основном китайских – действующих по одной схеме: они связывают людей, живущих в Китае и желающих улучшить английский язык, чаще всего школьников, с учителями-носителями из США, Канады, Великобритании и других англоязычных стран. Среди таких сервисов – китайский VIPKid, привлекший в прошлом году $500 млн, DaDaABC, который уже в январе этого года получил инвестирование на $250 млн. Есть подобные сервисы и в России – например, Englex, правда в этом случае речь идет скорее о занятиях онлайн с российскими преподавателями, а не англоязычными учителями.

Также к сервисам, успешно переносящим офлайн-обучение в интернет, можно отнести многочисленные и весьма популярные онлайн-курсы. Среди них Coursera, Udacity и Udemy, все они позволяют дистанционно проходить курсы, подготовленные преподавателями ведущих университетов, в большинстве случаев основа курсов – видео-лекции и онлайн-занятия преподавателей с группами учащихся.

Технологическое будущее

В то же время вряд ли стоит считать, что за такими сервисами будущее – точнее, конечно, платформы подобного рода будут сохраняться и развиваться, но интереснее – и перспективнее – следить за компаниями, которые кардинально меняют образовательный ландшафт. Речь идет о таких технологиях, как интернет вещей, искусственный интеллект и машинное обучение, виртуальная и дополненная реальность, блокчейн и многие другие разработки, большинство из которых могут применены и в образовании.

В прошлом году аналитическая компания CB Insights выбрала сто самых перспективных ИИ-стартапа, в их число попало и две образовательных компании – LAIX и Osmo. В сентябре прошлого года LAIX – китайский Edtech-стартап – провел IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлек $72 млн. Этот стартап специализируется на изучении английского языка, но, в отличие от перечисленных выше компаний, использует для этого ИИ. LAIX запустила работающее на базе ИИ приложение Liulishuo, которое предлагает каждому пользователю разработанную специально под него программу обучения. Компания разрабатывает роботизированного «учителя» английского языка, который мог бы слушать и понимать сказанное учеником и давать ему обратную связь.

Американский проект Osmo (в январе он был куплен индийский Edtech-сервисом Byju’s за $120 млн) занимается разработкой образовательных игр в дополненной реальности для детей. Такие игры подразумевают взаимодействие детей одновременно с физическими объектами в реальности и с объектами AR на экране гаджета. Довольно много Edtech-стартапов, занимающихся созданием образовательных продуктов в виртуальной и дополненной реальности – это и различные тренажеры, используемые при обучении пилотов самолетов, врачей и других специалистов, и приложения для школьников, позволяющие им посмотреть на человеческое сердце изнутри, оказаться посреди исторического сражения или известной картинной галереи. Среди таких сервисов – российский MEL Science, позволяющий школьникам учить химию при помощи VR-очков.

Многие образовательные компании сочетают традиционные форматы обучения, привычные и понятные пользователям, с технологическими разработками. Среди них, например, ABAEnglish, с одной стороны, предлагающий обычный формат онлайн занятия с преподавателем, а с другой – различные формы самостоятельной работы в приложении без участия реального учителя. Довольно много сервисов предлагает учить язык в игровой форме с использованием самых разных материалов от фильмов и песен до текстов и игровых заданий – среди таких сервисов Puzzle English, Duolingo. Есть и платформы такого рода, нацеленные не на изучение языков, а на другие навыки – так, российское приложение Викиум нацелено на развитие внимания, памяти и мышления в целом.

Резюме

Пока что самыми популярными – и финансово успешными – во всех сферах от доставки еды до образования остаются прежде всего «уберизованные» сервисы, предполагающие перенос привычных функций в онлайн-пространство и пиринговые сделки между пользователями. Тем не менее хотя такие платформы и привлекают внимание пользователей и инвесторов, в долгосрочной перспективе интереснее те компании, которые занимаются более высокотехнологическими решениями и привносят в свои сферы искусственный интеллект, виртуальную реальность и интернет вещей.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Квитницкий

Мне кажется важны не технологии, которые использует стартап, а польза, которую он приносит

Ответить
Развернуть ветку
Николай Песков
Автор

Евгений, это, конечно, да. Но не стоит называть технологичным то, что таковым не очень является. Это раз. А два - любопытно наблюдать как люди осваивают новое - цифровое пространство. Сначала пытаются без изменений готовые формы втащить, и только некоторые реально экспериментируют с новыми возможностями и инструментами. Я вот о чем

Ответить
Развернуть ветку
Елена Абрамова

Николай, а когда по Вашему наступит эта самая "долгосрочная перспектива", кода по-настоящему высокотехнологичные стартапы выйдут в топ?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Песков
Автор

Елена, я думаю, что в перспективе 10 -15 лет они точно выйдут на первый план

Ответить
Развернуть ветку
Grigory Spitsyn

Мне кажется, можно было бы чуть более подробно рассказать о каждом из отечественных сервисов и их достижениях. Тот же Яндекс.Такси превратился в мировой бренд. Пользуюсь им в Эстонии. Puzzle English работает в Восточной Азии и весьма успешно. А то как-то куцевато получается. Не очень информативно.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Песков
Автор

Григорий, с Вашей подачи затею цикл об успешных российских высокотехнологичных стартапах, работающих на глобальном рынке 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Trepolsky Dmitry

Сервисы-подсказки странно относить к EdTech, это скорее антиобучение.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Песков
Автор

Да, по сути согласен, но формально это все же Edtech

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Шляхова

До настоящего времени даже не думала, что Викиум российский, всегда ассоциировала его с Википедией. Вот что значит ассоциативное мышление и удачное название

Ответить
Развернуть ветку
Николай Песков
Автор

Анастасия, может, они этого и добивались. Хороший нейминг ведь тоже часть успеха. Но ребята ещё и хороши в плане продукта

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Алешина

Классно, что в принципе технологии в edtech забрались. теперь доступ к знаниям не такая ограниченная штука, как 100 и даже 50 лет назад

Ответить
Развернуть ветку
Николай Песков
Автор

Да, вот даже дипломы крутых университетов благодаря курсере можно дистанционно получить. Сокращается потихоньку разрыв между теми, кто может получить хорошее образование и теми, кто нет

Ответить
Развернуть ветку
Ogfrgfkar

Не все стартапы это вообще стартапы!

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда