Исследование: российские госкомпании закупили программы американской Oracle на 13 млрд рублей вопреки импортозамещению Статьи редакции

Среди крупнейших заказчиков — «Сбербанк», «Ростелеком», ФНС и ЦБ.

  • В 2018 году российские госкомании и госструктуры потратили на лицензии и услуги техподдержки продуктов американской корпорации Oracle более 13,3 млрд рублей. Об этом говорится в исследовании аналитической компании TAdviser.
  • Среди крупнейших заказчиков — «Сбербанк», «Ростелеком», Федеральная налогова служба, Центробанк и «Росатом». Они заключили госконтрактов на 4,9 млрд, 2,5 млрд, 997 млн, 439,7 млн и 348,7 млн рублей соответственно, посчитали в компании.
  • В TAdviser анализировали данные сайта zakupki.gov.ru, электронных торговых площадок, а также корпоративных сайтов. При этом реальные суммы затрат на продукцию Oracle могут быть выше, поскольку часть закупок могли быть включены в комплексные контракты, отмечают в компании.
  • Общая сумма контрактов растёт последние пять лет — в 2014 году показатель составлял 7,17 млрд рублей. При этом количество закупок сокращается: с более чем 550 в 2014 году до 250 в 2018 году.
  • Oracle Corporation специализируется на разработке систем для управления базами данных, систем планирования ресурсов предприятия, облачного ПО, а также поставляет серверное оборудование. Компания обслуживает 430 тысяч клиентов в 175 странах.
  • С 2016 года в России действуют ограничения для госорганов на покупку иностранного программного обеспечения. Они должны приобретать продукты из реестра отечественного ПО кроме случаев, когда российских аналогов с необходимыми характеристиками нет. Этого же правительство требует от госкомпаний. По данным TAdviser, почти у всех закзчиков заготовлены обоснования невозможности соблюдения этого запрета. Документы при необходимости включаются в материалы закупки.
0
86 комментариев
Написать комментарий...
Вячеслав Григорьев

Я думал сбербанк хранит все данные в тетрадке, которую каждый день переписывает армия теток за 50 лет.
И из за этого только появилась фраза: где открывали карту туда и идите, ведь не успеет же тетка с тетрадкой доехать до филиала где ты щас находишься.

p.s Какие альтернативы защищенныи и быстрым базам в РФ? Да нихрена нет, так как зарубежом инвестируют в технологии, а у нас пилят бабки которые выделяют на разработку чего-то.

Ответить
Развернуть ветку
Генадий Волконский

PostgreSql

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

У Сбера есть "таблички", которые по 100 ТБ весят и разнесены на целый кластер. Мускул или постгрис с таким можно подружить, если поработать напильником (как сделал ВК, например). Сбер выбирает готовое решение под свои объемы данных и требования, чтобы ничего не допиливать.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Зачем пилить постгрес или мускуль для работы в кластере? Это вполне типовая установка такого софта - все работает в штатном режиме по документации. Чисто админская задача

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Есть очень хорошие обзоры проблем MySQL на Хабре. Например, пост Олега Бунина: https://habr.com/ru/company/oleg-bunin/blog/328458/

Там очень хорошо описано, что с ним не так из коробки при высоких требованиях к объёмам, производительности, безопасности.

Есть на том же Хабре пост, где Яндекс.Почту мигрировали с Oracle на PgSQL: https://habr.com/ru/post/321756/

В конце есть краткое описание фич Оракла, без которых они скучают.

Есть куча других статей и сравнений эксплуатации разных БД на уровне Enterprise решений.

К тому же в соседних комментариях уже объяснили, что у Сбера проблема не только в объёмах данных. Есть ещё и тонна легаси, завязанного на фичи Оракла. Нельзя так просто взять и выкинуть их.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Во второй статье обратите внимание на абзац:

Это — не первая наша попытка избавиться от Oracle. В начале нулевых была попытка переехать на MySQL, она провалилась. В 2007 или 2008 была попытка написать что-то своё, она тоже провалилась. В обоих случаях был провал не столько по технически причинам, сколько по организационным.

Если для Яндекса (являющегося изначально IT-компанией) переход является проблемой, то что говорить о банковских структурах.

Затем обратите внимание на следующую реплику:

Всего у нас это заняло 3 календарных года, но мы потратили больше 10 человеко-лет. То есть усилие всей команды довольно внушительное.

То есть даже в Яндексе перевод лишь одной части Яндекс.Почты на PostgreSQL удался не с первого раза и занял 10 человеко-лет.

Зачем такие риски Сберу?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Если сберу переводить систему - то да, технические риски проекта есть. Но в итоге общий риск в работе системы снижается: у вас есть весь код системы, и вы никак не привязаны к вендору. Например, завтра вводятся санкции в отношении сбера, и оракл прекращает продавать ей софт и поддержку. Финиш.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

А затраты времени как уменьшить? Я ещё раз обращаю внимание, что Яндекс 3 года потратил, чтобы только кусочек системы перевести. Сколько лет понадобится, чтобы весь Сбер перевести на другую базу?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Я просто выдвинул тезис что переход с субд оракла на опенсорс вполне реальна с технической и организационной точки зрения. Зачем это делать с точки зрения бизнеса тоже сказал - например, санкции. Поэтому Сбербанк если захочет - сделает. Возможно, его нужно заставить административно - как в СБП поучаствовать. Все таки это и наша финансовая безопасность - работающие фин системы крупнейшего банка даде под санкциями.

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда